Рецензия на «Где она?» (Галина Щекина)

Земля и небо в стихотворении «Где она?»
Стихотворение большое, оно состоит из сравнений противоположностей: радости прежнего и муки настоящего, приятных воспоминаний детства девочки с Юга и грубой реальности жизни взрослой замужней женщины, показанной на определённой территории, где-то на Севере. Образ железной дороги, как нечто прямолинейное, несгибаемое, основательное, прикованное к земле; шлагбаума, который открывается для других, но не для неё; речки, где таз с бельём ждёт; леса, который был любим героиней когда-то, но не теперь: «Ели вряд ли покроют зеленой хвоей, то ли топор и пила одолели - лес уже больше не мой» – вот рамки, в которых происходит женская взрослая «грубая жизнь не во сне ли, ею в глуши пропитавшись до пор…», где «не разгибаясь», живёт героиня. В таких обстоятельствах остаётся – земля и небо, как желаемый выход. А вопросы героиня задаёт, чтобы услышать свой собственный голос, размышляя, жить ли так дальше или унестись на небо, так как жутко одинока, любовь у неё была в прошлом, в настоящем есть только «тяжесть литых стародавних сапог» и «муж путеец». «Там, где вдоль рельсов подруга… там не во сне проживаю… с мужем…». Кстати, и подруга, и муж – где-то «там», на одинаковом расстоянии от героини, а собака у ног. Но, поскольку силы жить и преодолевать трудности быта у неё есть, – она живёт, хоть и стремится к небу. Ну не к земле же, к которой итак прикована, чуть ли не кандалами, этими тяжёлыми литыми сапогами и сваями, где «не разгибаясь» работает. Поэтому она даже сквозь метели и «слепой серебристый дождь» – видит небо, не глазами, а душой.
«Темные ночи давно поредели, свет проливая во взгляд» – здесь,вероятно, предполагаются с одной стороны - белые северные ночи, которых в жизни героини всё больше и больше, и, с другой, – прозрение, принятие своей судьбы, что неразрывно связано с темой Христианского смирения со своей долей: «Это такая мне выпала милость, так испытали меня», мужество в осознании своей новой жизни. Что даже сны, в которых она возвращается в детство, где «и у шелковицы и водокачки, в розовых мальвах, у глади воды...Бабушкин сад, фрукты ведрами, тачка, крыша железная, яблонь ряды» – приходится баюкать, качать как детей, чтобы не тревожили и не тревожились: «Где моя родина? Руки молча качали, баюкали сны». Образы прошлого, противопоставляются настоящему: огромная луна, ароматы, звуки, «липы, как на дрожжах и любовь», а здесь из живого – собака у ног, спиленные и срубленные ели, а речка только для тазика со стиркой, где вьюга и метель – постоянные спутники. Стоя под дождём, героиня ощущает связь с небом: «тая в слепом серебристом дожде», хочет исчезнуть, устремляясь душою в небо. «Дрогни, душа моя, хлопали крылья – песен предчувствие в ней».
В этом стихотворении я увидела разочарование в любви, крушение надежд на счастливую замужнюю жизнь, усталость, но стойкость, ну и тоску по Родине, конечно, в которую можно попасть лишь через небо, бесконечное и общее для героини–ребёнка и для взрослой героини.

Анна Кашина 3   16.04.2019 07:41     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Галина Щекина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анна Кашина 3
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.04.2019