Рецензия на «Литературные практики. Сонет. Часть первая» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

Внимательно перечитав страницы Литературных практик (пока одной)), пришла к выводу, что, по меньшей мере, пункт 4 данного задания выполнен вполне). Признаюсь, многое читала не без интереса, но с трудом и со стойким ощущением потери за оригинальностью самого сонета...
Возможно, я старомодна))...
Сонет Сонету

Чудесен миг рождения Сонета!
Его гранёный строй достоин красок,
Полётности, подаренной Пегасом,
Свободы, грациозности сюжета...

Настроен камертон в душе поэта,
И рифме отдаётся без опаски,
Не ради торжества её огласки,
Влюблённый в стиль сонетный беззаветно.

Сонет (предмет восторга сонетистов)
В Италии Джакомо да Лентини
Впервые сотни лет назад «услышал».

И счёт его приверженцев неистов...
Взлетевшим над обыденной рутиной
Изысканный Сонет дарован Свыше.
13.05.18.

Ирина Коляка   13.05.2018 16:56     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за эту рецензию.
.
Задания (литературных практик простые только на первый взгляд). Всегда перед проводится небольшое исследование: (например) а много ли сонетов написано женским 5-ти стопным ямбом? Оказывается очень мало. И на примере этого "очень мало" можно легко определить тенденцию (куда/к чему идет тот или иной жанр)
.
Давайте посмотрим: действительно ли оригинальность наша и она является причиной потерь в сонетном каноне.
.
*** Ислам (Николай Гумилёв )
.
В ночном кафе мы молча пили кьянти,
Когда вошел, спросивши шерри-бренди,
Высокий и седеющий эффенди,
Враг злейший христиан на всем Леванте.

И я ему заметил: — «Перестаньте,
Мой друг, презрительного корчить дэнди,
В тот час, когда, быть может, по легенде
В зеленый сумрак входит Дамаянти». —

Но он, ногою топнув, крикнул: — «Бабы!
Вы знаете ль, что черный камень Кабы
Поддельным признан был на той неделе?» —

Потом вздохнул, задумавшись глубоко,
И прошептал с печалью: — «Мыши съели
Три волоска из бороды Пророка». —
.
.
*** Рассвет (Татьяна Гнедич)

И вот рассвет – уже за горизонтом,
Ещё за горизонтом… Он не виден,
Но он идёт торжественно постыден
Всем Тамерланам, Пиррам и архонтам,
Он брезжит за далёким Геллеспонтом,
Расправив крылья чёрные Обиде,
И облака встают над чёрным фронтом
В многомиллионной братской панихиде…

Кассандра бьёт пред Иверской поклоны,
Обида стонет у колен Беллоны,
Взывая о победе и отмщенье…
И серафимы в странном оперенье
Читают Блока вещие творенья
О светлом князе и степном сраженье…
.
.
*** Оборвано (Михаил Панов )

Чтобы ветвиться гибче и красивше,
Я скло вонзил между собой и миром,
Прозрачностью себя огородивши,
Я стеклотару возгласил кумиром.

Сравнимый с фешенебельным сортиром,
С гаремной почивальней у калифши,
И с навалившимся метро-ампиром –
Мой мир стеснён. У Бенедикта Ливши…

Ца? Цы? (Це-це?) Нет, муха. Я забыл,
Я всё забыл. Стекло… прильнул… Вперивши
Голодный взор во всё, что вне сортира,

Смотрю, смотрю. И ангел шестикрыл?..
Да, шестикрылый… Горестно и сиро
Зовёт: взлети! А как? И вострубивши –
.
(Панов к сожалению оборвал две строчки мужской рифмой, но в целом, шел в заданном направлении)
.
.
В первом задании, мы взяли еще одну свободу (из статьи Анны Стеценко Лексика цикла И. А. Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»): поэтическая лексика – едва ли не главное условие сонетного канона, включенные же в цикл Бродского стихотворения, с участием в них «косноязычной лексики» и даже «его величества мата», будто бы «компрометируют изысканность этого жанра»… будто бы (?) :)..

Видите, всё оправдано.. время делает свое дело.. можно стать занудой и посмотреть статистику Его Величества Сонета, например, по Стихи.ру за вчерашнее число: 9476(35(9)) – это примерно 0,4% (от общего числа опубликованных стихотворений) и в нем 26% (страницы Пси 3д).
.
Т.е. это очень неплохая открытая ниша (ей заниматься рационально)
И эта ниша до сих пор самая консервативная (ей заниматься креативно).
.
Путь подсказывает (только) авторский гений, проявляющийся в среде свободного открытого творчества. Иного нет (иное порождает вторичности).
.
)) и Вам в ответ так, чтобы к рифме (ващще) нельзя было придраться… (а то тут и Марк на меня "ругается"))
.
.
Я вскрыл сонет, как сейф чужой, обманом
А денег нет, лишь пыль и камни Фивы.
Искал в нем свет, с мечтой о несказанном, -
Нашел совет, сухие листья ивы.

Не в масть, не в цвет. Я рядом встану станом.
В окне рассвет, густых теней извивы.
Не дался, нет, в упорстве этом странном
Его секрет, его души разливы.

Что-ж мне опять себя травить романом
От Дарии Донцовой, кушать сливы,
А после жажду утолять нарзаном,
Не находя в грядущем перспективы…

И вспоминать как крымские заливы
Затянуты с утра густым туманом.

Психоделика Или Три Де Поэзия   13.05.2018 21:14   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ и замечательные аргументы (к сожалению, Панов из их числа выбивается не только присутствием мужской рифмы)).

"Ещё одну свободу" опустила сознательно). "Косноязычная лексика", а тем паче, "его величество мат" принципиально не про меня. Я их и в разговорной лексике категорически не приемлю... Но практика довольно интересна. Понравилось многое).

С рациональностью согласна. А что касается консервативности...
Я за развитие и разнообразие сонетной формы. За восемь веков существования жанр не мог не претерпеть эволюционных изменений. Но грани между прогрессом и деградацией в поэтическом искусстве, на мой взгляд, очень тонки...

Сегодня девять дней со дня ухода в вечность великого сонетиста и сонетолога ЮРИЯ ЛИННИКА. Позвольте и здесь поклониться и отдать дань уважения удивительно талантливому человеку, создавшему невероятное, фантастическое количество Сонетов в классической КАНОНИЧЕСКОЙ форме. Вечная Память!

Мысли о собственных экспериментах с сонетной формой взывают к моей смелости привести выдержку из статьи Юрия Владимировича.
Это часть его потрясающей рецензии на мои скромные творения. Счастлива, что успела получить личное разрешение автора на полноправное владение этой статьёй.

"...Поэтесса интересно экспериментирует с метрикой.
Для многих это и привычка, и закон: венку сонетов подобает пятистопный ямб.
Как же иначе? Но вот ямб четырёхстопный – тот самый: родной, онегинский.

И грежу я: Дворцовый мост
Мне машет крыльями пролётов,
И сфинкс, века несущий пост,
Мне очень близок отчего-то. (С. 437)

Это из венка «Над пушкинской строкой».

Информацией о русских стефаносах в полном объёме я не владею.
Не могу сказать: был ли на этой широкой ниве задействован анапест?
Впервые с примерами его впечатляющего применения я встретился у Ирины Коляки.
Начнём с трёхстопного анапеста.
Конечно же, в первую очередь он отзывается Александром Блоком:

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

А вот этот же размер у Ирины Коляки:

Ну зачем чередой многоточий
Я с тобой развязала игру?
Словно разум слегка обесточен.
Но раздолье лихому перу! (С.393)

Я процитировал венок «Счастье от погоды не зависит».
Сюрпризы продолжаются.
Полной неожиданностью для меня стала встреча с пятистопным анапестом в венках Ирины Коляки.
Пусть камертоном теперь будет Осип Мандельштам:

И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я – непризнанный брат, отщепенец в народной семье, –
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.

А теперь – в пандан – Ирина Коляка:

А смогу ли в сонеты вложить и сердечный огонь,
И холодного разума лёд, и душевную битву?
Пусть поднимет меня мой крылатый возлюбленный конь
До небесных высот, где нам ангелы правят молитвы. (С. 401)

Привив этот размер к стефаносу, Ирина Коляка сообщила ему широкое дыхание".
/Юрий Линник "Пятнадцать"(венки сонетов Ирины Коляки)/

Простите, если эта публикация здесь недостаточно уместна...

А среда открытого свободного творчества - это здорово!
Я сама сегодня неожиданно испытала радость сотворчества).
Спасибо! Это работает!!!
Эх, времени бы свободного чуточку больше...
С уважением

Ирина Коляка   13.05.2018 23:29   Заявить о нарушении
Эмоциональное состояние вчерашнего памятного дня (девятый со дня успения Юрия Линника) и затронутая в диалоге тема консерватизма классического сонета привели меня к "замечанию", которое сегодня едва ли себе позволила бы.
Поскольку опция сайта не предполагает редактирования, попробую направить вчерашнюю публикацию в нужное русло)...

Не столько вопрос этики волнует меня в данный момент, сколько вопрос вероятно прерванного диалога, который весьма интересен.

Прошу подключиться к нему всех неравнодушных к Его Величеству Сонету.
Как вы считаете:

1)Способно ли освободить Сонет от консерватизма применение «косноязычной лексики» и даже «его величества мата»?
Допустимо ли это в принципе? И в жанре столь «изысканном» в частности?

2)Приведённые выше примеры применения в сонетном творчестве четырёхстопного ямба, трёхстопного и пятистопного анапеста имеют ли отношение к Сонету? Или всё-же всякое отступление от классического пятистопного ямба в четырнадцатистрочнике можно рассматривать лишь как стихотворение сонетной формы?

Ирина Коляка   14.05.2018 14:54   Заявить о нарушении
Ирина, не смог ответить из-за жуткого дефицита времени, первая нормальная неделя после праздников (надеюсь в четверг будет полегче).
.
Попробую ответить на Ваши вопросы (мнение субъективное)
.
1. Способно ли освободить Сонет от консерватизма применение «косноязычной лексики» и даже «его величества мата»? Допустимо ли это в принципе? И в жанре столь «изысканном» в частности?
- Я бы начал немного с другого: Способен ли современный сонет (исполненный в классическом варианте) быть интересным современному читателю, следование канону (ограничения) могут ли быть преодолены современным автором и не звучать вторично (по рифме/ рифма не бесконечна, по лексике/лексика меняется). Если на данные вопросы ответа нет, то тогда получается консерватизм уничтожает сонет (т.к. не может предложить ничего нового) и тогда «косноязычие», «мат» лишь попытка найти выход (не новый канон), т.е. становится допустимым (и оправданным критиками, возможно поспешно).
2. Приведённые выше примеры применения в сонетном творчестве четырёхстопного ямба, трёхстопного и пятистопного анапеста имеют ли отношение к Сонету? Или всё-же всякое отступление от классического пятистопного ямба в четырнадцатистрочнике можно рассматривать лишь как стихотворение сонетной формы?
- Не случайно появились хвостатые, хромые сонеты – и под все это отвели нишу, названную вариации сонетного канона… любые отступления от пятистопного ямба могут рассматриваться как вариации..
.
В наших практиках, именно 5-ти стопный ямб, т.к. возможностей работы внутри одного стихотворного размера немыслимое количество (есть авторская леность, типа, пишу на слух, а слух развит только в пределах классики), поэтому (на мой взгляд) имеет смысл «вымучить» данную структуру строки до конца. Брюсов подсчитал, что количество звучаний только в одной строфе 5-ти стопного ямба более 40 тыс. в постоянном обиходе примерно 200 вариантов. А все остальное для авторов зона сумерек.
.
И консерватизм авторов (но не сонета) – даже в этом.
.
) поэтому с ним будем бороться.
.
А это шутка-крипта из моего отклика.
.
Я вскрыл сонет,
А денег нет,
Искал в нем свет,
Нашел совет,
Не в масть, не в цвет
В окне рассвет,
Не дался, нет,
Его секрет,

Психоделика Или Три Де Поэзия   14.05.2018 20:20   Заявить о нарушении
Более 40 тысяч?! В таком случае, представить себе габариты "зоны сумерек" практически нереально!)) Масштабы поля деятельности впечатляют!))

Дефицит со временем, похоже, проблема всеобщая... Но тема зацепила)... Сегодня предприняла попытку прочесть "Сонеты майских гроз"). Что-то из опубликованного встречалось в первой части "Литературных практик", что-то успела заметить в рецензиях и добавленных замечаниях... Всё не осилила... Встречается то, что, действительно, цепляет... Но в общем и целом в какой-то момент становится скучно... Боюсь, испытывая подобные эмоции, с собственным консерватизмом расстанусь едва ли)))...
Видимо, мой удел наслаждаться лёгкостью строк и чистотой родного языка, невзирая на пресловутые глаголы)))...

Моё несколько буквальное и "вторичное" прочтение темы):

Сонет майских гроз

Ужели не резвились грозы мая
Над истово цветущим крымским краем?
Должно быть, неприметно отыграли,
Желанию поэта не внимая…

Душой парящей тучи обнимая,
Рождённая в апреле, замираю
Под звуки первых гроз из створок рая.
Я их за знаки Свыше принимаю…

Возможно ль быть немою и слепою,
Когда земля стремится к водопою
Из тучных поднебесных оперений?

Острее слышу запахи сирени…
И кажется особенно счастливым
Исполненный озона день дождливый…

15.05.18 г.

(и ещё одно спасибо!))
А крипту я самостоятельно разглядела)). Зная о склонности к подобного рода экспериментам (на московской конференции 2015 впечатлили)) и заметив слово "крипта" в диалогах, ответ Ваш рассмотрела с особым пристрастием)))...

Ирина Коляка   15.05.2018 17:32   Заявить о нарушении
Теперь возможно жить с изнанки мая.
Уже не злит ни скатерть с рваным краем,
не ржавый обод бочки. Дождевая
вода в ней отражает дверь сарая,

А может быть врата к истокам рая..

Рой светлячков лег в траву, догорая
вдоль старого забора. Хочешь чая
и бубликов, которые ломая,
легко вернуться в детство, сотворяя
себя в былом.. Сирени расцветая,
пахнули в окна, брызнули ломая
стереотипы формы, изливая
незримых птиц. Вот стая, вот вторая
бьет крыльями о волны лет, взлетая.

Психоделика Или Три Де Поэзия   16.05.2018 23:23   Заявить о нарушении
Когда устанут годы грезить маем,
Смогу ли я, на память не взирая,
Уйти от дум о прошлом… Скрип сарая
Напомнил вдруг о детстве и о маме…

О девочке с косичками в панаме –
Себе, почти забытой… в жизнь играя,
Не думала о жизни… и о рае…
Для мамы путь к нему – одна прямая…

И я бреду извилистой дорогой
К короткому пути в объятья Бога,
Молитвы вспоминая еле-еле…

А что про Небо знаю я на деле,
Серьёзно размышляя о серьёзном
Лишь в час, когда меня тревожат грозы?

17.05.18 г.

Ирина Коляка   17.05.2018 17:43   Заявить о нарушении
"Серьёзно...о серьёзном" - видимо, что-то в этом есть, коли моя интуиция остановилась именно на этом варианте)... И всё-таки, читайте строку:
"Усердно размышляя о серьёзном".
Не приняла слово, видимо, не разглядев вложенный в него смысл... Подумала об "усердно", как о "старательно", а ведь есть ещё иное: "сердечно, с любовью". Именно так!!!
И раз уж пришлось вставлять "две копейки"(где же опция:"редактировать"?! Кстати, у Вас "траву" по той же причине?))... очень редко применяю перенос части строки из стиха в стих, хотя согласна: порою он оправдан и придаёт особую выразительность строфе. Но допускается ли подобный приём в сонете?

Ирина Коляка   17.05.2018 18:25   Заявить о нарушении
пока покажу крипту последнего сонета (японский сонет))
.
***
С изнанки мая
уже не злит ни скатерть
Не ржавый обод

к истокам рая
Вдоль старого забора
Легко вернуться

Сирени расцветая,
пахнули в окна,
Рой светлячков лег в травы..
..а хочешь чая?

Психоделика Или Три Де Поэзия   17.05.2018 22:08   Заявить о нарушении
Здорово!)
На этот раз не нашла))...

Ирина Коляка   18.05.2018 21:22   Заявить о нарушении
:) сейчас к этому отношусь спокойно (но в один сонет получалось зашивать до 12-ти мини стихотворений по 8-мь строк)
.
и составлена (книга) - 100 сонетов (написанная с использованием данной техники растворения) - практически бесконечная книга (Книга Песка))
.
сейчас интерес только к тому чтобы звучание (скажем, сонета) было максимально разнообразным.

Психоделика Или Три Де Поэзия   18.05.2018 21:28   Заявить о нарушении
Простите за прерванный диалог!
Дефицит времени достиг просто критических размеров!))
Вспоминая о крайнем визите, пыталась представить: как можно "зашить" в 14 сонетных строк 12 стихотворений?!
Всегда настороженно относилась к "искусственности" в стихосложении... Но! То, что Вы создаёте, действительно, впечатляет! Верю: без вдохновения всё-равно не обходится))!
А электронная версия упомянутой книги существует? Где-то возможно её прочесть?

Ирина Коляка   07.06.2018 18:10   Заявить о нарушении
) вот только вчера сообщили, что наконец-то вышла (в Канаде), сейчас кое-что поправят и я размещу анонс.
Не знаю ссылка сохранится или нет (но тоже выбило напрочь): http://shkolapoezii.ru/news/24-52-i-vserossiiskii-pushkinskii-prazdnik-poezii.html

Психоделика Или Три Де Поэзия   08.06.2018 17:23   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку! Замечательные мероприятия! И атмосфера, судя по фото удивительная).
Поздравляю с выходом книги! Надеюсь, в сентябре удастся очно поприветствовать её рождение).

Ирина Коляка   08.06.2018 21:04   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Психоделика Или Три Де Поэзия
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Коляка
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.05.2018