Никита Трушков - написанные рецензии

Рецензия на «Листья» (Никита Трушков)

посвящается великому С.А. Есенину

Никита Трушков   05.10.2020 05:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Only» (Мёртвые Слова)

Пришлось несколько раз перечитать стихотворение, чтобы понять. Не могу точно решить, минус это или плюс - иногда важно создать исчерпывающее впечатление, с одного прочтения изложив авторский замысел, но это, видимо, не тот случай.
Вообще работа сама напоминает странный сон. Она сохранила толику сюрреалистичности, свойственной стихотворениям Дмитрия, и при этом конечно же нельзя сказать, что это абсолютный поток сознания - здесь имеется что-то, что подкупает именно своей житейской естественностью. Может, дело в схожести изложения с воспоминанием(отсюда вытекают странности, так как воспоминания, особенно ночные, часто бывают размыты), где л.г. подводит итог знакомства на пороге собственного дома с ребёнком, который преобразился к настоящему времени в чувство или женщину, к которой он и обращается. Может, в наивности лирического героя, его открытости и простоте, свойственным героям Достоевского. Внутренний мир, вывернутый, как им кажется, наизнанку - но тем не менее, самые потаённые закоулки души по прежнему остаются скрыты ещё сильнее. Разберу отдельно каждый абзац.
Часть про рисунки созвездий - пожалуй, лучшая. Она выглядит как отдельное самостоятельное произведение. Возможно, на ней стоило и закончить. Посудите сами: подмигивающая звезда заставляет мнимого художника, рисующего созвездия, бросить кисть. Лаконичное начало "Only" заставляет задуматься не много не мало о назначении творчества. Если воспитывая следующие поколения, люди занимаются, как принято считать, высшим искусством, то беря в руки кисть и лист бумаги, они намеренно решают отвлечься от живого мира и воплотить плод своего воображения. Они редко могут испугаться результата, поскольку знают, что рисунок не оживёт: это всего лишь порождение фантазии. Страшнее когда, как в нашем случае, рисунок оживает, и взаимодействует с ним, когда нарисованная звезда подмигивает. Тогда творец понимает важность того, что он делает, и как ему кажется, больше никогда не возвращается к рисованию созвездий. Однако финал стихотворения некоторым образом связан с началом, но мы к этому ещё вернёмся.
Л.г. преследует звезда, сверкая в окне хрупкой кухни. Спутники героя - кофе и бутерброды - выбраны неслучайно. Это атрибуты обывательской жизни - кофе, чтобы взбодриться и не уснуть от убаюкивающей цикличности повседневных забот, а бутерброды - наспех сделанная стряпня, для того чтобы успеть посмотреть очередной фильм. В фильме, к слову, заключен не особо примечательный микросюжет - про мужчину, который уходит прочь от своей спутницы. Грустные фильмы, а преимущественно, мелодрамы действительно порой вольно распоряжаются актёрами, заставляя их идти не знамо куда лишь для накала страстей. Героем же движет не сценарий, а превратности судьбы - сияющая звезда, ранее нарисованная им, лишает его аппетита. Интересно, что автор показывает волю звёзд как нечто ранее созданное самим человеком - налицо ирония над астрологией. Кто сеет ветер - пожнёт бурю, как было написано в одной книге.
Следующая часть может при первом прочтении показаться утомительной и ненужной. Опять эти бутерброды. Мелодрамма с двумя "м". Да и влюблённость не очень вяжется с кошмарным сном. Но в защиту этого кусочка скажу, что он просто нужен для накала странности - это явно её пик в произведении. Попробуйте выбросить его - вяжется намного труднее. Всё таки каждая часть играет свою роль, не зря сам Дмитрий мне как-то говорил, что пишет стихи по системе "дом из бамбуковых палок".
В следующей части вокзал,который ещё с детства ассоциируется с серией бестселлеров Роулинг благодаря платформе 9 и 3/4. Как это обычно бывает, мама не верит в магию - ведь взрослым в неё поверить намного сложнее, чем тем, кто не так давно был ребёнком. Моя мама бы тоже не поверила бы, если бы я сказал, что нашёл девушку. Да и в целом, думаю, если бы написали книгу о моей взаимной любви с красивой особой, она лежала бы в разделе "фэнтези". И ценю этот залихватский юмор Дмитрия даже в таком, казалось бы, меланхоличном стихотворении: "трогал за руку божество, и не только за руку". Думаю, все поняли, о чём здесь идёт речь.
И, конечно же, яркое завершение с маленькой потерянной девочкой на пороге. Невольно вспоминается короткий рассказ Франца Кафки "Тоска", где герой так же встречает незнакомого ребёнка и начинает просто говорить с ним. Изобретательный слог, непосредственные рифмы и страсть делают эту часть второй по значимости после самой первой. А связаны они как раз вот чем. Если в начале л.г. сам создаёт звезду, которая ему подмигнула, к концу она преображается в живого ребёнка. Она не плод любви, и по сути, родилась случайно, в результате художественных излияний , проделанных кистью и тления сигареты(привет, стихотворение "Сигарета"). Именно из-за того, что неосознанная деятельность породила живое создание, которое звездой засверкало в жизни л.г, он так испугался, и перестал рисовать созвездия, затем лишился аппетита, перестал верить телефильмам и наконец поверил в настоящую магию. И наконец понял, вот она - прямо перед ним, простая девочка лет 10-ти, простой человек. "И я буду любить тебя, только люби меня". Нужно было просто разглядеть её за всеми этими нагромождениями.

Никита Трушков   22.08.2018 08:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сердце, которое простудилось» (Мёртвые Слова)

С зари человечества считается важным для укрепления духа придаваться грусти. Поэт через строки произведения демонстрирует, каково же это - быть сам грустнейшим на свете. А что же вообще делает нас грустными?
В моём понимании, прежде всего внутренняя борьба. Слово, ещё не написанное на бумаге и не высказанное, обретает в воображении несравнимую ни с чем оболочку - оно как разящий меч, который в нетерпении готовится к тому, чтобы его достали из ножен. Да, этими словами можно, наловчившись со временем, разить все скверные и гнетущие образы сознания. Парадоксально, но иногда даже требуется ликвидировать и светлые мысли - чтобы вволю насладиться тяжеловесным чувством всепоглощающей печали.
Таким образом человек даёт волю своей тёмной стороне, которую не стоит долго держать взаперти - он желает красивой боли, красивой трагедии на пути к злополучному бессмысленному концу. Да, боль может быть красивой и романтичной. Жертвы могут пасть красиво и романтично. Но автор не перегибает палку - он не совершает убийств и не способствует боли - лишь подставляет всё своё тело под удары жестокой судьбы, чтобы стать в один ряд со всеми, кто волей случая или же собственной присоединился к пантеону депрессии. Окаймленное в рамки так присущей поэзии Дмитрия искренности, "Сердце, которое простудилось", выглядит эффектным и запоминающимся.

Никита Трушков   17.08.2017 10:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Уёбывай» (Мёртвые Слова)

Пожалуй, самое интригующее стихотворение, которое я читал за последнее время.
Интересно нахождение "Уёбывай" в жанре "религиозная лирика" - в этом плане я не слишком искушён, так что просто оценю работу с точки зрения обывателя.
Работа посвящена встрече с неким таинственным господином, чьё имя не называется, и чьи намерения относительно лирического героя нельзя назвать доброжелательными. Можно сказать, это некая непобедимая сила, которая даёт оружие, и ставит перед выбором: застрелить её или же самого себя. При этом в обеих случаях сам образ незнакомца останется в памяти, и будет преследовать ещё долго(а возможно и до конца жизни, подобно шогготу из рассказов Лавкарфта), пусть даже удастся застрелить его.
Загадочный человек олицетворяет проблему, которую неизбежно встретит каждый на жизненном пути. Неважно, миражная она или действительно подстерегающая в засаде - даже наисчастливейший из смертных обречён на встречу с ней. Она может быть разочарованием, или же трагедией - её диапазон неизмерим, и тем интересней путь, который автор проложил к окончательной фразе, сказанной зловещим существом.
Не использовано никаких уничижительных или же мрачных тонов - к встрече с загадочным человеком герой готовится как к обычной встрече старых друзей или деловых партнёров. Это подчёркивает неминуемость этой встречи - что толку сгущать краски, когда они говорят сами за себя? Остаётся лишь дело за воображением слушателей. К слову, о слушателях - на протяжении чтения стихотворения меня не отпускало ощущения присутствия невидимой, скрытой аудитории, как будто всё на самом деле происходит на сцене театра.
Обвив шею чёрной тканью, лирический герой до конца настраивает себя на ужасный исход вечера: повторяет, что загадочный человек обижен на него; насколько он провинился и скольких предал. Можно предположить, что пессимистический подход сыграл свою роль в финальном акте - достаточно вспомнить, как библейский герой шёл по воде и упал в воду, посмотрев вниз. Быть может, не будь он такого низкого мнения о себе, сохранив веру в свои силы для реабилитации, всё развернулось бы иначе.

Никита Трушков   26.03.2018 23:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мне хочется быть с тобой» (Мёртвые Слова)

"Мне очень хочется думать, что ты далеко, в райском саду..."
Навязчивая мысль, не дающая лирическому героя покоя. Оставшись наедине со своими размышлениями и страхами, и без конца повторяя фразу, заложенную в заглавие стихотворения, он сам того не подозревая, хочет попасть в рай. Ведь в самом начале он высказывает желание обретения небесного блаженства своей возлюбленной, и после повторяя "я хочу быть с тобой" он говорит, по сути: "я хочу быть с тобой в райском саду".
Весьма эффектно звучит сочетание слов "куски тоски" - читая эту строку в голове моментально проносятся образы рваной исписанной бумаги, одежды, вообщем, материала, который при поломке создаёт подобные звуки. Надо отдать должное лирическому герою: он признаёт себя наглецом, но не может исторгнуть свои пороки из себя, потому как перманентно несчастен, испытывая всё ту же"беззвёздную муку" и не покидающую его фрустрацию. Я уверен, что все, кто испытывал чувство подлинной любви, поймут ревность - не ту, что истязает(хотя конечно не без этого), но ту, что играет роль стрелы, впивающейся в сердце железным стихом.
"А ты? Ты лишь молча уходишь
И, может, под другим кем-то стонешь."
Так она обрубает верёвку, подобно палачу, или нет, даже являясь здесь палачом и китобоем с гарпуном в одном лице, ставя крест на вдохновении героя - ведь ничто не приносит столько вдохновения как искренняя любовь, и обрекая его на вечное скитание в поисках утраченного идеала.

Никита Трушков   16.08.2017 11:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Она скажет Я люблю тебя» (Мёртвые Слова)

Призыв к искренности - то, что делает "Она скажет я люблю тебя" особенным творением. До конца чтения меня преследовала тёплая атмосфера, и лишь в конце сгущаются сумерки посредством выявления обманчивости чувств и вещей, встающих на жизненном пути. Стихотворение - как солнечный осенний день, короткий, но внезапно темнеющий, несущий в себе подчас больше, чем целое лето.
Казалось бы, вечная фраза "я люблю тебя" ценна и незаменима, какое количество раз бы её не произносили изо дня в день, но не всегда эти слова могут работать - в дело вступает интонация. В голосе можно отчётливо прочувствовать сомнение, тревогу, скованность и легкомыслие. Возможно, в конце концов, тот кто с легкомыслием произнёс заветную фразу, объяснит её розыгрышем - неудачной шуткой и недоразумением, вроде положенной в руку мнимой чаинки. Неслучайно автор перечисляет всё, что не вызывает у него никаких сомнений в привязанности и вновь возвращается к словам, обращённым к нему, после короткого мрачного отступления о намеренной и случайной боли. Даже через строки здесь чувствуется уверенность в его словах о любви к обычным, казалось бы, вещам и явлениям; становится понятно, что ему они крайне дороги до конца его дней; жизнь быстротечна и твоя мнимая любовь лишь трата времени. "Лучше найди что-то или кого-то, к кому твои слова смогут обрести подлинную искренность" - говорит автор, и мне это нравится, ведь я выражаю мнение касательно его творчества честно.

Никита Трушков   16.08.2017 09:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Не нужный человек» (Мёртвые Слова)

Стихотворение зацепило меня прежде всего мотивом отчуждённой личности. Возводящий небесные храмы в замкнутом пространстве, обвиняемый всё же не может заделать щель в крыше, и жестокая реальность льётся дождём в его дом.
В какой то мере, название противоречит само себе: ведь если человек не нужный, почему о нём вообще говорят? почему о нём написано это стихотворение? Может, он всё таки нужный человек?
Все эти вопросы можно перечеркнуть лишь одним словом: самокритика. Прочитав стихотворение повторно, вы поймёте, что ненужным человек возомнил сам себе, изваяв из незримой материи образ изгоя на необитаемом острове. Прав герой лишь в одном: он не видит прекрасное, и то прав, наверняка, лишь наполовину, ведь даже на основе отложенного в голове материала прошлого фантазия будет рисовать картины. Другое дело, желает ли рассудок принимать их...
В невесомости, между полом и потолком, он будто между двумя иллюзорными реалиями одного и того же мира. В одной компании - он как скала, в другой - душа без души. Проблема личности здесь в том, что он не может плотно встать на один из берегов, одинаково отдалившихся от него. Постоянно в поиске, в трепете и нерешительности, он испытывает страдания и лишь предпринимает жалкие попытки оправдания жизни. В работе присутствует характерная для автора ирония над лирическим героем. Говоря ему: "Вот-вот уж. Видно", он укоризненно показывает ему глупость его положения, и намекает, что ещё не всё потеряно и на самом деле он может воспрянуть из состояния аутсайдера к чему-то большему и значимому. Выходит, надежда в стихотворении остаётся и в целом оно не несёт в себе той безысходности, чьи очертания оно обретает на первый взгляд.

Никита Трушков   15.08.2017 13:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Осеннее интермеццо» (Мёртвые Слова)

Проникновенное исполненное аскетизма полотно "Осеннего интермеццо" как ни что другое хочется услышать с наступлением осени. Ведь как известно, осознавая всю глубину хрустального мгновения загадочной осени, мы можем избежать депрессии. Говоря себе: "настало время предаться печали как следует", мы гостеприимно впускаем тяжеловесное чувство в свои двери, и оно ведёт себя намного более галантно по отношению к нам.
В конце концов, квинтэссенцией мучений является сознание прекрасного - минус на минус рождает плюс. В стихотворении звучит не местоимение "я", а местоимение "мы", что уже выделяет его из остального творчества Дмитрия. Смешиваясь вместе с дождём на пути к бару, герои будто становятся неотделимой частью мрачной осенней картины. Они подсознательно уверены, что все остальные времена года - лишь сон, и нет ничего более настоящего и живого, чем человеческая тоска.
Работа пестрит причудливыми метафорами("вены чистейшего льда") в сочетании с приземлёнными бытовыми образами("дырявых подошв", "вещи в шкафу")и это подчёркивает идею отягощающего моря рутины, которое не изменяется даже в мистическую пору осени. В этом море мы пропадаем, водой вылившись из кранов, в то время как на поверхности нас ожидает печаль, провожая волны на бескрайней глади. Этой глади нет конца как и нашим мукам.
"Я позволил бы бармену себя исповедать,
но мне горло разрезали
осколки быта."
Необычайно знакомое чувство, что не говорите...

Никита Трушков   15.08.2017 11:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «Текст» (Мёртвые Слова)

Как часто любовные письма, написанные в разгорячённом состоянии, оказывались лишь буквами и словами. Всего лишь текст, и ничего значимого. Ведь сердцу дороже всего слова, сказанные с искренностью тет-а-тет, а не записки почтовых голубей из неизвестного пространства. Что же может дать текст? Это всего лишь слова, написанные на бумаге или напечатанные на клавиатуре. Их может написать кто угодно, достаточно выучить алфавит и грамматику. Но так ли всё просто?
Тексты изменили человечество, и сделали его таким, каким мы его знаем, и это неоспоримый факт.
Стихотворение, написанное от лица текста, очень любопытно. Здесь прослеживается едва уловимая диалектика души, отражающая мгновенные изменения в сознании, присущие всем носителям знамени молодости. Текст как бы вступает с адресатом в контакт, игнорируя своё подлинное содержание. Он предостерегает девушку, иронично заявляя: "я желаю тебе успеха, потому что я просто текст". Этот текст может быть любым в спешке сочинённым шаблонным посланием любви - написанные слова в нём редко стоят что-либо, а вот между строк там можно прочесть и то, что нужно не разучиваться любить и избегать безнадёжной лжи, которой наш век и знаменит. Понятно это из отсутствия даже самого маленького букета, и черпания счастья только из скоротечных снов. Быть может, не привязанность гнетёт мнимого любовника, а клоака, окружающая его? Он погряз в грехах, и сам стал частью немытого пространства. Выходит, порыв к любовному посланию вызван не любовью, а желанием спастись? Возможно, но текст лукав, и он предостерегает от преждевременного спасения своего автора.
Стихотворение можно рассматривать также как обращение черновиков писателя к своему автору. Такая удивительная но оправданная вариация толкования "Текста" рождается из строк "под ароматы доступных вин главное - не разучиться любить". Художнику слова удалось вдохнуть в строки жизнь, и самое важное - хранить её до конца, и собственный текст вступает с ним в переговоры. Он напоминает успокоившемуся и расслабленному опьянением после проделанной работы, в каком состоянии находится внутренний мир в связке в внешним и как важно сохранить любовь к своему благородному бескорыстному ремеслу.

Никита Трушков   14.08.2017 11:50     Заявить о нарушении