Рецензия на «да шли их к чёрту» (Южная Лунария)

Я назвал бы жанр этих стихов лирическим фрагментом. Допустим, вы телепат. Вы идете по улице. Какие мысли вы услышите, скажем, вот у этого прохожего? Тайны? Скорее, отрывки тайн. Мы почти ничего не узнаем из такого фрагмента потока его сознания, как мало что узнаём о всей реке по одному пейзажу на картине художника. Из каких отношений вышел и в какие отношения готовится войти человек? Неизвестно.

Итак, эти стихи – отрывок потока сознания. События происходит не снаружи, а внутри. Герой Эн и его собеседник Икс находятся в близких отношениях, иначе откуда этот вульгаризм, ошеломляющий уже в первой строке? «Нами» Эн называет Икс, с кем установлена тесная, видимо, дружеская связь. Но у них не только общее «мы» - общее и «они», которых Эн, сочувствуя товарищу, советует «слать на» рифму к слову «сахар». Дружба Эн и таинственного Икс состоит в том, что они пьянствуют, поют, создают проблемы соседям, шумят, танцуют, строят неизвестные нам планы и отражают друг друга как в зеркале, видимо, переживая одинаковое и взаимное влечение. Бьющий в бубен шаман, изгоняющий бесов, кажется мне образом современной ритмичной музыки, под которую молодежь проделывает танцевальные телодвижения, похожие на корчи экзорцизма. Или шаман – что-то другое? Возможно, я ошибаюсь, но так как мое читательское внимание пригласили на вечеринку, у меня нет более подходящих ассоциаций для образа шамана и бубна.

Вообще для современной поэзии стало хорошим тоном игнорировать читателя: стихи порой остаются за гранью понимания самого пишущего, они как бы возникают, их нашептывают неведомые голоса, и пишет их не поэт, а муза. Это не графомания, скорее, графотерапия. Стихи возникают как крик, и так же смещают часть нервной энергии от места концентрации боли. Возможно, шаман, изгоняющий бесов – это сам процесс творения стихов?

Возможно, бесы действительно оказались изгнаны. Потому что Эн объявляет себя абсолютно честным. Установить факт честности ему помогло сравнение того, что видит своими глазами, с тем, что показывает телевизор. Логично: экран показывает одно, а я вижу другое, значит, я честен. То есть, честным герой кажется себе на фоне пропаганды, которая в последнее время ведется развлекающими людьми в форме развлекательных программ, что сердитым подросткам дает легкую возможность чувствовать себя поднятыми над «этой элитной плесенью, что зовётся людьми».

Далее сюжет стихотворения, а у него есть сюжет, заставляет героя найти оправдание для образа жизни, который, похоже, ему самому не кажется слишком-то приличным. Не умея и не желая врать, Эн сообщает Икс, что ему известен таинственный «закон семи», важность семьи, и что он пишет загадочные письма в рай. Возможно, письма адресованы Богу? Погибшему другу? Герой мечтает завести супружескую семью? Или находится в конфликте с родительской? И в конфликте ли?

Не ясно, но таков закон жанра лирического фрагмента. Автор жив. Он предоставляет нам свидетельство о своем рождении и бытии. И клочок его внутренней жизни оставил в нас тревогу, словно где-то исчезает человек, тягостным, пустым и вредным досугом истребляющий себя. Тревогу тем большую, что в ее депрессивном очаровании герой черпает новые силы для пугающего разрушения себя и, возможно, мира ненавистной ему "человеческой плесени". Нам жаль героя. Возможно, это пробуждение человечности и есть задача и смысл, которые вложил в стихи автор?

Илья Хабаров   06.12.2019 11:46     Заявить о нарушении
Валерия, я без вашего разрешения сделал что-то вроже опроса среди своих друзей, показав им ваши стихи и задав 9 вопросов:
1. Кого именно отсылает «к черту» (в рукописи грубее и в рифму) лирический герой?
2. Кого он называет "нами"?
3. На что герой строит планы?
4. Откуда взялся шаман, изгоняющий бесов?
5. Почему герой уверен, что абсолютно честен?
6. Если он не элитная плесень, а все люди - именно элитная плесень, то кто он?
7. Что такое "закон семи"?
8. О важности какой семьи - супружеской или родительской - говорит герой?
9. Каким образом можно писать письма в рай?

Вот один из ответов, самый мудреный:

"их" - форма обозначения всех кто противопоставляет себя или противопоставлен обстоятельствами свободе реализации представлений личности от имени которой идет обращение. "Их" - это узел фрустрации, камень приткновения имеющий субъектное личное начало или некий логос социальной среды.
"нами" дорогой АВ! обозначается множественность состояний - те пьяный, буйный, трезвый, холостой, добрый, злой - все это одна личность во множестве ипостасей.
планы - план описанный в данном МАНИФЕСТЕ простой - это проистечение стихии желаний в реальность без помех обстоятельств. В данном контексте "строим планы" не планирование а осознание осуществленного, сделанного наподобие попыток вспомнить с кем и где Вы вчера были и почему так сильно болит анус после шампанского...
"шаман, экран" - образы систем сугестии, контроля и нормирования которые не действуют на повествующего в данный момент, не имеют над ним власти в его текущем состоянии, текущей надреальности
"честен" - потому что не контролирует себя сам - а поскольку внешний контроль происходит посредством внутреннего то действительно в таком режиме трансляция тождественна автономному в данный момент внутреннему содержанию субъекта
"кто он" - поскольку он свободен от отождествления с множествами то он это именно ОН. Единственно ОН. Это сакрализация личности. Люди это десакрализация это счетное дискретное множество с параметрическим нормированием - скот.
"люди" в чиновном наречии это политический класс, граждане это рядовые члены общества быватели.
"закон семи" это закон гармонического ряда , -красота основа очарования обывателя и часто используется во время обмана или подмены понятийного ряда в смысловых созвучиях . В данном контексте это именно о методологии манипуляции сознанием -лжи.
"про важность семьи" - развитие темы предыдущего логоса - ложь переплетающаяся с демагогией, пустой болтовней, выхолощенным безинформативным технологическим циклом паузы, пустоты смыслов.
"письма в рай" - обломощина вперемешку с маниловщиной, абсурд плетения материальных средства и ресурсов реальности с полностью синтетической виртуальной метафизической отвлеченной от действительности доктриной . Те образ бесплодной бесполезной траты ресурсов, закапывания денег в землю.

Илья Хабаров   06.12.2019 11:46   Заявить о нарушении
Очень интересное мнение у ваших друзей, и чувства юмора они не лишены. Вот только действительно капельку замудренно... Конечно, когда я писала это стихотворение, не думала такими терминами. Может, если не составит труда, объясните мне в более простой форме, как молодой и недостаточно начитанной особе?

Южная Лунария   01.04.2020 06:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Южная Лунария
Перейти к списку рецензий, написанных автором Илья Хабаров
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.12.2019