Светлана Климашова2 - написанные рецензии

Рецензия на «Я бархат губ твоих запомнил навсегда» (Виктор Пашков)

Рецензия на стихотворение "Я бархат губ запомнил навсегда"Виктор Пашков.
http://www.stihi.ru/2013/06/17/2001
Стихотворение "Я бархат губ запомнил навсегда " является одним из самых впечатляющих стихотворений Поэта.
Об этом говорила не раз и писала в своём эссе "Любовная лирика в творчестве Виктора Пашкова".
Стихотворение настолько "живое", так прекрасно написано , что невольно возвращаюсь и возвращаюсь к нему в который раз. Его бесконечно можно читать и бесконечно анализировать , говоря о поэтических достоинствах произведения талантливого, тонко воспринимающего все проявления жизни, Автора. Несомненно, не чужды ему нежные человеческие чувства.
Поэт откровенен в стихах любовной лирики.
Когда-то меня поразили слова поэтессы Арины Грачёвой. Вот они "Поэтическое доносительство на себя" и есть та самая исповедальность, без которой лирика мертва".
Совершенно случайно употребила я в начале своей рецензии слово"живое".
Да, стихи Поэта, его любовная лирика о пережитом. Это его встречи и расставания, его тоска и боль от разочарований в любви. Он пишет в своих завораживающих стихах о желании любить и быть любимым, о желании найти единственную , нужную ему женщину.
Но, как часто бывает в жизни, не всё заканчивается хэппи эндом.
И в этом произведении, СТИХОТВОРЕНИИ -РОМАНЕ, не случилась ожидаемая любовь.
Объясню, почему не впервые называю стихотворение не иначе, как роман.
Его анализирую так, как анализируют прозу.
Интересный СЮЖЕТ, за которым хочется проследить. Выстроен Автором безупречно.
1 строфа- ЭКСПОЗИЦИЯ (или назовём, ЗАВЯЗКА). Очень яркое , изящно написанное начало. Воспевает Поэт свою возлюбленную, сравнивая со звездой. Это воплощается через очаровательные метафоры, которыми легко оперирует Автор.

2 строфа, как в любом прозаическом произведении, КУЛЬМИНАЦИЯ. Неповторимо-прекрасная, "зашифрованная" в образах интимная сцена.

3 строфа-РАЗВЯЗКА (ЭПИЛОГ). Эта часть "романа" немного разочаровывает читателя. Да, опять разлука. Прошло очарование ночи. Банальность и скука чувствуется в поведении героя.
Таким предстаёт перед нами произведение. Волнует, увлекает, вызывает восторг наслаждения и...разочарование, несложившимися отношениями влюблённых в финале.

Обширная "радуга" любовной лирики Поэта, настолько богата яркими красками, что разбуженное воображение не остаётся в рамках стихов.
Так, читая стихотворение "Ты поехала на Петербургском" , память услужливо
преподносит кадры из фильма по роману Льва Николаевича Толстого "Анна Каренина. Роман Великого Толстого. Непревзойдённые Василий Лановой (Вронский) и Татьяна Самойлова(Анна) в сцене на перроне.
Тот же фильм вспоминается и при чтении этого стихотворения.
Великолепно сыгранная любовная сцена, сцена любви и сцена "падения" Анны.
Опъянение любовью в ночной картине в стихотворении "Я бархат губ запомнил навсегда".
Как переплетаются сюжеты трёх произведений! Как совершено, неподражаемо они передаются разными Авторами-великим писателем Львом Толстым , замечательным режиссёром Александром Зархи и в стихах талантливым Поэтом Виктором Пашковым
Завораживают читателей, любителей кино, настоящей Поэзии и доставляют великое эстетическое наслаждение.

Светлана Климашова2   13.10.2019 13:30     Заявить о нарушении
Рецензия на «Я не отдам любовь в чужие руки» (Виктор Пашков)

Рецензия на стихотворение "Я не отдам любовь в чужие руки".

Это стихотворение о любви , одно из самых печальных стихов Автора.
Поэтов не бывает без грусти, без печали. Эти чувства в полной мере заложены в стихах Автора, что объясняется его характером, его чувствительной и нежной душой, его отношением к прекрасному чувству- любви.
Жизнь показана в образе Виолончели, стареющие звуки которой, говорят о прошедшей юности, молодости.
Автор конкретно называет возраст героя - "осень на дворе". Даже уточняет -"старость". Не совсем радостные, свойственные возрасту , воспоминания- "Дождём умыты мраморные плиты,". Об ушедших родных, друзьях.
Счастлив герой и любим, но на всю жизнь в памяти осталась одна-единственная , любимая до сих пор, которую не может забыть, трогательно и грустно.
Стихотворение противоречиво.
1 -я строфа- "Я не отдам любовь в чужие руки:".

4-ястрофа- "Напомнит о любви к одной из женщин.
Напомнит, как она мне дорога.
С годами я не стал любить вас меньше,
Но вспоминается, при этом, лишь одна."

Объяснить можно лишь тем, что та ,прошлая любовь, была самой сильной. Почему она не осталась в жизни героя? Судить не нам. Автор знает это.

Автору удалось глубоко проникнуть в душу читателя, затронуть нежные чувствительные струны и заставить погрустить вместе с ним.

Может быть о таких ,как Автор этого стихотворения , прекрасно сказал Виктор Фёдорович Потанин "Как это грустно- человек улыбается, а сердце у него плачет". (В. Ф. Потанин. "Письма к сыну").
Подобная грусть в сердце свойственна очень тонким натурам. Потому и стихи Автора завораживают, если воспринимать их сердцем и душой.

Невольно вспомнилось ещё одно стихотворерие Поэта.
"Не зови позабытое, зыбкое" http://www.stihi.ru/2013/06/12/2351
Вспомнилось не только потому , что там героиня представлена в образе скрипки.
И в этом стихотворении -грустная история любви.
"Не зови позабытое, зыбкое
к себе в гости вечерней порой:
ты была и останешься скрипкою
ценной, преданной и дорогой"

Свою боль, боль памяти Поэт "отдаёт словам". Из стихотворения "Конечно, могу на сцене". Не выдержит сердце, если прошлые страдания копить в себе. Выход есть -всё "отдать" стихам.

Вот и вспоминает наш герой ту единственную , не забытую, которую , может быть обидел.
"Я не первую в жизни обидел -
ты одна отплатила тоской".
("В стороне тишина трепетала" http://www.stihi.ru/2017/06/30/9575

Возможно память приносит воспоминания о той, с которой:
"Мы не слушали соловьёв ночных,
а пришли в себя на заре"
("Ты придёшь к обмелевшей заводи" http://www.stihi.ru/2015/11/14/4438

Могло случиться и так, что:
"Я умом понимаю:не нужен
ей романтик любви
на весну"
("Липнет снег. Тут же тает") http://www.stihi.ru/2016/01/22/15

Интересен сюжет стихотворения. Передан образно, как во всех стихах Поэта.
Сложено стихотворение безукоризненно.
Глубокие мысли, небанальные. Стихотворение заставляет сопереживать. Безупречные нотки эмоционального воздействия.
С первой строки проявляется интерес к произведению.
"Я не отдам любовь в чужие руки"- великолепно заявил герой о своём глубоком чувстве.
Почему и отчего эта любовь не случилась, читатель додумает сам. Это я и попыталась сделать, вспомнив несколко стихов Автора.



Светлана Климашова2   10.10.2019 21:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «За окном, за занавеской» (Виктор Пашков)

Рецензия на стихотворение "За окном, за занавеской." Виктор Пашков.
Петербург. Знаменитый дождь, не просто дождь, а дождь стеной. Закрытый двор...Одинокая мужская фигура, ссутулившись, под дождём, без зонта.
Мужчина, не замечая и не чувствуя, что промок, с грустью оглядывет и двор, и дом, где он жил.

Такой видится картина нарисованная не кистью и даже не словом, а настроением Автора. Всё пережито самим. Видимо поэтому , тончайшие нюансы настроения так легко улавливает читатель.
Автор ввёл двух персонажей в это стихотворение.
В первой строфе мы знакомимся с дождём, которому умелое перо Поэта, придало определённые черты. Дождь - стена, которая "отливает белым серебром".
Дождь имеет "место прописки". Он заливает Невский проспект.

Этот проливной дождь очень добр: "Вымыт мост и мостовая ...",он "омыл ограды", и самое главное в сюжете,
"Он родней не знает дома,
Жаль ему меня."
Об этом речь идёт в 3 строфе. Здесь знакомимся с героем стихотворения, тем самым промокшим мужчиной.
Всего две строки посвятил Автор главному герою: "Жаль ему меня." , "Жизнь прошла моя."

Больше и не надо. Дождливый пейзаж рассказал о настроении и чувствах героя.
С тоской смотрит он на плотно закрытое окно: "За окном, за занавеской,
за тройным стеклом,". Автор применяет приём градации и трижды повторяет предлог "за", чтобы показать, как далека и недоступна квартира, где проживал наш герой. Скорее всего, был счастлив. Иначе, не было бы тоски в строчках Автора. Иначе ,зачем дождю жалеть главного героя.
Очень действенны финальные слова: "Жизнь прошла моя.".
Поэт подводит итог этими словами. Никогда не повторится счастливое прошлое.
Остаётся сожалеть и тосковать герою стихотворения.
"В дом пришёл хозяин новый." - новая жизнь, плотно закрытое окно...
Остаётся только додумать читателю, о чём так сожалеет промокший человек.
Скорее всего о счастье, которое когда-то "проживало" за этими тройными стёклами , о любви, о женщине...

Глубина погружения в тему свойственна Автору. Недаром, такое внимание проливному дождю - не его фоне ярче прослеживается настроение и печаль, которая витает в промокшем насквозь Петербургском воздухе.
Тонкая поэтическая натура откликнется на душевные страдания героя. Да, страдания.
Иначе, не было бы этой ,столь важной строки: "Жизнь прошла моя.".

Очень важны для понимания сюжета ЭПИТЕТЫ: "чужим окном, хозяин новый".

ОДУШЕВЛЕНИЕ ДОЖДЯ ( можно его принять за главного героя).
Он и "льёт, и омывает, и жалеет, и плачет". Очень активен дождь.

Казалось, сюжет прост, но надо проникнуться теми чувствами, тем состоянием героя, которое завело его в прошлое, счастливое и невозвратимое...
Он не жалуется...Но вместо него плачет дождь, жалея и тоскуя.
Читатель, погрузившись в душевное состояние героя, может быть ,вспомнив что-то своё, не может не проявить симпатию к одинокому мужчине ...под дождём ...промокшему...вспоминающему такое счастливое недавнее время.


Светлана Климашова2   07.10.2019 16:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ты поехала на Петербургском» (Виктор Пашков)

Рецензия на стихотворение "Ты поехала на Петербургском"
http://www.stihi.ru/2013/06/20/1497
Одно из лучших произведений Автора из стихов любовной лирики.
ТЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: разлука с любимой женщиной. Разлука навсегда.

ЭПИТЕТЫ: длинный путь, широкий перрон, не обиженных далью, чёрно - грустные клипы, состоявшийся в вечности брак, на перроне заснеженном.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: всхлипы...колёс, пассажиров встречает мороз.

ОБОСНОВАННАЯ ИНВЕРСИЯ:пассажиров встречает мороз.

МЕТАФОРЫ: широкий перрон, сделав узким, остриём мне направила в грудь;
за окном чёрно- грустные клипы; ты уехала мерить разлукой, состоявшийся в вечности брак; меня отдала на поруки воле случая, просто так.

ПОВТОР: длинный путь. Выражение ,которое дополняет строку "не обиженных далью колёс". Образ дальнего расстояния, которое с момента отхода поезда отделил любимую женщину.

ГРАДАЦИЯ , выраженная глагольным рядом. Усиливает напряжение в чувствах героя-
ты поехала; будешь ехать, оставив меня; ты уехала мерить разлукой.

ЯРКИЙ ГЛАГОЛЬНЫЙ РЯД, соответствует теме стихотворения: поехала, покрывая тоской (метафора), оставив, виня, мерить, отдала,ноет, встречает, прихожу, не встречать.
Привлекает строка "прихожу... НЕ встречать , НО с охапкою роз". Слабая надежда тлеет в сердце мужчины. ( отрицание и союз выделены мной).

ФОРМА стихотворения обычная для Поэта. Неровные строки. Иногда мелодия этих разорванных строк напоминает стук вагонных колёс:
"...а меня отдала на поруки
воле случая,
просто так."

Точно в таком же ритме читаются финальные строки:
"Прихожу каждый вечер,
по-прежнему,
не встречать,
но с охапкою роз."

ПЕРИФРАЗА: "Так до центра торговли Россией". Имеется в виду город Москва.
Автор рационален, даже в этом стихотворении выражает свою гражданскую позиция всего одной строкой. "Центр торговли Россией"!
Вспоминается стихотворение "Нет дуэлей давно на разрушенной Родине"
http://www.stihi.ru/2019/05/31/7190

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ переходит в сужествительное : "на Петербургском".
Или УСЕЧЕНИЕ . Автор не употребляет сознательно слово "поезд".

СЮЖЕТ насыщен. Основа стихотворения- эмоциональные переживания героя от разлуки с любимой женщиной. Открытость и чувствительность героя сродни и чувствам Поэта в подобной ситуации , если она имела место быть. Не испытав подобных страданий, трудно написать стихотворение с такой
глубокой психологической составляющей.

Недаром в этом стихотворении 6 строф.
1 строфа. Действие происходит на перроне. Прощание. Автор сразу показывает состояние своего героя. Боль от разлуки.
"а широкий перрон, сделав узким,
остриём мне направила в грудь."

2 строфа. Описание пути до Москвы. Даже здесь капля безрадостности (смотрим глазами героя).
"За окном чёрно-грустные клипы,..."

3 строфа, Растерянность героя и бессилие от невозможности вернуть счастливое прошлое.
"будешь ехать, оставив меня
в одиночестве лаять в бессилье,
за бессилие время виня. "
Поэт сравнивает героя с псом, верным и преданным. Он не сможет забыть свою любимую женщину.
Слово "бессилие", повторённое два раза, показывает, насколько растерян герой в данной ситуации.

4 строфа. Здесь есть возможность увидеть характер героини. Для этого Автору понадобилось всего два кротких слова. "Просто так".
Просто так, легко, не задумываясь, женщина оставляет мужчину "воле случая"
Ей совершенно не интересно, что с ним будет дальше. Не задумывается, как будут развиваться отношения. Вывод: не любила так, как любил он.

6 строфа. Заключение. Герой не в состоянии забыть возлюбленную.
Автор поэтически прекрасно выразил страдания и боль героя от разлуки.
Вот строки, которые покоряют:
"Прихожу каждый вечер,
по-прежнему,
не встречать,
но с охапкою роз."
Стихотворение яркое. Сочувствие герою, который переживает до сердечной боли расставание. Об этом и в первой строфе и в финале (сюжетный параллелизм).

Стихотворение не просто читается. Сюжет переживается. Домысливаются судьбы героев.

Страдания, очень глубокие, главного героя, очень редки в стихах Поэта.
Вспоминается прекрасное произведение "Нет тебя на перекрёстке".
http://www.stihi.ru/2013/07/12/151

В любовной лирике Поэта, герой обычно уверен в себе, даже холоден и не боится расстаться с возлюбленной.
Этот момент прослеживается в стихах:

"Да,живи ты, живи с кем хочешь" http://www.stihi.ru/2016/02/21/12303

"Я бархат губ твоих запомнил навсегда" http://www.stihi.ru/2013/06/17/2001

"Не зови позабытое, зыбкое" http://www.stihi.ru/2013/06/12/2351

Стихотворение "Ты поехала на Петербургском" выбивается из общего ряда стихов.
Необычен своей тонкостью восприятия герой, психологически верно показан его душевный мир, чувствительный и ранимый. Прекрасно нарисован парой слов характер героини, вызывающий непрязнь.
Поэту помогло хорошее знание психологии. Мастер слова, знаток человеческих душ, Автор написал не просто стихотворение. Это повесть, роман, кино- роман.
Отточена каждая строка, направления сюжета. Продуманы художественные средства передачи своих мыслей.
При чтении этого стихотворения , как и многих других стихов Поэта, вспоминаются невольно любовные коллизии в романах Льва Толстого, метафоричность и глубина сюжетов в стихах Сергея Есенина.
Закончить рецензию хочу словами Пауло Коэльо " Ждать мучительно. Забывать больно".
Именно в такой ситуации оказался герой рассмотренного стихотворения.


Светлана Климашова2   04.10.2019 23:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «Нет, не люблю тебя, как прежде» (Виктор Пашков)

Рецензия на стихотворение Виктора Пашкова "Нет,не люблю тебя как прежде".
Любовная лирика Поэта представлена обширной гаммой стихов.
Он ,ломая все стереотипы, создал своё пространство , в котором представил живые ,яркие ,образные ,совершенно неповторимые стихи о любви.

Прекрасный психолог, понимая и прочувствовав сам, весь спектр человеческих истинных чувств, страстей, Автор написал запоминающиеся, волнующие стихи.
Своей непридуманностью, они глубоко проникают в душу.
Могут очаровать, расстроить...почему? Любовь -такое чувство , в котором рядом идут и немыслимое наслаждение, и непереносимая тоска от разлуки и трагедия от несостоявшейся любви.

В стихотворении "Нет , не люблю тебя ,как прежде" с названия, с первой строки слышатся нерадостные трагические ноты. Сразу два отрицательных слова -"нет, не". "Нет , не люблю"- всю трагедийность этой фразы может понять только тот , кто ,сам любя, услышал подобные от любимого человека.

Четыре строфы стихотворения можно смело назвать романом по глубине сюжета и по интересным образам Героя и Героини.

Яркий портрет героя в первой строфе.
Безжалостен ,сурово-непримирим в своём решении расстаться с возлюбленной. Много не говорит:"НЕ ЛЮБЛЮ..., ВИДЕТЬ НЕ ХОЧУ..., РАЗГОВОРЫ БЕСПОЛЕЗНЫ".
Жестоко! У него в сердце ещё остались воспоминания о недавней испепеляющей страсти (если обратить внимание на слова "как прежде"), когда "переживал, рвал горло и хрипя бросался с края в нервные метели"
"Не тает снег , сугробы намело".
http://www.stihi.ru/2015/12/03/10380

Героиня делает робкую попытку поговорить. Чувство осталось. Явно не желает расставаться с возлюбленным.
Автор следует далее за мыслями Героя. Оказывается, не сейчас возникло желание расстаться.

" Ты в сновиденьях изменилась, -
а, погодя, пропали сны."- слишком далеко зашёл процесс охлаждения.
Может быть виновата Героиня, которая "...глубины за жизнь не меряла моей, - А там дна нет. Там белая живая бесконечность".
"Зачем встречаться, видеться, звонить".
http://www.stihi.ru/2014/11/23/4166
Вполне возможно, что со стороны Героя не было настоящей любви , а лишь "влеченье плоти".
"Так хочется ещё хоть раз влюбиться"
http://www.stihi.ru/2015/03/08/47

Догадки читателя разбиваются в третьей строфе:

"Сжигаю прошлые страницы
В ночном костре другой любви -
искрит былое вереницей,
сгорают запахи твои."

Причина ухода героя от своей возлюбленной банальна-он нашёл новую любовь.
Наконец-то ему удалось найти ту женщину ,о которой мечтал.А ведь как было:
"Изгибались сутки, годы тенью в пустоте, но встречались мне всё время женщины не те".
"Не чадит свеча, сгорая".
http://www.stihi.ru/2015/04/12/1431

Герой ,наверняка, отыскав новую любовь, надеется, что это именно та, "которую он согреет последним дыханьем..."
"Я уйду и назад не вернусь"
http://www.stihi.ru/2013/06/25/8009

Удивительно образна и метафорична заключительная строфа.
Сгорают даже воспоминания, уходя в никуда. Безнадёжность, никакого шанса на продолжение близких отношений:
"Остался переплёт и пепел.
Горит последний белый лист.
Уходят тени от предметов
По тёмным шторам
Змейкой
Вниз."

Стихотворение захватывает сюжетом, который ,повторюсь ,сродни роману.
Заставляет переживать за Героиню. Понятно, насколько ей трудно в данной ситуации, её и "видеть и слушать не хотят".

Суровым характером "наградил "Поэт своего Героя. Вызывает чувство неприятия.

Великолепная любовная лирика Поэта вдохновляет на написание откликов.
При написании отклика невозможно не вспомнить другие стихи Поэта .Они все, создаётся впечатление при чтении, связаны между собой. Один сюжет вытекает из другого.
Неудивительно. Автор один. Это его мысли о самом прекрасном чувстве, которое делает нас людьми,...о любви.


Светлана Климашова2   29.09.2019 08:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ночь пришла с котомкой сновидений» (Виктор Пашков)


Рецензия на стихотворение "Ночь пришла с котомкой сновидений"

http://www.stihi.ru/2015/10/06/8451

Я сумерки люблю
и солнце на закате,
Неслышно ночь идёт
в тёмно-лиловом платье.
Загадочно-тиха,
волшебное виденье,
Лишь месяц на груди
бесценным украшеньем.
В обьятьях тишины
спят травы и деревья,
Вот тени в вышине
туманным наважденьем,
Растают вдалеке
как наших близких души.
Хочу я их порой
остановить, послушать.
Безмолвствуют в своём,
нам недоступном мире,
И я как тень одна
блуждаю по квартире.
Непознанность ночей
душевный мир тревожит.
На сон колдует ночь
заколдовать не может.

Ночь не может "заколдовать на сон". Добавила,простите Автор, своё короткое стихотворенье, чтобы перейти к Вашему.
Бессонница в стихотворении "Ночь пришла с котомкой сновидениий". В этом стихотворении она "живая", главное действующее лицо.
Приходит ночь, приходит не с пустыми руками, а "с котомкой сновидений".
Не только сновидения приносит она ,но и мысли, воспоминания:" о прошедшем
мокром дне осеннем,"

Беспокойная память не даёт уснуть:"бродит по кругу".
Почему не спится? Не объяснить.
Нет желания прощаться с тем осенним днём? Новый день всё дальше уводит
от той ,которую не хочется забыть?
Расстраивает ночь,... что расстраивает? Конечно разлука. Разлука с женщиной "которую не разлюбить".

Сюжет хорош.
Прекрасно передан несравненными образами. Это и образ "ночи с котомкой", и образ "памяти -поводыря", и "уставшей кровати".

В стихотворении олицетворения, которые всегда присутствуют в стихах Автора:
"ночь пришла" ,"сон не приходит","память водит".

Подбор лексики для описания тяжёлой бессонной ночи безупречен:"рано ей котомку открывать", "память, поводырь, по кругу водит,
обходя уставшую кровать.","или с памятью, намаявшись, уснём."- выразительные авторские метафоры. Нигде и никогда невстречающиеся.Это присуще всем неповторимым произведениям Поэта.

Эпитеты: " уставшая кровать"- только авторское, найденное им , выражение. Прекрасно "рисует" состояние человека в момент бессонницы.

Глагольный ряд:
"рассказать,
расстроить,
дать забыть "- однородные члены предложения нагнетают с первой строфы тяжёлое состояние бессонной ночи.

Не раз встречается отрицание "не" с глаголами:" не разлюбить, не приходит, не жалею". Показывают настроение героя. Сюда же можно добавить слово "наверное".
Герой неспокоен, неуверен, т.к. будоражат воспоминания.
В стихотворении передано чувство одиночества , тоски. Желание переосмыслить то, что было. Подумать, почему не получилась любовь. Почему расстались, а женщина не забывается.

Вот и сумятица в мыслях, вот и приходится "коротать время".
Стихотворение мелодично. С первой строфы чуть монотонно навевает состояние ночного покоя , тишины и хождения "памяти по кругу". Повторяющееся движение по кругу чувствуется в этих строчках особенно:"
рассказать,
расстроить,
дать забыть
о прошедшем
мокром дне осеннем,
и про ту, что мне не разлюбить."
Стихотворение навевает грусть.
Оно остаётся в памяти, благодаря мастерству Автора, который очень ярко показал всю тяжесть бессонной ночи, своё настроение, свои переживания


Светлана Климашова2   22.09.2019 11:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Благодарю Вас за очередное
аналитическое "препарирование"
и собственный взгляд по теме автора!
Ночь - активная часть Жизни, которая,
как известно, прекрасна и удивительна.
Автор остаётся при своём мнении, за что
просит простить Вас, Светлана, что ничего
здесь особенного нет. С уважением и признательностью, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   22.09.2019 23:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проходит ночь,» (Виктор Пашков)

Отклик на стихотворение "Проходит ночь"
http://www.stihi.ru/2015/10/16/10119
Стихотворение, в котором Автор соединил настроение в природе с настроением героя.
Стихотворение из "Петербургского цикла" . Автор простит мне моё своеволие. Таким названием объединила стихи о любимом городе Поэта и произведения ,которые были написаны в Петербурге.

Тема стихотворения:бессонная ночь, воспоминания, грусть.

Композиция: пять строф с разным количеством строк.Строки неровные.

Жанр: пейзаж и философия с элегическим настроением.
Эпитеты:не тронутая сном, за бешеным окном, прошлым веком.

Метафоры: мост туманом памяти объятый.

Олицетворения: застряли в горле памятные даты.

Повторы:отрицание"нет" , слово "ночь", "молоко".

Сравнение:сухое молоко(как ненастье),, слезами по стеклу туман...

Употребление слова в прямом и в переносном смысле: молоко.В одном случае-непогода за окном. Во втором- "молоко "в своём прямом значении.

Рифма:сном-окном, такой-густой.

Авторская рифма:даты-объятый, веком-снега.
Стихотворение -разговор героя с самим собой. Фон -ненастная погода. Не просто ненастье, а
"Сухое молоко
за бешеным окном,". Несколькими словами Поэту удалось ярко описать и дождь со снегом, и сильный ветер. Выражение "бешеное окно" передаёт не только ненастье , но и сильные эмоции , бушующие в душе героя этого стихотворения.
Он не просто вспоминает далёкое детство:
"Так хочется напиться молока,
разлитого по детству прошлым веком,", а вспоминает с болезненным чувством"Застряли в горле памятные даты."
Очевидно, воспоминания в тяжёлую бессонную ночь, под дождь и ветер , не совсем радуют героя.
Тоска по нежной женской руке, которая могла бы успокоить:"очистила бы голову от снега."
Предполагаю, что Автор имеет в виду очень близкого, родного человека из далёкого детства. Это предположение подтверждается следующими словами :
"Но нет в квартире женщины такой.
Нет молока." Дважды отрицание "нет". Усиливает экспрессию.
Всё ушло .И детство-"нет молока", и нет рядом нужного родного человека. Может быть той, которая"умела будить ...нежно,прижимаясь теплом к голове"(Из стихотворения"Разбуди меня завтра, Мама").
Может быть нет той, с которой хотелось бы "разделить ...житейскую грусть"(Из стихотворения Закручинилось сердце")."
Воспоминания настолько печалят героя, что Автор включает слово "слеза" в повествование :
"Слезами по стеклу туман густой -"
Тем не менее , печалясь , герой не позволяет себе расслабиться, может быть даже до слёз и как бы грустны не были воспоминания, решительное "нет"в финале говорит о его силе характера. Никаких слёз :"...сеет незаметный
мелкий дождь."
Стихотворение очень личное, камерное .Погружает в тяготу бессонной мучительной ночи, которая перекинула "мост воспоминаний", очень грустных и заставляет читателя сопереживать герою.
Как во многих стихах Поэта , чувствуется налёт одиночества, душевная боль, ранимость. Что-то не состоялось в жизни героя. Поэтому и бессонница, поэтому и "голова в снегу".
Так коротко, образно, но глубоко передать свою боль, может только талантливая рука Поэта.
Для этого достаточно подобрать слова выражающие то, что накопилось в
душе. Они не так бросаются в глаза. Нужно их разглядеть , прислушаться к ним и тогда получится соприкоснуться душами.
Лексика , выбранная Автором:застряли в горле(как слёзы комом в горле );мост ....памяти; молока, разлитого по детству ;слезами по стеклу. Вот и достаточно этих слов для понимания.

Стихотворение не просто читается. Душа откликается на пластику слов этого стиха.
Именно "пластика слов " трогает душевные струны, создаёт психологически -эмоциональный отклик на состояние героя этого произведения.

Светлана Климашова2   30.09.2019 15:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Безусловно, в первую очередь
благодарю Вас за желание разбираться
в настроении человека, что крайне сложно!
Настроение не объяснить, а вот передать, чтобы
почувствовали, иногда, получается. Разбирая, Вы - вижу -
заметили, что в работе нет жёстких рифм, - сделано это нарочно:
разве настроение имеет жёсткую форму, начало, конец, - нет, не имеет.
И музыку строчек, уверен, Вы заметили, - это музыка внутреннего состояния.
Светлана, простите за монолог, но показалось, что, выделяя определённые рифмы,
Вы посчитали их несостоявшимися, вот и пришлось уделить больше усердия для, отчасти, объяснения.
То, что Вы замечаете и отмечаете, в голову автору не приходит, а читая Ваше, он удивляется: неужели так.
С уважением и признательностью, Виктор Пашков.


Виктор Пашков   16.09.2019 07:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осень в ночь в тишине прокурлыкала,» (Виктор Пашков)

"Осень в ночь в тишине прокурлыкала,"
Жанр: пейзажная лирика с элементами философской.
Тема: наступление поздней осени. Настроение и чувства героя.
Построение стихотворения: три строфы.
Синтаксическая особенность: деление предложений . Неровные строки(авторское).
Название стихотворения: первая строка из стихотворения(авторский приём).
Введение:в первой строфе о наступлении осеннего периода, когда :"
дачи дальние
дымом зашлись" и "с предсмертными бледными кликами
звёзды с грустью посыпались вниз. "
Вторая строфа:характеристика осени, её действия.
Третья строфа:настроение героя. Несёт главную смысловую нагрузку стихотворения.
Художественные особенности,использованные автором.
Метафоры (олицетворения), которыми изобилует стихотворение,что является особенностью Поэзии Автора. Никогда не повторяются. Авторские. Начиная с первой строки,богатство метафор.
Приведу один пример, который очень впечатляет:"...попросила на поздние проводы
плакать горьким сомненьем дожди. "

Лексический ряд, отражающий тему стихотворения, настроение героя: "дымом зашлись,;предсметными, бледными;непонятой ,неузнанной;поздние проводы;плакать; сомненьем;без чувств; повеситься; безумств".

Образы :Осень. Она- наравне с героем действующее лицо.
Осень "прокурлыкала"- великолепная находка Автора, которая ассоциативно подводит ко всем известному шедевру Сергея Есенина, у которого «журавли печально пролетая уж не жалеют больше ни о ком»: ведь они, когда пролетаю, курлычут в вышине.
Осень подробно охарактеризована Автором во второй строфе:

"Опасаясь
остаться
непонятой
и неузнанной там,
впереди,
попросила на поздние проводы
плакать горьким сомненьем дожди. "

Появляются Дожди, которые плачут, горьким сомненьем".
В третьей строфе к Осени и Дождям присоединяются Месяцы:"
Пронесутся осенние месяцы
по наезженной трассе без чувств -" и Сердце героя, которое:"захочет повеситься
от осенних тоскливых безумств."

Эпитеты:"дачи дальние; предсмертными , бледными кликами;поздние проводы;
горьким сомненьем ; ... наезженной трассе ;...осенних тоскливых безумств."
Очень интересно выражение "бледными кликами". Авторское.означает "негромкими".
Выбор слова "клики" интересен. Запоминается.

Пунктуация"в третьей строке - тире. Оно разделяет два предложения.
Почему "моё сердце
захочет повеситься..."- объясняется в предыдущих строчках.

Стихотворение автобиографично. Выражает настроение главного героя, настроение Автора с наступлением осени.
Пропали яркие летние краски, тишина осенняя. Закончены дачные работы.Очень ярко видится эта картинка с дымом от костров.
Впереди ненастье, холод, зима.
Тонкая натура героя, его душа реагируют тоскливым "осенним безумством".
Самому себе сложно объяснить своё осеннее настроение.
Настолько велика тоска, овладевшая героем, что "...сердце
захочет повеситься".

Так реагируют на осенние серые, тоскливые дни творческие ранимые натуры с тонкой
душевной организацией.
На протяжении всего стихотворения "слышатся" размышления героя о беспричинной тоске в осенний период. Задумывается о том ,что ждёт его впереди.

Стихотворение производит глубокое впечатление своими "сочными", неповторимыми красками описания осени.
Чувствуется, как глубоко проникает Автор в душевное состояние героя.

Стихотворение, не уныло, не угнетает, несмотря на немного утрированное описание осенней тоски героя.
Оно поражает талантом Автора, которому удалось так необычно, своим узнаваемым почерком описать пору увядания, ненастную осеннюю пору, когда грустит дождями не только природа ,но и сердцем тоскует человек-неотъемлемая часть природы.

Светлана Климашова2   06.09.2019 12:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Благодарю за непрекращающееся внимание к работам!
Понимаю, что за такой аналитический труд этого мало,
но, - примите шутку с подтекстом, - руководство страны
приучила Учителей довольствоваться малым, жить, по сравнению
с более важными профессиями на их взгляд, в нищете, так что примите
хотя бы слова благодарности за огромный труд, за которым стоят знание и
мастерство филолога. Эта работа написана давно, но на дворе осень, а значит своевременно.
С пожеланием тёплых солнечных дней, с началом учебного года, и с признательностью, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   06.09.2019 12:12   Заявить о нарушении
Виктор, благодарю за поздравление и за шутку. Она актуальна как никогда.

Светлана Климашова2   06.09.2019 12:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ты когда-то тайком целовала меня,» (Виктор Пашков)

Стихотворение "Ты когда-то тайком целовала меня" -любовная лирика.

http://www.stihi.ru/2015/10/25/5528

Тема стихотворения- воспоминания о прошедшей любви.
Три строфы. Сюжет привлекает внимание любовной составляющей. Выстроен логически
верно.
1 строфа-введение в сюжет. Воспоминания героя.
2 строфа-развитие событий -воспоминаний о встречах влюблённых.
3 строфа- трагическая разлука.
Любовная лирика Поэта представлена большим количеством стихов.
Все стихи пронизаны грустью. Там , где любовь, обязательно присутствует разлука, расставание навсегда. Герой часто испытывает разочарование в чувствах. Иногда возникает ревность, что тоже приводит к разрыву отношений или на пути героя стихов втречаются "не те женщины"
Данное стихотворение не исключение.
В нём прослеживается элегическое настроение. Глубоко грустит герой, вспоминая давнюю любовь.
Слово "когда-то " удачно подобрано Автором.
Интересно слово "тайком" в этом контексте. Что оно может выражать?
Можно только предположить: вспоминается юношеская любовь. Открыто чувства не показывали,
Может быть "тайная" связь с женщиной?

Автор рассказал о сильном чувстве. Влюблённые не замечали времени:
"ночь Земли становилась короче. "

Некоторая загадочность в третьей строфе.
Эпилог.
"Песен ты не поёшь,
не целуешь меня," - любовь закончилась. Причина немного непонятна.
Настораживает строка :
"Свет погоста
уставился в окна."
Можно предположить, трагические события в жизни героев прервали отношения.

Поэт включает пейзаж в своё стихотворение, на фоне которого и счастливые воспоминания : "а за берегом встречи
дремала заря,
карауля луну в подвенечном. "Нам река
зажигала
на плёсах свечу - ",
а также и разлука навсегда:"А теперь заря спит до обеда.
Луна.;...и зима
заморозила стёкла."

Пейзаж отражает очарование любви "...лето в разгаре".
"...зима заморозила стёкла"- разлука навсегда.

Это стихотворение, считаю, является логическим заключением любовной истории.
Невольно вспоминаются ещё два стихотворения Автора.
Это :"Вечереет" о первой любви. Только "зреет" любовь в сердце героя.
Второе- "Ты придёшь к обмелевшей заводи".
Рассматриваемое произведение поставило точку в романтических отношениях.

Все три стихотворения объединяют общие действующие лица (кроме влюблённых) - река или обмелевшая заводь, берег реки, а также луна.
Образ луны запоминается во всех трёх стихах.
В сегодняшнем стихотворении она собирается появиться в "подвенечном".
В предыдущих стихах она "пробирается в зарослях и что -то говорит берегу";или
"Серебро луна бросает
плату щедрую реке".

Поэт не изменяет себе, используя всё богатство художественных средств для выражения своих мыслей:
МЕТАФОРЫ :"пела сердцем беззвучные песни...
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, которые переходят в метафоры:
"дремала заря,
карауля луну в подвенечном.";

"Нам река
зажигала
на плёсах свечу -" ;

"Свет погоста
уставился в окна";

"А теперь заря спит до обеда.".

АВТОРСКИЕ ЭПИТЕТЫ :"беззвучные песни","за берегом встречи","луну в подвенечном","краткие ночи".

РИФМЫ :"встречи- подвенечном","ночи - короче","окна-стёкла".
Автор придумывает свои, "не затёртые" рифмы, которые позволяют сохранить ритм стиха.

Присутствует СМЫСЛОВАЯ АНТИТЕЗА.
В первой строфе:" Ты когда-то
тайком
целовала меня,
пела сердцем
беззвучные песни, .
В заключительных строках :"Песен ты не поёшь,
не целуешь меня,"....

УСЕЧЕНИЕ. Прилагательное "в подвенечном" без существительного .
Подразумевается -"платья". Не нарушает стройность . Понятно.

Стихотворение вызывает грусть.

Светлана Климашова2   10.09.2019 19:42     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Светлана!
Благодарю Вас за операцию
по выявлению истинного настроения в прочитанном материале.
Сомневаюсь, что кто-то сможет сделать это лучше, - благодарю Вас!
Понимаю, что кто-то прочтёт наш разговор, но не сказать не могу того,
что считаю необходимым: писать о настроении и переживаемом простыми словами сложно, но необходимо, чтобы понималось и воспринималось так, как подсказывает жизнь.
Отклики - это одно, - аналитика - другое, но в целом автору необходимо и то, и другое, иначе смысла писать нет.
Благодарю Вас и всех Читателей, которые не просто читают, а желают разговаривать с автором! С уважением и признательностью, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   31.08.2019 18:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моё сердце болит по тебе бесконечно,» (Виктор Пашков)

Стихотворение "Моё сердце болит по тебе бесконечно" - философская лирика.
Стихотворение состоит из трёх строф.
Форма стиха обычная для Автора -"разорванные строки".
Это настраивает на определённый ритм при чтении стиха. Он всегда без сбоев.
Тема стихотворения - размышления Автора о жизни. О времени своего пребывания на Земле. Тема актуальна - о вечных вопросах бытия.
Образ времени - "враг", "годы стирают память".
Всё ,что было "остаётся в стихах". Жизнь пролетает быстро.
"Недолгий полёт" определил Автор срок своей жизни.
Стихотворение навевает печаль, за которой прячется жажда жизни и борьбы с Временем. В заключительной строфе чувствуется даже не печаль , а трагизм :
"обречённость Земли
вложит в грешную руку
всю осмысленность слов
в мой недолгий полёт. "
Здесь, тем не менее, видится борьба за вечную жизнь земли и всего живого, за мир на планете. "Осмысленность слов- не что иное, как "оружие" Автора.
С первой строки ощущается сердечная боль. Об этом сказано прямо :"Моё сердце болит..."
Можно распознать и душевную боль в следующей строке" не простит время мне суеверных шагов".

Дважды говорит Автор о своих грехах -" оставляя грехи подсознанью стихов" и в строке "вложит в грешную душу..." Грехи в тех эмоциях и чувствах, которые читатель прослеживает в стихах.
Сурово судит своё пребывание во времени и на земле.
Несколько мрачноватый оттенок придаёт стихотворению выбор слов-"муку; несчастная мысль; враг; недоступная;ненужную; кровью;разлуку; боль; обречённость; недолгий полёт"

Образы , неповторимые авторские образы, помогают философствовать о смысле жизни:
"время – враг –
до сих пор
недоступная высь.
Память здесь как "пыль", "смысл -кровь строк", жизнь-"недолгий полёт".

Автор всегда удачно использует олицетворения. В этом стихотворении их ,как никогда, много:"обрекает на муку несчастная мысль",
"годы стирают память","смысл истекают кровью", "строчки стянут концы, размывая разлуку", "время не простит"," обречённность земли вложит...".

Есть сравнения "ты - развязка судьбы","время -враг... недоступная высь","как ненужную пыль" .

В третьей строфе синтаксический параллелизм :" строчки стянут, боль уйдёт, обречённость вложит". Это придаёт стихотворению динамизм, законченность.

Эпитеты усиливают воздействие авторской мысли на читателя-"несчастная мысль, построении млечном , недоступная мысль,ненужная пыль, суеверных шагов,боль сердечная , грешную руку, недолгий полёт".

Автор много работает над рифмами. "Неправильность" рифм не мешает :"бесконечно-млечном",мысль-высь","стирают -истекает". Мелодичность стихотворения не нарушена
"Правильные рифмы"- "стихов-шагов","разлуку-руку".
Сюжет интересен. Заставляет читателя задуматься.
В это стихотворение Автор вложил свою мысль "между строк", что допустимо в философской лирике.
Не все, прочитавшие стихотворение ,смогут её понять.

Стихотворение не оставляет читателя равнодушным. Эмоционально.

Это стихотворение занимает своё место в ряду стихов философской лирики :
"Я не хочу сверяться с временем своим", "Ночь тяжёлая и беспросветная", "Отстрадал, как отпел панихиду", "Лёд покрылся морщинами старости" .

Светлана Климашова2   26.08.2019 19:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Благодарю Вас за труд филолога-профессионала:
чётко, исчерпывающе, предметно, со знанием дела
и лаконично - это уже не отклик, а нечто большее!
С признательностью за труд и уважение к профессии, Виктор Пашков.


Виктор Пашков   26.08.2019 17:32   Заявить о нарушении