Антея-Анфея - написанные рецензии

Рецензия на «Ной» (Владимир Пономарёв Арс)

«Платон мне друг, но истина дороже»…
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите небесам?
Что возмутило вашу «лиру»? Чудеса?
Оставьте: это спор «фомят» между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
О чем шумите вы, народные витии
К кому стремитесь вы усердною душой?
Зачем Фомы неверия глухие
Все вновь и вновь являете собой.
Оставьте спор: вы не писали
Судеб кровавые скрижали
Вам непонятна суть, чужда,
Христос- душевная нужда.
Для вас безмолвны Утешенья.
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
Пока невидимой рукой вас не направит провиденье
во власть любови неземной
в годину страшных потрясений,
когда ни царь и не герой,
а только Бог вам во спасенье!

Антея-Анфея   30.05.2020 23:27     Заявить о нарушении
За что мне каяться, мой друг?
Стихи написаны не вдруг.
Библейский праздник Вознесенья
Пришёл по присказке другой:
Спас род людской когдато Ной!
Не дожидаясь воскресенья...

Спасибо за отклик!

Владимир Пономарёв Арс   30.05.2020 01:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Аллергия» (Владимир Пономарёв Арс)

Не нашли!!!
Снова в поисках "Истины"
Все желающие Души вычистить
От того, что для них не приемлемо.
А веками грядет неотъемлемо,
К человечеству прилепляется,
Что Борьбою со злом называется.
Иль во зле?
Вот, запутало суть её
Оскудевшее словоблудие,
Что изящной словестностью ранее
Называлось у предка-Славя́нина.
Но борьбою со злом увлеченное
Человечество-суть обреченное:
на болячки, душевные недуги
и телесные раны от недругов.
А Болячки меняют названия
Человечеству в назидание
уходящему в поисках Истины
От Господних путей, от Всевышнего.
Удаляются в дебри, к Лешему
аллергию лечить, утешиться
а "Потерянная" зудит
и на всех ипостасях вредит.
...И опять эти мысли вслух:
У здоровых- здоровый дух!
Иль у чистого Духа здоровое тело?
Ух! Мне это всё надоело!
Я тихонечко помолюсь, успокоюсь
и дальше, в дорогу,
как всегда, с надеждой на Бога.
Я уверена, не собьюсь!

Антея-Анфея   23.01.2019 19:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пан Тадеуш» (Владимир Пономарёв Арс)

Как повезло тому матросу-
Остался жив в борбе за косы!
Но Евы в розовых атласах
Суть Мельпоменовой проказы
Родившись заново на сценах
Не из морской-актерской "пены",
Они, всё чувствуя и сразу
Опаснее любой заразы.
И у матроса путь не долог
Спел серенаду, и под полог,
Иль на корабль и снова в море
Спасаясь от сердечной боли.
У Мельпомены на матрасах
Отведавши актерской "зразы"
Лишь тот "влюбленный" выживает
Кто "якобы" не понимает!
И нежно любит до конца
Людей,захлопнувших сердца.

о

Антея-Анфея   23.01.2019 16:55     Заявить о нарушении
Рецензия на «Эхо» (Владимир Пономарёв Арс)

Цыплёнок к утренней заре
Пробив скорлупку между тьмой и светом
Клюёт росу, не в поисках ответа-Кто он?
А в поисках еды.

Так в спящей первозданной тишине,
Как из яйца, возникшее из слова,
Стихая, Эхо возвращается к нам снова,
Не отягчая мыслью головы-Кто мы?

Но радуя ответом и тем ещё,
что можем слышать Это...

Антея-Анфея   23.01.2019 15:12     Заявить о нарушении
С возвращением, Антея!
Спасибо за изысканную пародию!

Владимир Пономарёв Арс   03.02.2019 14:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Москва зимой» (Владимир Пономарёв Арс)

Цветаева М. И.
Московский герб
Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.
Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин, им - живот.
Страж роковой Москвы - сойди с ворот!
И докажи - народу и дракону -
Что спят мужи - сражаются иконы.

«Мракобесие. - Смерч. - Содом»
Мракобесие. - Смерч. - Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи,
Человек молодой - не спи!
В воротах, как Благая Весть,
Белым стражем да встанет - Честь.
Обведите свой дом - межой,
Да не внидет в него - Чужой.
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм.
Под ударами злой судьбы -
Выше - прадедовы дубы!

«Домики старой Москвы»
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Антея-Анфея   07.11.2013 23:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пирсинг» (Владимир Пономарёв Арс)

1. Народ кипит, веселье, хохот,
Звон лютней и кимвалов грохот,
Кругом и зелень, и цветы,
И меж столбов, у входа дома,
Парчи тяжелой переломы
Тесьмой узорной подняты;
Чертоги убраны богато,
Везде горит хрусталь и злато,
Возниц и коней полон двор;
Теснясь за трапезой великой,
Гостей пирует шумный хор,
Идет, сливаяся с музыкой,
Их перекрестный разговор.
Ничем беседа не стеснима,
Они свободно говорят
О ненавистном иге Рима,
О том, как властвует Пилат,
О их старшин собранье тайном,
Торговле, мире, и войне,
И муже том необычайном,
Что появился в их стране.
2. "Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренью он учил,
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил;
Не терпит гнева он, ни мщенья,
Он проповедует прощенье,
Велит за зло платить добром;
Есть неземная сила в нем,
Слепым он возвращает зренье,
Дарит и крепость и движенье
Тому, кто был и слаб и хром;
Ему признания не надо,
Сердец мышленье отперто,
Его пытующего взгляда
Еще не выдержал никто.
Целя недуг, врачуя муку,
Везде спасителем он был,
И всем простер благую руку,
И никого не осудил.
То, видно, богом муж избранный!
Он там, по oнпол Иордана,
Ходил как посланный небес,
Он много там свершил чудес,
Теперь пришел он, благодушный,
На эту сторону реки,
Толпой прилежной и послушной
За ним идут ученики".
3. Так гости, вместе рассуждая,
За длинной трапезой сидят;
Меж ними, чашу осушая,
Сидит блудница молодая;
Ее причудливый наряд
Невольно привлекает взоры,
Ее нескромные уборы
О грешной жизни говорят;
Но дева падшая прекрасна;
Взирая на нее, навряд
Пред силой прелести опасной
Мужи и старцы устоят:
Глаза насмешливы и смелы,
Как снег Ливана, зубы белы,
Как зной, улыбка горяча;
Вкруг стана падая широко,
Сквозные ткани дразнят око,
С нагого спущены плеча.
Ее и серьги и запястья,
Звеня, к восторгам сладострастья,
К утехам пламенным зовут,
Алмазы блещут там и тут,
И, тень бросая на ланиты,
Во всем обилии красы,
Жемчужной нитью перевиты,
Падут роскошные власы;
В ней совесть сердца не тревожит,
Стыдливо не вспыхает кровь,
Купить за злато всякий может
Ее продажную любовь.
И внемлет дева разговорам,
И ей они звучат укором;
Гордыня пробудилась в ней,
И говорит с хвастливым взором:
"Я власти не страшусь ничьей;
Заклад со мной держать хотите ль?
Пускай предстанет ваш учитель,
Он не смутит моих очей!"

4. Вино струится, шум и хохот,
Звон лютней и кимвалов грохот,
Куренье, солнце и цветы;
И вот к толпе, шумящей праздно
Подходит муж благообразный;
Его чудесные черты,
Осанка, поступь и движенья,
Во блеске юной красоты,
Полны огня и вдохновенья;
Его величественный вид
Неотразимой дышит властью,
К земным утехам нет участья,
И взор в грядущее глядит.
Tо муж на смертных непохожий,
Печать избранника на нем,
Он светел, как архангел божий,
Когда пылающим мечом
Врага в кромешные оковы
Он гнал по манию Иеговы.
Невольно грешная жена
Его величьем смущена
И смотрит робко, взор понизив,
Но, вспомня свой недавный вызов,
Она с седалища встает
И, стан свой выпрямивши гибкий
И смело выступив вперед,
Пришельцу с дерзкою улыбкой
Фиал шипящий подает.

"Ты тот, что учит отреченью -
Не верю твоему ученью,
Мое надежней и верней!
Меня смутить не мысли ныне,
Один скитавшийся в пустыне,
В посте проведший сорок дней!
Лишь наслажденьем я влекома,
С постом, с молитвой незнакома,
Я верю только красоте,
Служу вину и поцелуям,
Мой дух тобою не волнуем,
Твоей смеюсь я чистоте!"
И речь ее еще звучала,
Еще смеялася она,
И пена легкая вина
По кольцам рук ее бежала,
Как общий говор вкруг возник,
И слышит грешница в смущенье:
"0на ошиблась, в заблужденье
Ее привел пришельца лик -
То не учитель перед нею,
То Иоанн из Галилеи,
Его любимый ученик!"

5. Небрежно немощным обидам
Внимал он девы молодой,
И вслед за ним с спокойным видом
Подходит к храмине другой.
В его смиренном выраженье
Восторга нет, ни вдохновенья,
Но мысль глубокая легла
На очерк дивного чела.
То не пророка взгляд орлиный,
Не прелесть ангельской красы,
Делятся на две половины
Его волнистые власы;
Поверх хитона упадая,
Одела риза шерстяная
Простою тканью стройный рост,
В движеньях скромен он и прост;
Ложась вкруг уст его прекрасных,
Слегка раздвоена брада,
Таких очей благих и ясных
Никто не видел никогда.
И пронеcлося над народом
Как дуновенье тишины,
И чудно благостным приходом
Сердца гостей потрясены.
Замолкнул говор. В ожиданье
Сидит недвижное собранье,
Тревожно дух переводя.
И он, в молчании глубоком,
Обвел сидящих тихим оком
И, в дом веселья не входя,
На дерзкой деве самохвальной
Остановил свой взор печальный.
6. И был тот взор как луч денницы,
И все открылося ему,
И в сердце сумрачном блудницы
Он разогнал ночную тьму;
И всe, что было там таимо,
В грехе что было свершено,
В ее глазах неумолимо
До глубины озарено;
Внезапно стала ей понятна
Неправда жизни святотатной,
Вся ложь ее порочных дел,
И ужас ею овладел.
Уже на грани сокрушенья,
Она постигла в изумленье,
Как много благ, как много сил
Господь ей щедро подарил
И как она восход свой ясный
Грехом мрачила ежечасно;
И, в первый раз гнушаясь зла,
Она в том взоре благодатном
И кару дням своим развратным,
И милосердие прочла.
И, чуя новое начало,
Еще страшась земных препон.
Она, колебляся, стояла...
И вдруг в тиши раздался звон
Из рук упавшего фиала...
Стесненной груди слышен стон,
Бледнеет грешница младая,
Дрожат открытые уста,
И пала ниц она, рыдая,
Перед святынею Христа.

Антея-Анфея   30.10.2013 02:08     Заявить о нарушении
ХРИСТОС

Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви. Красными пятнышками теплились перед старинными образами восковые тонкие свечи.
Радужный венчик окружал каждое маленькое пламя. Темно и тускло было в церкви... Но народу стояло передо мною много.
Всё русые, крестьянские головы. От времени до времени они начинали колыхаться, падать, подниматься снова, словно зрелые колосья, когда по ним медленной волной пробегает летний ветер.
Вдруг какой-то человек подошел сзади и стал со много рядом.
Я не обернулся к нему -- но тотчас почувствовал, что этот человек -- Христос.
Умиление, любопытство, страх разом овладели мною. Я сделал над собою усилие... и посмотрел на своего соседа.
Лицо, как у всех,-- лицо, похожее на все человеческие лица. Глаза глядят немного ввысь, внимательно и тихо. Губы закрыты, но не сжаты: верхняя губа как бы покоится на нижней. Небольшая борода раздвоена. Руки сложены и не шевелятся. И одежда на нем как на всех.
"Какой же это Христос! -- подумалось мне.-- Такой простой, простой человек! Быть не может!"
Я отвернулся прочь. Но не успел я отвести взор от того простого человека, как мне опять почудилось, что это именно Христос стоит со мной рядом.
Я опять сделал над собою усилие... И опять увидел то же лицо, похожее на все человеческие лица, те же обычные, хоть и незнакомые черты.
И мне вдруг стало жутко -- и я пришел в себя. Только тогда я понял, что именно такое лицо -- лицо, похожее на все человеческие лица,-- оно и есть лицо Христа.

Декабрь, 1878

Антея-Анфея   30.10.2013 03:20   Заявить о нарушении
Нимфы

Я стоял перед цепью красивых гор, раскинутых полукругом; молодой зеленый лес покрывал их сверху донизу.

Прозрачно синело над ними южное небо; солнце с вышины играло лучами; внизу, полузакрытые травою, болтали проворные ручьи.

И вспомнилось мне старинное сказание о том, как, в первый век по рождестве Христове, один греческий корабль плыл по Эгейскому морю.

Час был полуденный… Стояла тихая погода. И вдруг, в высоте, над головою кормчего, кто-то явственно произнес:

– Когда ты будешь плыть мимо острова, воззови громким голосом: «Умер Великий Пан!»

Кормчий удивился… испугался. Но когда корабль побежал мимо острова, он послушался, он воззвал:

– Умер Великий Пан!

И тотчас же, в ответ на его клик, по всему протяжению берега (а остров был необитаем) раздались громкие рыданья, стоны, протяжные, жалостные возгласы:

– Умер! Умер Великий Пан!

Мне вспомнилось это сказание… и странная мысль посетила меня. «Что, если и я кликну клич?»

Но в виду окружавшего меня ликования я не мог подумать о смерти – и что было во мне силы закричал:

– Воскрес! Воскрес Великий Пан!

И тотчас же – о чудо! – в ответ на мое восклицание по всему широкому полукружию зеленых гор прокатился дружный хохот, поднялся радостный говор и плеск. «Он воскрес! Пан воскрес!» – шумели молодые голоса. Всё там впереди внезапно засмеялось, ярче солнца в вышине, игривее ручьев, болтавших под травою. Послышался торопливый топот легких шагов, сквозь зеленую чащу замелькала мраморная белизна волнистых туник, живая алость обнаженных тел… То нимфы, нимфы, дриады, вакханки бежали с высот в равнину…

Они разом показались по всем опушкам. Локоны вьются по божественным головам, стройные руки поднимают венки и тимпаны – и смех, сверкающий, олимпийский смех бежит и катится вместе с ними…

Впереди несется богиня. Она выше и прекраснее всех, – колчан за плечами, в руках лук, на поднятых кудрях серебристый серп луны…

Диана, это – ты?

Но вдруг богиня остановилась… и тотчас, вслед за нею, остановились все нимфы. Звонкий смех замер. Я видел, как лицо внезапно онемевшей богини покрылось смертельной бледностью; я видел, как опустились и повисли ее руки, как окаменели ноги, как невыразимый ужас разверз ее уста, расширил глаза, устремленные вдаль… Что она увидала? Куда глядела она?

Я обернулся в ту сторону, куда она глядела…

На самом краю неба, за низкой чертою полей, горел огненной точкой золотой крест на белой колокольне христианской церкви… Этот крест увидала богиня.

Я услышал за собою неровный, длинный вздох, подобный трепетанию лопнувшей струны, – и когда я обернулся снова, уже от нимф не осталось следа… Широкий лес зеленел по-прежнему, – и только местами сквозь частую сеть ветвей виднелись, таяли клочки чего-то белого. Были ли то туники нимф, поднимался ли пар со дна долин – не знаю.

Но как мне было жаль исчезнувших богинь!
Декабрь, 1878

Антея-Анфея   07.11.2013 00:33   Заявить о нарушении
Неожиданный комментарий, Антея! Прямо по Тютчеву:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется...
Целил в будущее - попал в прошлое. Обычно, - наоборот...
Писал о символе власти (над человеком, природой, идеями...) опираясь на Библейскую фразу, да видно, не понятно получилось. Теперь попробую составить руководство-инструкцию-описание.

Владимир Пономарёв Арс   07.11.2013 15:08   Заявить о нарушении
Я тоже о власти НАД. А мои соЧУВСТВА прямо по Тютчеву.
…Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь...
Поэтому пусть говорят русские поэты-классики, которые не принадлежат прошлому. Они светят теплом Божьей искры далеко впереди.

Антея-Анфея   09.11.2013 16:13   Заявить о нарушении