Игорь Панин2 - написанные рецензии

Рецензия на «Вхождение в осень вратами» (Серебряная Ель)

Рад тебя видеть, Жанночка. О стихах разговор особый. Очень зрелые образы, тектоника и масштаб. Позже...

Игорь Панин2   03.11.2011 22:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Весенний гобелен. Миниатюры» (Серебряная Ель)

Постсимволизм, Жанна. Творимая легенда - по Соллогубу.
Диалогический принцип преломляется здесь, как и в творчестве большинства поэтов Серебряного века. Это стихотворение соотносимо с Серебряной эпохой русской поэзии. Здесь закамуфлированный диалог - как с предшествующими по времени пластами русской и мировой поэзии и культуры, так и с современными - доминантный в русской культуре постсимволистского периода. Поэзия постсимволизма во многом сохраняет высоту символистских задач, обретая новые возможности для глубинных духовных и художественных поисков.
Диалог поэтических культур, предтеч и последователей, ведется в напряженно-чуткой и отзывчивой духовной ситуации "философии жизни", принявшей в России начала XXI века столь острые формы и столь многогранно запечатлевшиеся в ее поэзии. Подчеркнем, что этот процесс происходит на фоне всеобщего ощущения зыбкости жизненных устоев, вступления России в критическую фазу, чреватую грозными катаклизмами. Мы - накануне полной перемены жизни, быта, чувств и общественных отношений, и по России, и по Европе «пронеслось лихорадочное, влюбленное и судорожное стремление запечатлеть, фиксировать эту улетающую жизнь». Несомненно, это присуще
этому циклу. А ты чуткий,талантливый художник. Иначе быть не могло.

Игорь Панин2   22.03.2011 20:04     Заявить о нарушении
пронеслось лихорадочное, влюбленное и судорожное стремление запечатлеть, фиксировать эту улетающую жизнь (с) -Игорь Васильевич -очень тонко и точно.Это так.

Серебряная Ель   24.03.2011 18:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Только мокрые домыслы липнут к стеклу...» (Юрий Пустовойт)

Особая эмоциональность Ваших стихов, эстетизирует области деятельности человека, считающиеся почти непоэтическими. Имеет место обращение к романному опыту, как мне кажется. Организованы данные стихи почти визуально и, таким образом, создана так называемая идеограмма, в которой текст и текстовые образы сплавляются воедино.

Хотелось бы добавить,что Вы создаете стихи,как сборник,продумывая их единство, принцип его построения. Ваша страница - как сборник со стержневым мотивом: "архитектурное наблюдение"

Игорь Панин2   02.03.2011 09:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «Молох» (Серебряная Ель)

В русской литературе образ Молоха не нов. Но как ни странно, не Молох Куприна приходит мне на ум,но сборник Станислава Лема с одноименным названием. Молох — бог огня семитских племен, для умилостивления которого сжигали преимущественно малолетних детей. Иногда "молохом" называют сам ритуал жертвоприношения. Нарицательно "молох" — страшная ненасытная сила, постоянно требующая человеческих жертв. В своих художественных и философско-публицистических работах Станислав Лем достаточно часто употребляет слово "молох" для определения различных процессов и явлений глобального масштаба. Только в этом сборнике оно встречается 10 раз в различных контекстах. Это и мощный компьютер, используемый для управления государством, и мощная информационная сеть, охватывающая все области деятельности людей и управляющая ими, и объем сетевой информации, и мощный компьютер, наделенный искусственным интеллектом, и мощное автоматизированное промышленное производство, и некоторые отрасли промышленности, такие, как фармацевтика и производство вооружений, и процесс эволюции жизни на Земле, и даже ее этапы. В других работах слово "молох" Станислав Лем использует еще и для характеристики советского строя и влияния СССР на окружающие его социалистические тогда страны, и для характеристики нынешней американской супердержавы и ее промышленности -смотрю у тебя появились пятигранные высоты - масонский образ Пентагона? и для характеристики нынешнего телевидения и его воздействия на подрастающее поколение, и для характеристики рекламы и ее воздействия на людей, и для характеристики космических процессов и явлений.

Вот, девочка моя,вижу твоего Молоха абсолютно тождественным леммовскому, а посему его библейская внешность и возможность расправиться с ним сказочными средствами представляется утопичной, тем не менее именно это противопоставление и создает сильный художественный эффект произведения. Понравилось.

Игорь Панин2   01.03.2011 16:47     Заявить о нарушении
Очень интересно написанное тобой здесь,Игорь Васильевич. Захотелось прочесть этот сборник Лема,может мой несколько односторонний молох,как-то по-другому решился бы?

Серебряная Ель-Рецензии   02.03.2011 21:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мисхор» (Юрий Пустовойт)

Я соблюдаю обещанье
И замыкаю в четкий стих
Мое далекое послание.
Пусть будет он как вечер тих,
Как стих "Онегина" прозрачен,
Порою слаб, порой удачен,
Пусть звук речей журчит ярчей,
Чем быстро шепчущий ручей...
Вот я опять один в Париже
В кругу привычной старины...
Кто видел вместе те же сны,
Становится невольно ближе.
В туманах памяти отсель
Поет знакомый ритурнель.

отрывок из стихотворения М. Волошина "Письмо"

Не случайно привел здесь эти строки. В свое время мы занимались исследованиями анталогии волошинской поэзии. В дневнике Волошина, названном им "История моей души", мы находим запись от 13 ноября 1904 г.: "Разговоры о пустыне. Пустыня создает поэтов, море - нет. Море, с его туманами, создает ритмику - В.Гюго. Пустыня - это мысль во всей ее простоте". Такова и поэзия Волошина: она строга и интеллектуальна. Волошин - "подмастерье словесного, святого ремесла", он - "кузнец упорных слов", который "вкус, запах, цвет и меру выплавляет их скрытой сущности". Он - тайновидец, поэт, пророк. Волошин полагает, что
Речение,
В котором все слова
Притерты, пригнаны и сплавлены
Умом и терпугом, паялом и терпеньем,
Становится лирической строфой.
Поэт не был, по его признанию, "светлым лирником, что нижет широкие и щедрые слова на вихри струнные, качающие душу". Его понимание творчества отличалось от взглядов его современников. В основе его поэзии - не чувство, а мысль. Вероятно, поэтому произведения Волошина часто встречали непонимание у современников. Возможно, они оказались слишком сложны для них.
Так вот,пожалуй,я нашел то,что хотелось бы сказать о Вашем поиске. Он суров и путь Ваш -суров. Вы еще очень молоды, как и Серебряная Ель (любимый мой молодой поэт), и очень талантливы, друзья мои. у Вас обоих, нахожу целостное, гармоничное (и при том своеобразное) единство мыслей, образов и идей, относящихся к различным эпохам, культурам и учениям. Имеет место быть глубочайший пантеизм. Заношу в избранное.
Игорь Панин, Пенсильвания, Аллентаун, 2011

Игорь Панин2   21.02.2011 15:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Моление о Чаше» (Серебряная Ель)

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".

Б. Пастернак

При всех разночтениях совершенно евангельский Христос у Пастернака. Евангельский ли Христос у тебя? Думаю не совсем, это скорее общий образ Бога - не случайно ты не называешь его Христом и Господом, Сыном. Близко ли лично мне это? Опять не совсем. Но получился очень четкий символ. И совершенно верно подобрана замечательная гравюра и названа верно - Оттиск. Отпечаток его пребывания. На камне. Это литография.

Твой Христос - образец жертвенной реакции на окружающее зло. Такое утверждение нужно тебе,как и Айтматову, чтобы показать цену утверждения добра а Земле. А она высока. Мне абсолютно близка заложенная авторская мысль о том, что Страсти свершаются каждый день. Страдание Христа кумулятивно, оно на самом деле бесконечно.
Твоя интерпретация библейского сюжета о Страстях современна, ты исследуешь библейский сюжет, чтобы говорить о бедах нашего современного мира,в частности России. И это тоже новое слово. И слово это - только твое.

Игорь Панин.

Игорь Панин2   19.02.2011 10:08     Заявить о нарушении
Да,ты прав,Игорь. Это оттиск. Попытка абстрагироваться от личного, которое в таких вещах может привести к религиозному пафосу, а просто констатировать,как в гравюре здесь есть

Серебряная Ель   19.02.2011 10:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Шкура шотландской козы» (Юрий Пустовойт)

When April with his showers sweet with fruit
The drought of March has pierced unto the root
And bathed each vein with liquor that has power
To generate therein and sire the flower;
When Zephyr also has, with his sweet breath,
Quickened again, in every holt and heath,
The tender shoots and buds, and the young sun
Into the Ram one half his course has run,
And many little birds make melody
That sleep through all the night with open eye
(So Nature pricks them on to ramp and rage)-
Then do folk long to go on pilgrimage,
And palmers to go seeking out strange strands,
To distant shrines well known in sundry lands.
And specially from every shire's end
Of England they to Canterbury wend,
The holy blessed martyr there to seek
Who helped them when they lay so ill and weal

Befell that, in that season, on a day
In Southwark, at the Tabard, as I lay
Ready to start upon my pilgrimage
To Canterbury, full of devout homage,
There came at nightfall to that hostelry
Some nine and twenty in a company
Of sundry persons who had chanced to fall
In fellowship, and pilgrims were they all
That toward Canterbury town would ride.
The rooms and stables spacious were and wide,
And well we there were eased, and of the best.
And briefly, when the sun had gone to rest,
So had I spoken with them, every one,
That I was of their fellowship anon,
And made agreement that we'd early rise
To take the road, as you I will apprise.

But none the less, whilst I have time and space,
Before yet farther in this tale I pace,
It seems to me accordant with reason
To inform you of the state of every one
Of all of these, as it appeared to me,
And who they were, and what was their degree,
And even how arrayed there at the inn;
And with a knight thus will I first begin.

Игорь Панин2   04.02.2011 16:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Но верую абсурдно в белый снег! Post scriptum...» (Серебряная Ель)

Одно из отличий гениального творения – многозначность, в силу которой это гениальное творение оказывается созвучным каждому из живших, живущих и тех, кто будет жить. Другими словами, каждый из нас, благодаря этой самой многозначности, имеет возможность спроецировать на произведение себя: свой образ мыслей, черты характера, устремления. Тем самым мы уподобляем автора себе.
Смысл жизни, земное предназначение человека, отношение к смерти -- вечные вопросы философии. Особенно остро они встают в такие переломные эпохи. И когда художник решается на подобный диалог -это шаг кзрелости. И таких шагов вжизни бывает несколько - несколько этапов зрелости.
Прекрасна жизнь -- на вид. Но день единый,
Что долгих лет усильем ты воздвиг
Вдруг по ветру развеет паутиной.

(Франческо Петрарка, CCLXIX/Пер. Вяч. Иванова)

Мне кажется в твоих стихах постепенно формируется мудрое бесстрашие перед лицом смерти. И оно не имеет ничего общего с мироотрешённостью христианского праведника, которого не трогает ни смерть близких, ни людское горе и страдание. Очень человечные и искренние строки. Превосходная форма. Отсыл к Петрарке - не случаен. Какая могучая вера в возможности человека пронизывает это стихотворение. Ты веруешь,ибо абсурдно.И в этом твоя кроткая сила. Любящий тебя, Игорь.

Игорь Панин2   31.01.2011 17:44     Заявить о нарушении
"Мне кажется в твоих стихах постепенно формируется мудрое бесстрашие перед лицом смерти. И оно не имеет ничего общего с мироотрешённостью христианского праведника, которого не трогает ни смерть близких, ни людское горе и страдание" (с)Игорь Панин
Спасибо за эти слова!

Серебряная Ель   31.01.2011 18:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как в твид, в портвейн закутан слог» (Юрий Пустовойт)

Классично. Несмотря и вопреки. Стихотворение вобрало в свое пространство,равно повседневность,но и подходы русской поэзии в передаче иррационального, подсознательного, грустно-музыкального. Отсюда – образы призраков, дремлющих звуков, теней, родственные Бальмонту,Бунину...

Игорь Панин2   24.01.2011 17:32     Заявить о нарушении
Рецензия на «Австрийские стихи» (Юрий Пустовойт)

Поэтику Ваших стилистически изысканных произведений слагают как реалистические, так и модернистские элементы (лингвостилистическая игра, всеохватное погружение, мнимые галлюцинации -не в смысле пародийном, это термин). Вашему своеобразнейшему литературному стилю присуща игра в шараду из реминисценций и головоломки из зашифрованных цитат. И в то же время вы удивительно синкретичны. Удивительной лирической силы - данная вещь.

Игорь Панин2   24.01.2011 17:17     Заявить о нарушении