Рецензия на «Россия» (Василий Модилов)
Вот не читала я об этом. И Вас мне очень, очень жаль. А защищать себя при этом, Нельзя? Какая здесь мораль? А Запад бьет намного жестче. Поверьте, был плачевный опыт. И отношенье много проще. Там не услышишь даже ропот. Спалил напалмом пол деревни, С природой вместе и домами. Людей в дома, то способ древний. Чтоб не мелькали пред глазами. Зачистив за собой по полной, Чтобы свидетелей ни грамма. "Отбой " команда - снова вольный. В душе спокойствие- не драма. И всё спокойно, даже тихо. Он же приказы выпонял. А Вы в пример нам совесть иху! Жестокость их - да кто бы знал. С теплом. Елена. Елена Панфилова 2 06.07.2018 07:58 Заявить о нарушении
Елена, разумеется, я предполагал, что это моё стихотворение (*так же, впрочем, как и большинство других*) вызовет у читателей неоднозначную реакцию — вплоть до самого резкого несогласия и даже категорического осуждения... Поэтому хочу пояснить, что в нём я рассматриваю не какие-то конкретные дела и действия: ведь, при желании, и на Западе, и у нас легко можно отыскать великое множество случаев как ужасающего насилия, так и восхитительного милосердия и абсолютно безкорыстного альтруизма (*и затем, в зависимости от своих целей и намерений, одни из этих случаев всячески стараться скрывать и замалчивать — а другие, наоборот, выставлять напоказ и предавать широкой огласке: чем, собственно, и занимается официальная пропаганда с обеих сторон*) — вот поэтому-то я и предпочитаю рассматривать не те или иные конкретные случаи и дела, а более глубокую и коренную суть: т.е. то, чем люди руководствуются при совершении тех или иных дел и действий — идеологии и мировоззренческие установки:nbsp; хотя и они тоже, конечно, имеются в весьма широком многообразии и у нас, и на Западе — но всё-таки в общем и целом на Западе нынче уже почти никто не считает нормой жизни непрестанные бедствия и мучения, никто не романтизирует и не воспевает кровавые войны и суровых воителей, не знающих никакой жалости ни к самим себе и ни к кому другому: там, на Западе, почти никто не приемлет такой принцип, что будто бы "жить не страдая и не мучаясь — грешно и недостойно настоящего человека": тогда как у нас такой вот мировоззренческий принцип до сих пор весьма популярен и распространён, и в некоторых кругах является даже господствующим и определяющим... Прочитайте у меня здесь на эту тему также и самое длинное из моих стихотворений — "О Родине и о Любви" (* http://www.stihi.ru/2015/02/14/1395 *) : оно у меня такое "программно-мировоззренческое", в нём обо всех этих вопросах я высказался гораздо подробнее :)))) — так что я полагаю, что из него Вам наверняка станет яснее и то, что подвигло меня к написанию и этого моего стихотворения (*помимо стихов Н.Зиновьева и близких ему по духу русских классиков — о чём я упомянул здесь в эпиграфе*) . В любом случае — огромное Вам спасибо за комментарий и за Ваше внимание к этому моему стихотворению и к поднимаемым в нём вопросам — честное слово, это внимание, пусть даже и критическое и осуждающее, для меня несравненно дороже и ценнее, чем какие-нибудь "дежурные похвалы" от кого-либо того, чью душу это моё стихотворение никак и ничуть не зацепило. :))))))))
Василий Модилов 06.07.2018 17:43 Заявить о нарушении
Василий, спасибо за понимание. Я пишу рецки, особенно стихами, когда меня стихи очень зацепили. Единственно, что я не поняла, чем вызван данный стих. Оно очень хорошее, но без начала. Как будто выхваченное с середины. Мне вот не хватала этого начала. А эпилог, мне показался лишним. Он смазал всё стихотворение. И еще, знаете, по своей добродетели нет более добродетельного русского человека. Мне лет порядочно. Жизнь бросала настолько в разные стороны, что довелось видеть ни один жизненный замес. Всё время удивлялась, что жестокость и добродетель русского человека всё время рядышком. Был случай, ребята после боя производили зачистку и в одном из домов наткнулись на очень старую женщину. Она была ранена. Чья пуля её достала, большой вопрос. Они её на руках, на БТР и в госпиталь. А она их всю дорогу проклинала на фарси. А ребята успокаивали и просили потерпеть, что вот еще немного и будет помощь. А при этом наших двухсотых, там было порядка десяти человек. И трехсотых достаточно. Я всегда этому поражалась. Афганцы бы её просто пристрелили . Кстати, американцы бы сделали тоже самое. С теплом. Елена.
Елена Панфилова 2 06.07.2018 20:52 Заявить о нарушении
Елена, благодарю Вас снова за ответ и за рассказ о замечательном случае во время Афганской войны (*каковой случай, насколько я понял, Вам довелось видеть самолично, собственными глазами*) — но опять-таки должен повторить, что, согласно известному древнему изречению, "примерами можно доказать всё что угодно": т.е. наверняка и среди афганцев и даже среди американцев нашлись бы такие, кто поступил бы с этой старой женщиной точно так же милосердно, как наши солдаты, да и среди наших наверняка ведь нашлись бы и такие (*пусть, наверно, и немногие*) , кто просто прикончил бы её без долгих церемоний — ведь, как известно, все люди разные и "в семье не без урода", тем более, что и каждый отдельно взятый человек, как правило, непостоянен: т.е., совершив сегодня прекраснейший поступок безкорыстного милосердия, завтра он может неожиданно "сорваться" и совершить какую-то омерзительную подлость (*а может и наоборот: сегодня совершил подлость — а завтра вдруг одумался и совершил какое-либо дело безкорыстной помощи или даже спас кого-то, рискуя собственной жизнью*) , так что даже у самых добрых и альтруистичных людей случаются иногда срывы в виде каких-то нечистоплотных или эгоистичных поступков, равно как и у самых конченных отморозков иногда вдруг просыпается совесть, так что они вдруг делают что-то доброе и безкорыстное неожиданно даже для себя самих :)))) И вот именно поэтому я повторяю снова, что предпочитаю рассматривать не отдельные конкретные примеры тех или иных поступков — а глубинные корни и основы, побуждающие людей к тем или иным поступкам: ну а среди этих "глубинных корней и основ" человеческой души первое место, как мне представляется, занимает именно мировоззрение человека — т.е., его главные принципы и идейные постулаты, которым он считает себя обязанным всегда следовать, и те идеалы, к которым он считает должным всегда стремиться (*пусть даже у него это далеко не всегда получается*) . Поэтому я в этом моём стихотворении (*а также и в ряде других подобных ему*) веду речь именно о мировоззрении, об основных жизненных принципах и взглядах на жизнь и на то, "что такое хорошо и что такое плохо" — и об имеющихся различиях и расхождениях в этих основных принципах и взглядах между разными мировоззренческими учениями и концепциями (*т.е., условно говоря, между "нашей" и "западной" — что, конечно же, ничуть не значит, что будто бы я полностью приемлю западную концепцию и считаю её идеальной*) .
А что эпилог этого моего стихотворения несколько ухудшает и "смазывает" общее впечатление от него — я прекрасно понимаю, и в данном случае считаю это ухудшение впечатления правильным и необходимым: поскольку таким образом ликвидируется романтизация и снимается возвышенно-поэтический ореол со всех тех ужасов, о которых в этом моём стихотворении говорится. Вообще, должен признаться, что, действительно, сочинилось это стихотворение у меня отнюдь не в самом светлом и радостном состоянии духа, каковое состояние возникло у меня (*как я и указал это в эпиграфе*) в результате чтения стихов Николая Зиновьева — прекраснейшего и талантливейшего современного русского поэта, многие стихи которого всё-таки имеют свойство вгонять читателя (*ну, по крайней мере, меня*) именно в такое вот мрачное и пессимистичное состояние. Василий Модилов 07.07.2018 03:07 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |