Рецензия на «Гера Шторм. Экспертный обзор конкурса Метафора» (Чалиева Елена)

Приветствую, Гера. (от автора №18)
Я бы и не стал ничего комментировать по существу вашего обзора, однако..
"Прочла не единожды" (с) и было задано достаточно много вопросов.
А я на вопросы приучен отвечать. Кроме того, помимо вопросов есть ещё
и однозначные утверждения, по сути вердикты, например:
"Содержание, донесение до читателя авторской мысли страдает." (с)
То есть, это передатчик барахлит, но никак не приёмник.
Хотя, сами же оговариваетесь в самом начале:
"Возможно, я не столь начитана, как автор данного стихотворения" (с)
"Всё же, что хотел сказать автор, что донести до читателя -рождаемся, боремся, умираем?" (с)
Вопрос риторический, то есть содержит в себе ответ буквально по трём строфам:
действительно, рождаемся, боремся, умираем!
И мне представляется, что здесь не нужно быть гипер эрудированным и начитанным,
чтобы это понять и интерпретировать. А далее уже идут, скажем так,
"средства доставки" как то: ритмика, рифмы и, собственно, художественная
выразительность языка, те самые Тропы, в том числе и метафоры.
Метафора - это переносный смысл, вплоть до иносказания. А в моём случае ещё
и аллюзии в качестве отсылок, которые вплетены непосредственно в действие.
О подобных текстах вы, действительно, можете сказать: "Что это?"
Но зато никогда: "Ну и что?" А "ну и что?" - это самый страшный вопрос в поэзии!
На самом деле никакой "кучи" здесь нет, но каждому образу, отсылке определено
своё строгое место в теле стиха по нисходящей лестнице версификации.
Иногда популярных поэтов-символистов читатели "пытают" просьбами раскрыть
недонесённые или не принятые смыслы. Некоторые отшучиваются, типа
"все мои стихи о любви", а некоторые заявляют, что не хотят лишать читателей
удовольствия составлять СВОЮ личную интерпретацию.
Однако я не "популярный" и никогда им уже не стану. Поэтому некоторые места
прямо непосредственно по строфам открою.
Первая строфа целиком "посвящена" Питерскому року 80-х,
а конкретно: Кинчеву, Шевчуку и Цою..

"Где разорвана связь между небом и птицей рукой обезьяны" (с)
/К. Кинчев. Стерх/
"Мальчик слепой" - одна из ранних и, практически, забытых песен Шевчука:
**
"Мальчик-слепой
В розовой курточке,
В синих штанишках, медноволосый,
В белом вагоне цветной электрички.
Мальчик-слепой…
Беспомощно вертит перед собой
Наколотыми на… на пальцы глазами.
Задающий обычные детства вопросы
Бабушке, втиснутой в бежевый плащ,
Бабушке, дремлющей клоком тепла
Бабушка!
Как мы едем?
Что мы видим?
Как мы любим?"
**
И если у Цоя "Весь мир на меня идёт войной", то мой "мальчик" - "бьёт первым!"

Вторая строфа.
Вот говорят, вся наша жизнь игра или театр.. Но какая именно "игра?"
По сути это игра в "царя горы". Причём на любом уровне: от местечкового до глобального..
От мелкого карьеризма до политических войн.
Однако только когда мы падаем, то до нас начинает доходить изречение Конфуция о том, что
"всё не то, чем кажется и не наоборот". И получается, что всё человечество -
слепые мальчики и девочки. И что же делать? Шевчук тоже задаётся этим вопросом
в той же песне:
**
Мальчик-слепой,
Что ждёт тебя в этом
Заколоченном визгливом пространстве?
Выпрашивать мелочь на грязных вокзалах?
Клеить картонки? Мычать на баяне?
Напиваться на ощупь с больной проституткой?
Или услышать и…
Подарить миру музыку?
Подарить миру музыку!
**
Вот так и вы, Гера (подобно той бабушке), в своё время сопровождали свою дочку
из пригорода в город, оберегая от "визгливого пространства", не так ли?

"В том, что написано, но не спето истинный смысл сокрыт. — т.е. если то, что
написано спеть, то смысл истинный раскроется?" (с)
Это как у Кизи в "Полёте над гнездом кукушки" - по крайней мере можно хотя бы
попытаться. А если всё оставить в своём условном "столе", то никакие смыслы
не откроются точно. В данном контексте спеть - это просто поделиться!
То самое "Подарить миру музыку!" (только как бы не опоздать)

Ну и третья строфа:
"Почему не медный?" (с)
Так ведь потому что "умираем" (сами же сказали), а "Всадник бледный" - один из четырёх
всадников апокалипсиса и есть "Смерть"..
Ну а пока мангуст воюет с коброй, подобно Рики-тики-тави и Нагайне,
но уже скоро наступит ночь и "Час Совы"..
С уважением, Олег.

P.S.
Ах, да.. тут кажется промелькнул вопрос: а почему это звезда "двойная",
типа "для рифмы", что ли?
Ну вот видите - сила поэтического пророчества. Стихотворение написано
семь лет назад, но теперь мы все идём не за одной, но за разными звёздами..

Гольгертс   25.11.2022 02:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Гольгертс.
Не знаю ваше настоящее имя, к сожалению.
Мне как-то говорили- плохи те стихи которые нужно объяснить читателю.
И правда, зачем ему головоломки, ответы на которые знает только автор задумки и, возможно, небольшой круг его единомышленников.
У вас действительно неплохая техника и рука в этом набита, думаю, пишете не один год.
Знаете, у меня тоже есть стихотворение в котором я намешала отсылы к песням, и я опасалась его выкладывать, понимая, что не все поймут. К радости, поняли очень многие. Ну я еще, после, на всякий случай, объяснялку снизу разместила, что по сей день считаю лишним, нужно убрать, но пока не решаюсь.

А ещё, мне давным-давно казалось, что мои стихи не понимаю, не принимают, критикуют (а критика была порой настолько жёсткой, что я иногда уснуть не могла, гоняла в голове). Потом я научилась отделять критику текстов от критики меня, как автора (это не допустимо), пришло понимание того, что действительно я принимаю и полезно для моих текстов, а что лишнее и просто придирки, на которые не стоит внимание обращать. Мы же авторы-творцы, и стихи наши дети, и только мы сами решаем что для них будет лучше. И знаете, я очень благодарна всем этим бессонным ночам и всем, кто не прошёл мимо и заставлял меня гонять в голове то, что я написала. Так я росла, как автор. Школа у меня была хорошая, хотя и болючая.
Но вот благодаря конкурсам, где есть критика я и формировалась, несмотря на то, что мои первые стихи были написаны в начальных классах и печатались в местных газетах. Ерунда всё это.
Пишу с телефона, возможны опечатки, и мне пора собираться на работу.

А вам я желаю творческих успехов!

Гера Шторм   25.11.2022 05:20   Заявить о нарушении
Однако я же представился в конце своей рецензии.
Если вы не заметили моего "настоящего" имени, что же говорить о том, что я "объяснял?"
"Мне как-то говорили- плохи те стихи которые нужно объяснить читателю." (с)
Но опять же это смещение вектора в "передатчик - приёмник"
Так говорят как раз "плохие" читатели. Или, скажем так, читатели с иным
культурным кодом. Они уцепились за фразу Гиппиус:
"Если нужно объяснять - то не нужно объяснять!"
и перевели стрелки на авторов в оправдание своей непонятливости, если не сказать
невежества. Однако в любой "головоломке-ребусе" не нужно путать аллюзии и
сентенции с авторским! символизмом и нарочитой заумью.
И это действительно печально, что "небольшой круг единомышленников" категорически
сужается и не способен воспринимать отсылки к мировому культурному наследию.
Когда целевая аудитория не знает уже даже своей истории.
И в таких условиях у представителей "хорошей Школы" никакие творческие успехи
невозможны, ибо некому этот успех определять.
Однако не всё так плохо. Сами же говорите, что "К радости, поняли очень многие".
Но здесь ключевое, чтобы не обязательно поняли точно! по авторской интерпретации.
Достаточно и читательской, но чтобы она была!
Любой автор - это всего лишь "транслятор", тот самый "передатчик".
Главное, чтобы не "вымерли" те, кто "Ещё гениальнее слушали Вы" (с)

Гольгертс   25.11.2022 11:08   Заявить о нарушении
Да, и правда, имя я не заметила в этом потоке пояснялок, Олег. На работу спешила, пояснялки читаю редко, только когда это действительно необходимо. Ну кому они нужны? Олег, у каждого автора свой читатель, если хотите расширить круг, пишите для всех, а если вам комфортно и так, то не вижу смысла для обсуждения.

Гера Шторм   25.11.2022 11:20   Заявить о нарушении
Ну вообще-то "пояснялки" не то что нужны, но не помешают тем, кто хочет "расти как автор",
впрочем и как читатель тоже.
И, думаю, что с этой дилеммой: "давать/не давать" так или иначе сталкиваются
очень многие авторы, которые хотя бы пытаются использовать аллюзивные отсылки.
Вот, например, моя "Маленькая ода ссылке" http://stihi.ru/2016/12/06/901

Гольгертс   25.11.2022 12:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Чалиева Елена
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гольгертс
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.11.2022