Маргарита Озерова - написанные рецензии

Рецензия на «Москва еще раз» (Алексей Комлев)

Сначала о стиле. Может и не было под старину, но прямо-таки "ход потаённый" получился. Узнаю ваш стиль - как в Москве, где рождается Достоевский. Однако, я не смогла удержаться, чтобы не наклепать собственное эссе. Хотелось бы увидеть и другие ваши ходы конем в сторону Москвы...
Для меня Москва это Москва застав – около Садового кольца. Заставы были таможенными и рабочими окраинами Москвы, к которым прирастали сёла в границах окружной железной дороги (современного МЦК - наземного кольца метро). Мои родители родились в районе Крестовской Заставы. Это была односторонняя улица – напротив стена Депо. Эти районы часто связаны с железными дорогами и фабриками. Но сейчас большая часть фабрик той Москвы стала бизнес-центрами или просто складами. У застав строили конструктивистские (авангардные) рабочие посёлки. Абельмановский рабочий посёлок был надстроен верхними этажами и получил «сталинский» облик. У Застав могли находиться Пожарные каланчи и обязательно «чумные» кладбища! Первая революция 1905 года имела очагами фабрики Красной Пресни и железные дороги. Чтобы соединить Красную Пресню с Казанской железной дорогой надо провести диагональ через всю Москву (от северо-запада на юго-восток). По Казанской жел. дороге машинист и эсер Алексей Ухтомский вывозил из Москвы рабочих. Чтобы погасить восстание, были вызваны из Питера гвардейские полки. Вся Казанская дорога – в том числе далеко за пределами Москвы - усеялась трупами. Полковники и генералы, возглавлявшие карательную операцию, прятались, но вскоре были выслежены и убиты. Молодой фабрикант Шмидт, поддержавший своих рабочих, от издевательств жандармов сошёл с ума. Москва застав – это прекрасный фильм «Дом, в котором я живу» с песней «Тишина за Рогожской заставою». Честно говоря Кремль – для меня – не Москва. По настоящей Москве можно побродить и она тоже имеет свою легендарную историю! «Тишина за Рогожской заставою. Спят деревья у сонной реки. Лишь составы идут за составами, да кого-то скликают гудки». Нет, это уже не рабочая Москва, иже с ней, это Москва детей рабочих иже с ними! Как можно не знать район Сокольники с каланчой и парком! Как можно не любить доморощенное Измайлово, где на островке Петр Первый пускал свои первые корабли. Ещё недавно там гулял букинист-экстрасенс в черной шляпе и перстне. Он забирал из опустевших квартирок собрания сочинений и мог найти любое издание. Дома у метро Измайловская строили пленные немцы. Парадокс (!) но кварталы у метро Улица 1905 года для новых богатых. Вступятся ли они за простого человека подобно Николаю Шмидту (1883-1907)… Если еще остались социологи, пусть изучают – существует ли слой, похожий на разночинцев. Может ли он вообще появиться и стать значимым. Сейчас в поясе Застав появились кварталы, отделённые от старого города стеной. Мне страшно смотреть на это. Город в городе, который скоро начнёт менять то, от чего он отгораживается. Однако, даже дети других национальностей, играющие за стенами - с тонкими чертами лица (!) Их родители очень активны, но преуспели относительно. Может, это и есть разночинцы?

Маргарита Озерова   21.12.2024 09:25     Заявить о нарушении
Разночинцы - это они. Федор Михайлович уже все сказал об этом, нет нужды его дополнять. Но если бы я взялся писать роман "Москва-1905", то обязательно вставил эпизод, где Николай Шмидт рассказывает детям Александра Войлошникова о гуманистическом содержании революционного террора.
Великие Московские князья собирали Российскую Империю в течение пяти веков. Негодяям разных чинов и званий достало ста лет, чтобы ее разобрать, хотя даже и теперь еще есть им чем заняться. Моим, однако, конем им в сем разбойном деле воспользоваться не удастся, поелику на оном коне клеймо Государево.

Алексей Комлев   18.01.2025 00:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божедомка» (Алексей Комлев)

Не смогла пройти мимо. И потому, что Москва, а у Москвы с Питером всё серьёзно. И потому, что поэт и писатель воистину патологоанатомы! Тема ценная, такое редко затрагивают в русской культуре. Можно написать с иронией, но это будет не то! Можно лишь слегка затронуть, а тут прямо и просто. Красивая строка "Непостыдная смерти не чаявших общий дом..." Да можно было и полностью столбик привести. Все к месту. Про "горят небеса..." и сами знаете. А вот это - "лежат одиноко ничьи никому навек" - звучит даже без Вашей камеи с Достоевским.
Вообще тема тлена вечная. Не понимаю, почему игнорируется по отношению к своему облику. Мне тоже хотелось затронуть, но я, правда, не про мертвецкую писала, а про Караваджо "каждый был язычник, понимая жизнь свою как тела ручеёк. Как оно течёт, в траншеях тая, и выносит мусор вдоль дорог".
В детстве мне представлялось, что мир - космос - сделаны из какой-то общей глины. Но по-детски воспринимала составляющие этой "глины" - вплоть до какао.
Когда настоящая любовь, сразу возникает мысль: а что потом будет с этим человеком, его телом и даже его прахом - костями...
Тема "мертвого" - вот, пожалуй, точнее. Это не тема смерти даже! Боязнь прикоснуться. Но поэзия тем и хороша, что даёт возможность, снимает страх.

Маргарита Озерова   28.11.2024 14:38     Заявить о нарушении
У Москвы с Питером всё серьёзно. Будь я литературоведом, знал бы, откуда эта цитата, но, как патологоанатом, восхищенно принимаю Ваше авторство (тем более, что, скорее всего, это так и есть).
Стихотворение это и в самом деле хорошо, о чём сам знаю.
Тлен(ность) себя равно как и любимого человека игнорируется из страха, и потому, что это никакой даже и не страх, а экзистенциальный ужас. Поэзия, me definiente, дает возможность не то чтобы снять страх, а именно прикоснуться к теме, не будучи тотчас испепеленным этим ужасом. Дальнейшее как раз дело Любви.
Хорошо об этом сказал Гумилёв, заканчивая свое посвящение блаженному брату Анджелико (авторство этой цитаты мне известно с детства): "Но всё в себе вмещает человек, который..."
С искренней симпатией, АК.
Который любит мир и верит в Бога"

Алексей Комлев   29.11.2024 00:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сб» (Дмитрий Каратеев)

СБ мне нравится. и ВСКР мне понравилось. Да вообще у Вас побродить есть где. Мне кажется - ассоциации достаточно свободные у вас везде. Картины из лёгких абрисов. Думаю, Чудовищу Сатурну тоже бы понравилось. Он всё равно всё только во сне видит)) Мир у вас отображён так множественно - так много всего - во времени и пространстве задействовано - а он как будто не совсем реальный - висит в воздухе. Вы держите дистанцию через эту неполную проявленность образов, будто вас и нет в этом самом мире. Это есть "равнодушие поэзии"?

Маргарита Озерова   27.11.2024 04:58     Заявить о нарушении
На одном моём выступлении понравилась похвала: "Каратеев -- это вселенная".

Дмитрий Каратеев   27.11.2024 05:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Эпиграф» (Дмитрий Каратеев)

Ёлки-палки это сильно и звучит монолитно.

Но "Шива 1918" я не поняла. Вроде интересно, звучно, но "... и разумеется мы с тобой там спелись взаимно рассеянно целясь" - слова подобраны красиво, но смысл целого в чём (по отношению к подвалу!)?
Феликс и Феникс я тоже по смыслу не догоняю.
Написала, потому что отдалённые от конкретики 1918 года ассоциации возникают. Однако, очень отдалённые - как раскаты затихающего грома после ушедшей грозы. Видно, что вы работаете со словом...

Маргарита Озерова   27.11.2024 04:11     Заявить о нарушении
Рецензия получилась на "Шиву 1918". Шива - это, если очень упрощённо, бог смерти. В 1918 в подвале расстреляли царское семейство и тех, кто им служил (фамилия лакея -- Трупп). Феликс (Шченсны, счастливчик, назван так, потому что во младенчестве уронен в погреб и не разбился) -- Дзержинский, председатель ЧК, правда, не на тот момент. Феникс -- в древнерусском варианте Финист -- птица, которая сгорает и возрождается из пепла. Как индуистская вселенная, разрушаемая Шивой и вновь творимая Бра(х)мой. "Взаимно целимся" все мы на свете, увы. Но рассеянно -- сплошь да рядом не попадаем или попадаем не туда. "Высокоточные" снаряды летят в военные заводы, а угождают в детские больницы.
Стихотворение написано в 2018. Я тогда несколько раз в разных обстоятельствах ошибался -- писал 1918. Работаю со словом -- ну да, словесник. Прочтите, если интересно, http://stihi.ru/2024/08/18/3610 .

Дмитрий Каратеев   27.11.2024 05:25   Заявить о нарушении
Дмитрий, я не настолько не умею читать стихи, чтобы задавать совсем глупые вопросы. Мне понравилось Ваше "взаимно рассеянно целясь", но у меня возникло ощущение, будто вы с теми заодно, кто расстреливал. Я не фанат ни царской семьи, ни буквализма, ни другого "изма", предполагаю, что все живые существа в нашем сердце, что внутри нас находится все - Хорошее, Плохое. Все же есть абсолютное и относительное (индивидуальное, конкретное). Мир Поэта, хоть он и не вполне реальный, можно констатировать, также как и реальный мир. Уильям Оккам Оккам говорил (писал), что для того, чтобы убедиться в том - так это или совсем не так (стремится ли вещь к существованию) теории об общем не подходят. Иными словами, надо потрогать её конкретику. То есть, в мире абсолютного конкретное никто не отменял. Мой знакомый филолог и поэт, который старше меня, сказал мне однажды очень простые слова, но я до сих пор их вспоминаю и размышляю над ними: "Поэзия должна быть внятной".... Феликс и Феникс в данном контексте мне до сих пор непонятны. Может быть, все эти наслоения непонимания возникают из-за того, что тема "острая". Но у Вас и в других стихах встречаются острые темы. Японцы умеют филигранно обращаться с острыми темами.

Маргарита Озерова   27.11.2024 15:09   Заявить о нарушении
Ни в коем случае я не с теми, кто расстреливает. Чему доказательство -- другое стихотворение о том же царе http://stihi.ru/2021/05/14/2194 и ещё одно -- о другом цареубийстве http://stihi.ru/2018/03/01/7268 .

Дмитрий Каратеев   27.11.2024 17:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Калидонская забава» (Кепежинскас Павел)

Да, Павел, это действительно интересно. Начинаете с описания охоты, а завершаете так громко и эпично, но что ещё интереснее, - это Эпос скорее всего того, о чём Данте посмел написать:
"...Был правдою мой зодчий вдохновлён:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.

Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья"

Маргарита Озерова   27.11.2024 03:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «приключения как последование кулинарным журналам..» (Криспи)

Не ожидала!))) Япония в кулинарии собственным телом так сказать... Это верх японской кулинарии, поскольку суши им всегда не хватало. Даже в Маньчжурию пытались своих крестьян высылать, но они возвращались. Передайте Портосу, чтобы не заворачивал сушу в тонкие коричневатые водоросли нори: невкусно! Советую ему Сёгаяки к пиву: кусочки свинины тонкие; имбирь (о, он даёт энергию тепла)и лук, натереть плюс яблочный джем и в этом надо обжаривать кусочки. Еще могу киношку посоветовать к пиву. Если с мультиками для маленьких (то есть мультики вставлены в кино для больших) - это "Нодамэ Кантабиле" с Хироси Тамаки. Кажется во второй части японцы в Париже (приятно же!) Да какие японцы! Он - дирижер оркестра и вокруг него звезданутое творчество. Атосу могу посоветовать как человеку, в любви уже не заинтересованному (на опыте!) "Два человека, которые не могут влюбиться". Арамису как гурману в любовных отношениях - прекрасную комедию (я её даже скачала!) "Если бы ты поцеловал меня тогда" 2021 г. Д Артоньяну советовать не буду. Он сам себе найдёт.

Маргарита Озерова   27.11.2024 02:57     Заявить о нарушении
ну это само по себе - целая повесть!... )))
что поесть - и что посмотреть... )))
непременно всем всё передам - в самых, что ни на есть подробностях!... )))

Криспи   28.11.2024 22:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «звёздно-е...» (Криспи)

Криспи, узнаю Вас снова и вновь. Весь пропечатанный черным коридором по белому экрану шрифт - свет звезды . Она летит, оставляя ваши слова. На мгновение мне показалось, что слово "световых" немного выбивается из понимания. Но ведь в этой игре есть своя прелесть. Все так ровно и гладко - и это в общей гладкости кажется брошью. Я не могу даже завидовать таким прекрасным стихам.
Как же я могла долго не приходить сюда, к вам?!

Маргарита Озерова   24.11.2024 00:35     Заявить о нарушении
спасибо!...
рад, что Вы заглянули!...

Криспи   27.11.2024 00:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «После» (Андрей Пшенко)

Андрей, не знала на что написать вам - Ведь у вас так много уже написано самых разных, но глубоких рецензий. Мне понравилось - "темнота падала" - и далее обрыв строки. Она правда падает таким образом. И это страшно, но здесь - и сладко одновременно. "Капели снегов апрелевых" - здорово.
"Становились ручными драконы мои с тиграми" - это тоже строчка интересная. Может, вы не задумывались, но в "др-р-раконах с тигр-р-рами" сохраняется напряжение от этих серьезных зверей". Это как продолжение напряжения "с темнотой".
но мне хотелось ещё больше напряжения. Ради этого мне хотелось услышать, хотя это и бессмысленно, но интересно в звуковом отношении:
Становились ручными
Драконы мои с тиграми
Из окна моего было видно твоё нёбо.
Совершенная бессмыслица, понимаю. Просто в "твоё небо" - получается что Ё (очень напряженная буква под удареним) отменяется буквой Е. На мой взгляд, здесь напряжение падает из-за этого. Дальше как будто бы все хорошо, но для меня это был диссонанс. Может, и мой вариант не идеален...
Я извиняюсь, если Вам подобное было неинтересно услышать. Последнее время меня очень занимает - как передать нюансы смыла звуком и даже прекращением звука.
С уважением, Маргарита


Маргарита Озерова   24.11.2024 00:15     Заявить о нарушении
Редко кто так "развёрнуто" и "по-делу" отвечает...
Значит - повезло с коллегой - в столбик строчить, поэтом и другом...
Не часто бывает..

Спасибо большое-пребольшое,
Ваш, А.П.



Андрей Пшенко   25.11.2024 19:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Звезда Полынь» (Давид Гарибян)

Здравствуйте! Я прочитала некоторые ваши стихи и везде видела, как вы умело орудуете с Тайной. Это мне больше всего нравится у Вас. Вроде бы слова как слова - со времен Пушкина - но вы через них передаёте сложные образы. это явно не картины обычных пейзажей или людей, а нечто большее.

Маргарита Озерова   23.11.2024 21:31     Заявить о нарушении
благодарю за лестный отзы

Давид Гарибян   12.01.2025 01:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хайку» (Алексей Комлев)

Надеюсь, я правильно поняла ваши строки: писать надо именно потому, что не прочтёт. У японцев всё загадочно, поэтому я подумала, что стихотворение именно так читается. Возникла куча мыслей от этих трёх строчек. Потом даже вспомнилось, что Иосиф Нонешвили, кажется, писал русской музе на грузинском. Я читала в переводе, конечно "Ты полистаешь, улыбнёшься вымученно. Уже совсем не та, совсем не та, и пожалеешь вдруг, что ты не выучила язык Бесики и язык Шота". Прошу взглянуть, я из Вашего Хайку сделала эпиграф: (Казнить нельзя, помиловать). Теперь у меня как у Гумилева есть свой Фра Беато Анжелико. Не все же про Цербера...

Маргарита Озерова   23.11.2024 21:14     Заявить о нарушении
Всё верно.

Алексей Комлев   28.11.2024 00:06   Заявить о нарушении