Рецензия на «Лонг-лист. Декабрь» (Большой Литературный Конкурс)

Давненько не приходилось обозревать такого скучного лонга. То ли мой внутренний читатель стихов переел, то ли, действительно, лавка к концу года начала сдуваться. Но факт остается фактом: зацепиться, к великому сожалению, практически не за что. В самом деле, что интересного нашла добросовестная тройка бандуристов в дюжине отобранных ею сочинений? Как водится, пара-тройка про осень, еще столько же - про тоску. Несколько литературных потуг без фуфыря и не разобрать, а пара стишков ( глубокое имхо), и не стихи вовсе, а непонятно зачем, собранный по случаю стихотворный Lego.
И лишь два текста можно признать интересными, да и то, второй - с большой скидкой на возраст автора.
Итак, на мой взгляд, безоговорочным стихо-творением(!), достойным лонга любого литературного конкурса является труд МАРГАРИТЫ ШМЕРЛИНГ "Как натоптали мужики". Нужно заметить, что редакторы в порыве доброжелательных чувств к милым их сердцам дворцовым поэтам, чуть было не отправили в корзину произведение, видимо, чуждое их коллегиальному чувству творческого максимализма. Сразу вспоминается мэтр отечественной сцены, великий Георгий Товстоногов, который некогда на вопрос, почему в спектаклях БДТ , так мало ролей отдано молодым артистам, резонно заметил: " А куда, по-вашему, я дену народных и заслуженных?".
В стихе Маргариты всего семнадцать строк, но они читателю дают больше, чем все современные дискуссии о гибели поэзии.
Буквально на днях, один околостихирный доброхот рассуждал о высокой степени искусства в лице новомодного стихослагателя, обратившего наивные надежды части блкашных завсегдатаев в пыль, всего лишь отказавшись комментировать безысходность. В качестве примера, вышеназванный товарисч притаранил стих самого респондента. Стих, должен признать, написан талантливой рукой, хотя в некоторых местах достаточно неуклюжий. Но, тем не менее, лоббист с жаром уверял товарищество в исключительном культурном значении обсуждаемого творения.
Так вот, если уж говорить действительно о силе слова, то выделенное моим читателем стихотворение являет собой абсолютно верное, продуманное произведение, с отличной конструкцией, где голос невольного зрителя остается за кадром, но именно его голос доносит до нас всю боль увиденного события.

Еще один стих невозможно не принять к сведению, учитывая видимую невооруженным глазом юность автора. Никто не говорит про талант - лучше обойтись без лестных эпитетов. Но ведь складно, дорогая аудитория! Складно-с.
С Гоголями, конечно, перебор. Можно было упоминаний отечественного классика уменьшить вполовину - стишок бы от этого только выиграл. Но забыть "четыреста две страницы двенадцатым шрифтом, печатанным в добром Word’e", и сгорающую клячу, мне теперь, наверное, долго не удастся.
Что еще? Теоретически, тексты Н. Лёзер и Нью – Эвелин можно бы было признать стихами. Но в одном, несмотря на любопытное название, мне не хватило текста, а в другом – слишком очевидна затасканность темы.
Признаюсь, неожиданно рад появлению в лонге Е. Виноградовой и О. Ведёхиной. Самобытность Елены бесспорна, но ее тексты всегда были несколько… эксцентричны, чтобы выделять их в главном поэтическом вестнике. Что же касается Ольги, то ее литературное дарование еще находится, по-видимому, в зародыше своего расцвета, и поэтому новые умные тексты из-под ее пера - не за горами.
Хочется что-нибудь доброе сказать в сторону Е. Костюковой. Хочется, но, увы, стих, который она принесла, моему читателю показался скучным, особенно учитывая доброе расположение к его автору, отличающегося редкой глубиной поэтического дара.
Что касается остальных, то кое-кто из декабрьской дюжины, мягко говоря, не впечатлил, а появление некоторых, показалось глупой шуткой редакторов.
С другой стороны, а что с последних взять? Их всего трое, и это - на две сотни с лихвой разнокалиберных сочинений. При такой нагрузке сложно оставаться принципиальным поборником русской словесности, особенно, если не все слова родного языка однозначно понятны, а погуглить ни времени, ни желания нет.
Вот и появляются в лонге стихоплеты, поднаторевшие в правилах и приличиях инетной стихослагательной тусовки. Что с них взять? Другого пути встать в один ряд с Рудневым и Аксельрудом они для себя не видят. А заняться чем-то полезным, похоже, мама не велит.

Два слова о номинации. Я всегда был противником этой, как мне казалось, бесполезной части конкурса. И дело не только в возможной необъективности номинирующих, их порядочности и честности – напротив, в этом сомневаться не приходится – дело в другом: нежелании многих из них заниматься поисками свежих имен. К примеру, в этом конкретном туре: что нового принесли в лонг уважаемые Талестра, С. Пагын, Т. Лернер, И. Зиновьевна и др.? Какие интересные, неизвестные читателям авторы с их помощью были наделены возможностью появления в тридцатке лучших очередного месяца? В таком случае, а почему нет тогда Панкина, Амирама, Артиса, Комиссаровой и прочих? Вы хотите сказать, что они разучились писать стихи? Уверен, что это не так. Тогда зачем тащить тех, кто может попасть в лонг и без посторонней силы?
Но с другой стороны, при такой слабости текстов, прошедших в финал через основное сито, как набрать нужное количество сочинений?

Вы меня простите, на память приходит бородатый анекдот:
- Доктор, не знаю, что делать. У моей дочери проблема. С ней совсем никто не хочет дружить. Все дело в том, что у нее лицо и, извините за пикантную подробность, попа в - как бы вам это сказать – прыщиках. Что делать ума не приложу?
- Да уж: мальчики не любят – прыщи на жопе, прыщи на жопе – мальчики не любят. Заколдованный круг, получается.

А ведь дальше - больше: следующий-то год, говорят, високосный.

Башмакофъ   24.12.2011 10:08     Заявить о нарушении
Сначала о фактической стороне дела
там не тридцатка, а, кажется, 44 произведения
и номинации дают примерно 2/3 стихов, отмечаемых жюри. Назвать эту часть конкурса бесполезной - то же самое, что назвать бесполезным весь конкурс.
А раз конкурс бесполезен, с точки зрения обозревателя, что на него время тратить...
Чё стонать, Ляксей, номинируйте кого считаете нужным. Боитесь иди где?

Степ   23.12.2011 23:25   Заявить о нарушении
Урааа! Башмакофъ разродился ( мы однако уже на "ты":))
А, хорошо сказал, могёшь, когда не ёрничаешь.
Не согласен, практически ни с чем, но, мне понравилось.
Тьфу, на меня, -Тесла хороша, чего уж...боюсь ( как и ты ) сглазить;))
Вот те крест на пузе- ждал как с ней обойдутся на отборочном, в списочек внёс, думаю: номинирую.
До Нового Года, блин, бриться не буду-траур, моих даже и не обругал:))

Игорь Журба   24.12.2011 00:07   Заявить о нарушении
Алексей, я не т а щ и л а в лонг Дарью Коппола и Петра Курухуру. Я номинировала их стихи, потому что сочла их достойными появления в лонге. Я хотела, чтобы об этих авторах вспомнили, чтобы их прочитали. Поиск новых авторов - не единственная цель БЛК, почитайте Регламент, а? Да и не в Регламенте дело. По-вашему, номинаторы ленятся искать новое? Поэты-самородки растут, как грибы, под каждым кустом, а номинаторам недосуг заниматься поисками? Слава прав - почему бы Вам самому не взяться за номинаторство? Вы, похоже, знаете грибные места.

Талестра   24.12.2011 00:18   Заявить о нарушении
Талестра, грибные места это редкость, нужно забираться к чёрту на кулички; собрать, до дому донести, отсортировать, промыть...ну и т.д.
Тяжко это, потому я и отказался, от чести быть номинатором.
Куда проще, прийти в сельпо, а там все в баночках-красавцы, один к одному...

Игорь Журба   24.12.2011 01:03   Заявить о нарушении
Хм. Поскольку народное голосование потихоньку превращается в дискуссионный клуб, не удержусь и вставлю свои пять копеек.
А я вот совсем не в восторге от стиха Маргариты Шмерлинг.
То есть я все понимаю - стих живой, и почему Виктор его квотировал, тоже понимаю.
Но вот что это безоговорочное стихотворение, я не согласен. С моей точки зрения, ровно наоборот.
Стихотворная форма здесь только мешает. То же самое, только точнее, можно было сказать прозой. Прочтите внимательно. Это рассказ.
Стих отличается от прозы не метафорами и даже не метром и рифмой, а тем, что эти метр и рифма добавляют смысла, становятся сами по себе смыслообразующими единицами. Стих отличается от прозы, как температура на солнце от температуры в тени - лучевой добавкой. Здесь этой добавки нет. Скорее наоборот.

Александр Спарбер   24.12.2011 09:55   Заявить о нарушении
/Поскольку народное голосование потихоньку превращается в дискуссионный клуб/
Я бы подождала с дискуссиями до окончания голосования, это было бы
правильно, дабы не давить на читателей башмаковским авторитетом.

P.S. Может прописать "дискуссионный клуб" по другому адресу?)

Виктория Ленос   24.12.2011 11:18   Заявить о нарушении
Саша, моя критиканская натура так и толкает меня согласиться с вами). Да, стих написан, как рассказ, будничное перечисление событий в естественной последовательности. Но конец разве не разворачивает ситуацию? Да еще такой мощный контраст. По этому пункту поддержу Башмакова).

Татьяна Комиссарова   24.12.2011 11:20   Заявить о нарушении
Саша так хорошо сказал про "лучевую добавку"!
Теперь весь день буду улыбаться!
:о)

Виктория Ленос   24.12.2011 11:23   Заявить о нарушении
Читатели могут и поддержать Башмакова, и в корне не согласиться с ним. Не все читатели зависимы. А те, кто зависимы, обычно не читают дискуссий).

Татьяна Комиссарова   24.12.2011 11:23   Заявить о нарушении
присоединяюсь к вопросу Галины ( ГалинаС) на предмет амнистии .

По поводу стихотворения Шмерлинг
считаю его прекрасным, сильным, мудрым.Оно выделяется на фоне всего лонглиста. и это действительно скорее плач,который придумать невозможно. такие стихи берутся из собственного, прожитОго,
и уже никак не проза.

Пражские-Письма   24.12.2011 14:55   Заявить о нарушении
Стих Шмерлинг - конечно, проза с фальшивой концовкойю

Степ   24.12.2011 14:57   Заявить о нарушении
Нэ вэрю

Степ   24.12.2011 15:18   Заявить о нарушении
Степ, у Шмерлинг если и проза, то очень поэтизированная(впрочем, вы и моё Село гладкописью назвали, но не суть). Насчет концовки, Слава, вы в чём-то правы, вот если бы это было сыграно в театре - то на ура!, а так - плохо чувствуется-просматривается. Но главное, Слава, вы меня удивляете, иногда очень точно видите поэта иногда совсем не видите. Маргарита потенциально сильный автор, её поддержать надо. Кстати, если БЛК ориентируется на поиск и поддержку (моральную) новых талантливых авторов, то слабые лонги закономерны, если на постоянную эксплуатацию известных и мощных имён - лонги будут редко провальными. Это понятно кто не работает, не ищет тот не ошибается. Ну, собственно это всем известно и без меня, так что я так...

С наступающими вас ребяты!!!

Игорь Гонохов   24.12.2011 15:24   Заявить о нарушении
почему потенциально? просто сильный ))

Степ   24.12.2011 15:30   Заявить о нарушении
"потенциально сильный автор, её поддержать надо"
Кузница кадров, что ли?
А по стиху - не нравится. Да и вообще кроме Орлова, если честно, никто не нравится.

Лана Почапская   24.12.2011 16:13   Заявить о нарушении
Ага. А можно разбить на группы, как в садике: старшая, средняя, младшая, ясли.

Лана Почапская   24.12.2011 17:12   Заявить о нарушении
кто интересно стер мою реплику?
чтобы не затруднять остальные удалю сама

Галинас   24.12.2011 18:46   Заявить о нарушении
Галина, да это Калиненкова трут. Видимо не туда тыцнули )

Лана Почапская   24.12.2011 19:16   Заявить о нарушении
бывает)

Галинас   24.12.2011 20:14   Заявить о нарушении
Галинас, а что если Вы, как инициатор, откроете в "Общих вопросах" специальную ветку, под которой каждый бы смог высказать своё мнение по поводу забаненных. У нас демократия или тоталитаризм?
.
Этот вопрос и в частных случаях и в принципе давно перезрел и требует обстоятельного обсуждения. БЛК - как я понимаю, это не частная лавочка, но проект, спонсируемый (допускаю, что частично) администрацией стихиры. Именно поэтому судьба забаненных - это вина и решение всех участников конкурса.
.
Не нужно прятать голову в песок. Вопрос будет всплывать регулярно и решать его придется.


Сергей Вотинцев   24.12.2011 22:26   Заявить о нарушении
Сергей, не частная лавочка но частный проект (редакция) всё же.
Путь восстановления в правах есть - всё работает, им воспользовалась Света.
Но по разным причинам не все могут это сделать и никто не мешает изредка напоминать, что никто не забыт и.. тд))
а что отдельно обсуждать?

Галинас   24.12.2011 22:41   Заявить о нарушении
Интересно, а если бы Маргарита в финале увела стихотворение в "мытьё полов" и убрала некоторый "пафос битья головой"... Саш, Слав, появилаись бы необходимые признаки стихотворения? Как думаете?

Абашин Алексей   24.12.2011 22:53   Заявить о нарушении
"Пути восстановления в правах НЕТ!".
.
Как это похоже на "я его помилую, если он покается и напишет слезную просьбу". Такой вариант порочен. Должна быть четкая система наказаний и их снятия.

Сергей Вотинцев   24.12.2011 23:05   Заявить о нарушении
да меня больше смущает, что натоптали мужики
ну, натоптали...

Степ   24.12.2011 23:16   Заявить о нарушении
Ну, "натоптали мужики" - это нормальная психологическая картинка, по-моему...

Абашин Алексей   25.12.2011 00:24   Заявить о нарушении
это ритуальные такие слова, зацикленность, аутичность
любое отвлекающее (внешнее) от горя

Галинас   25.12.2011 00:29   Заявить о нарушении
точно... я вот не смог так объяснить...))))

Абашин Алексей   25.12.2011 00:30   Заявить о нарушении
Но психологическая картинка закрытая, как бы немая, не хватает эмоций на лице или порывистых движений, не хватает действия, как в театре. Стихотворение очень хорошо для прочтения со сцены, тогда оно только выиграет.

Игорь Гонохов   25.12.2011 00:43   Заявить о нарушении
Мне мешает только некоторая (повторюсь) пафосность финала. Мне вот рисуется картинка, где женщина, которая повторяла эту "мантру" про мужиков переключается абсолютно на бытовое... жизнь-то продолжается... но это моя вкусовщина )))

Абашин Алексей   25.12.2011 00:48   Заявить о нарушении
Игорь но эмоций на лице нет, потому что оно - маска, застыло
внутри эмоций очень много
ну я говорила - это женский плач)

Галинас   25.12.2011 00:49   Заявить о нарушении
Ну если Спарбер 5 коп., то я 2,5 коп.
Башмаков, конечно, мне друг, но мне моя истина дороже...
Так же, со слезами и кровью, вычеркнул из своего Народного Шмерлинг и вынужден согласиться со Славой...не верится! Для этого состоявшегося мастера это стихо не совсем удачное.
Опять же в плане посыпания голов пеплом, да ещё с подачи Павла, де лонги слабые, но по моему мнению так примерно и должно быть, ведь задача БЛКа (как бы) отыскание алмазов и именно через все тернии и огранки довести их до брильянтов. Конечно же можно и поделить лонги, как выше звучало, это для небожителей...Спарбер сотоварищи (извините!) и БЛКа скорее жив, чем мёртв, а это "нарытые несмышлёныши", которыми в последствии, возможно, кто-то и гордиться будет или г-н Кабанов сразу взлетел на Парнас?
Я, тут в тихушку, для себя пытаюсь "номинаторствовать" и знаете...не нахожу, но кто-то ж находит! Труд этот тяжкий. И дело даже не в количестве прочитанного и исследованого, действительно, тех кого можно на обед Кабанову мало, мало, но они есть, я просто уверен. Так что номинаторов нужно благодорить, а не хаять, за их зачастую плодородный и бескорыстный труд, ну а ошибки? да с кем они не случаются? Не ошибается тот, кто ничего не делает. С ув.

Иероним Босх   25.12.2011 07:54   Заявить о нарушении
А мне думается, что этот затоптанный пол - символ того страшного, безжалостного, грубо, что ворвалось в жизнь этой женщины и перечеркнуло ее. Вот именно в ту минуту, когда она замечает грязный пол, на нее обрушивается полное, беспощадно ясное осознание потери, понимание, что все кончено. В таком случае работает и фраза "Он не придет домой".

Талестра   25.12.2011 11:57   Заявить о нарушении
Да, женщинам стих больше на душу ложится).

Татьяна Комиссарова   25.12.2011 12:34   Заявить о нарушении
Ни фига. Т.е. ничего подобного. Если приходит на ум "зачем это вообще читать" дальнейшие рассуждения можно опускать.

Лана Почапская   25.12.2011 12:42   Заявить о нарушении
Просто у вас, Светлана, видимо, мужской склад ума).

Татьяна Комиссарова   25.12.2011 12:46   Заявить о нарушении
Вы мне припишите еще мужскую тягу к женщинам )
Инь яни и на страницах ударников рейтинга из ушей вываливаются. Бо не вмещаются уже. Другая крайность - вот это. И тоже НЕ поэзия.

Лана Почапская   25.12.2011 12:53   Заявить о нарушении
здесь после поминок

Галинас   25.12.2011 12:55   Заявить о нарушении
После поминок тоже - убирается не вдова..

Галина Самойлова Новая Страница   25.12.2011 13:07   Заявить о нарушении
да, конечно, там все помогают - убраться, помыть...
и вообще, разве только мужики топчут?
В древне-то в сапогах все ходят тогда уж...
Вообще, на мой взгляд, дело не в драматургии, не в плане стиха там все как раз понятно
проблема в реализации: неудачный рефрен - как натоптали мужики
может, его надо было не три раза сказать, а два или десяь, может, там не слово кричать, орать (не помню точно), а что-то еще. какие-то акценты сместить, расставить, слова подорать

Степ   25.12.2011 13:13   Заявить о нарушении
нет беспросветного горя, потому счто горе от натоптанных полов равно горю от того, что он не придет
вот, еще он - неудаченое слово, тут имя должно быть

Степ   25.12.2011 13:14   Заявить о нарушении
ну как верить в горе женщины, если ее вырубает вид истоптанного пола

Степ   25.12.2011 13:15   Заявить о нарушении
я тоже сейчас буду биться головой)
пойду лучше за ёлкой..

Галинас   25.12.2011 13:23   Заявить о нарушении
ну фальш же...
есть существенная разница во фразах:
Соседка очень помогла во всём, давай ей Бог,

Как натоптали мужики... Да что же это, Бог?!

в первом случае Бог - в третьем лице, нормально
далее - во втором лице
Ну, кто к Богу так обращается?
Боже, Отче, Господи...

дикая как-то фраза: натоптали мужики, что это такое, Бог?

Степ   25.12.2011 13:32   Заявить о нарушении
Вырубает. Потому, что вот этот зас( прошу прощения)й пол и есть последняя капля. Потому, что до этого момента ей и не верилось в реальность происходящего(дурной сон!) и рыдать она (по настоящему, с полным осознанием) будет на этом полу. А представьте, что при жизни мужа, захаживали к нему друзья-товарищи, и топтали этот пол нещадно. И ругала она его после этого, а потом брала тряпку и драила до блеска, до лоска.
И теперь всё так же - пришли и натоптали, они есть...а его нет. И не будет.

Алёна Рычкова-Закаблуковская   25.12.2011 13:33   Заявить о нарушении
Алена, вот Вы понятно написали, а в стихе - не понятно

Степ   25.12.2011 13:40   Заявить о нарушении
Да, меня как раз этот Бог больше всего выбивает. В тамком стихе, претендующим на достоверность, такие детали бьют в гдаза. Это та точка, где ярче всего видно, что размер мешает.
Да, стих хорош тем, что он не выдуман. Безусловно. И само это "как натоптали мужики! - вполне точно и психологично. Но стих был бы намного точнее, если б автору удалось найти единственную точную интонацию. Мне кажется, она должна быть суше, хроникальней, что ли... Без прилагаков, без он больше не придет и прочего. Если уж рассказ, то у него и должна быть интонация рассказа.
Что-нибудь типа Слуцкого - "как убивали мою бабку"
А здесь получилась некая смесь - это взгляд и со стороны, и изнутри одновременно. И получается неточно, а следовательно - фальшиво

Александр Спарбер   25.12.2011 13:49   Заявить о нарушении
В кино используют метод ЗаТэМэ (затемнения))) с намёком - додумайте,мол, сами)
У меня как-то само дорисовалось.

Алёна Рычкова-Закаблуковская   25.12.2011 13:49   Заявить о нарушении
И к Богу она обращается так потому, что это первое её обращение к Богу. До этого надобности не было. Простая она постсоветская женщина. И когда рожала, скорее всего маму звала, а не эфемерного бога . Потому как это все понятные, житейские(жизненные) вещи. Тут Бога тревожить не надо. А когда грань (уже за гранью), тогда мама не поможет.
Вот тогда мы и вспоминаем о Боге, о егосправедливости(несправедливости). А обратится правильно не умеем, да и возможно ли в этой ситуации... Потому кажется нелепым, неуместным этот крик. А он (крик)естественен и реален до жути.

Алёна Рычкова-Закаблуковская   25.12.2011 14:08   Заявить о нарушении
Стихотворение Шмерлинг совсем не понравилось. Это из тех стихов, где мучают собаку, теряют любимого человека и т. п. Короче, выжимание слезы из читателя, пережим.

Александр Крупинин   25.12.2011 14:25   Заявить о нарушении
Да ладно, Алена )) В сознание всякого, кто говорит по-русски, с детства внедряются выражения "О, Господи, О, Боже, Боже мой и пр. Или даже мой Бог! - но это уже калька с иностранного. Так что совершенно не нужно быть верующим человеком, чтобы, как обращаются к Богу - это заложено на подсознательном уровне

Александр Спарбер   25.12.2011 14:27   Заявить о нарушении
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили, в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника. Вдова по понятным причинам не участвовала в уборке и мытье полов. Эта традиция, мытье полов до поминок, сохранена и по сей день, как и поверье, что тогда покойник в дом не вернётся. В стихотворении присутствует
двоякость в понимании этого, смысл распадается на «если вымою – он (покойник) не придёт» и «он не придёт» - больше не увижу мужа. К сожалению, финал размыт. Но сама предъявленная ситуация предполагает домысливание, дочувствование читателем довольно сухо изложенных фактов. Поэтому у каждого возникают свои эмоции и свой зрительный ряд, неточности отходят на второй план. Авторский приём срабатывает психологически точно. Но мне эти «неточности» и «вялая» финальная точка мешают назвать данное произведение поэтической удачей автора. Про «обращение к Богу»… это отдельная тема, здесь она просто неуместна.

Виктория Ленос   25.12.2011 14:34   Заявить о нарушении
Нда... предновогодний разговор получился. ))

Виктория Ленос   25.12.2011 14:42   Заявить о нарушении
В критической ситуации можно забыть имя своё)
я, например, на собственной свадьбе забыла имя собственного мужа. И это после 5 лет знакомства)Ничего не оставалось, как крикнуть - эй! Жених!)
Нелепо? До сих пор смеёмся...
В данной ситуации краткое и емкое БОГ вполне уместно.Это то, что мог подкинуть проснувшийся разум.

Алёна Рычкова-Закаблуковская   25.12.2011 14:51   Заявить о нарушении
мне кажется что кричит она
как натоптали мужики.. // да что же это, Бог?! - за кадром, не вслух
я и не очень, честно говоря, на это обратила внимание, оно немного не в поле стиха для меня

Галинас   25.12.2011 15:11   Заявить о нарушении
Не вслух? Отлично.
Тогда ответьте мне, Галя, на один простой вопрос: от чьего лица ведется повествование? Кто рассказчик?

Александр Спарбер   25.12.2011 21:27   Заявить о нарушении
да, Саша, вы меня поймали)
читала сто раз и воспринимаю от первого лица. позор мне? не знаю - вот перечитываю уже в правильном варианте - всё равно мне это представляется от первого, словно она со стороны о себе.
но в любом варианте *как натоптали мужики..и тд - это голос лг
короче - я путаюсь в объяснениях но готова уточнить)
неправильно читаю?

Галинас   25.12.2011 22:39   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2011/11/19/9913
а то через лонг долго бегать)

Галинас   25.12.2011 22:40   Заявить о нарушении
Вот-вот. Это как хроника отличается от романа. Если хроника - это рассказ о событиях. Вот женщина похоронила мужа. Все молчала, а как поминки закончились - как закричит: как мужики натоптали-то! И давай головой об стол биться... Дошло до нее, наконец...
(как пример)
Если ж автор залезает в голову героя, как Толстой в голову князя Болконского - это уже роман. Другой жанр.
Здесь же стих в основном построен как хроника. И влезание в голову героини выглядит потому фальшиво. Нужно было жанр держать до конца.
Мне так кажется ))

Александр Спарбер   25.12.2011 22:53   Заявить о нарушении
мне нравится как получилось - смешение жанров, хроника путем залезания в голову лг)
Саша, это похоже вот на что, когда (предположим тел. доверия или пс.аналитик) человек рассказывает как бы про знакомого, но в некоторых местах его прорывает на эмоции и понятно, что рассказ о себе.
т.е. рассказ постороннего вроде бы, но эмоции внутри - вот это очень сильно в стихе. мк)

Галинас   25.12.2011 23:12   Заявить о нарушении
влезания в голову)

Галинас   25.12.2011 23:14   Заявить о нарушении
Хоть я и не мужчина. Но стих мне- не лёг. Имею в виду "мужиков".
Картинка выверенная, до того выверенная, что сомневаешься, "а был ли мальчик"?
Этюд такой. На уроке актёрского мастерства. Вот сегодня "отрабатываем" то-то и то-то. Студенты по очереди показывают, иногда придумывают по ходу элементы для пущей убедительности. И если взглянуть с этой точки зрения- этюд отработан на отлично.
Хотя с другой стороны, здесь явно обыгрывается то, что я наиболее ценю и всегда ищу в стихах, - состояние души. Может в том-то и дело, что оно здесь обыгрывается, состояние...

Извините, Маргарита.
Стихотворение не то чтобы неконкурсное, и не то чтобы не поэзия...

Хотела проголосовать, пока не знаю за что:)

Как минимум, выяснила, что для Башмакова ценно в стихах:))

Здравствуйте всем.

Томилова Галина   26.12.2011 08:11   Заявить о нарушении
Дамы и господа!

Насчёт "кузницы кадров", как высказалась г-жа Вишневецкая, - надеюсь, большинство из присутствовавших понимает, что это не обо мне? Из того, что я редко ношу стихи на БЛК, и меня не знают на этой площадке, отнюдь не следует, что меня не знает никто, и мои стихи ничего не стоят. Если кто-то, прочитав одно-два стихотворения, берётся свысока судить о ком-то, это проблема судьи, а не обсуждаемого.
Это о том, что меня задело.

А теперь о том, за что я Вам искренне благодарна: за неравнодушный, серьёзный разговор о стихе. Понравился ли он, или нет, но почти все, кто о нём написал здесь и в отборочном туре, действительно прочли его, а не глянули поверхностно - "а, вдовица в истерике колотится, значит, обычная слезогонка". Наверное, теперь мне захочется почаще носить сюда стихи :)))
Ещё раз - спасибо за неравнодушие!

С уважением и благодарностью
Маргарита

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 07:16   Заявить о нарушении
Простите, Маргарита.
Если не захотите ответить, не отвечайте. Не могу не спросить: Вы здесь описали кого-то с кем конкретно произошло то, что Вы описали или попросту, в том смысле, что это есть житейская ситуация, что, в принципе бывает, в общем?

Томилова Галина   27.12.2011 07:46   Заявить о нарушении
Разумеется нет, Галина, - это не описание конкретного наблюдавшегося мной случая.
Я не пишу стишков "по поводу".

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 09:27   Заявить о нарушении
стихи по поводу - это смерть для поэта

Егор Мирный   27.12.2011 10:34   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ.
Вопросов больше не имею:)))

Томилова Галина   27.12.2011 11:13   Заявить о нарушении
Галина, чувствую, что задела Вас ответом, но мне только хотелось ответить как можно более исчерпывающим образом.
А грубить Вам совсем не хотелось, и я искренне надеюсь, что Вы мой ответ не восприняли таким образом.

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 11:24   Заявить о нарушении
С другой стороны, я надеюсь, что стихотворение получилось не "попросту" и не "в общем". В пользу этого говорит то, что далеко не все отнеслись к нему пренебрежительно.

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 11:28   Заявить о нарушении
Конечно нет, Маргарита. Вы не задели меня своим ответом. Но немало удивили, честно скажу. Но не знаю как сказать.
У меня слов нет.

Томилова Галина   27.12.2011 11:43   Заявить о нарушении
А что такое стихи по поводу? Табуретка сломалась, лист упал, соседка выбросилась с пятого, но сломала всего два пальца. Это поводы? Тютчев написал заказной стих на день рождения знатной особы. Повод?

Игорь Гонохов   27.12.2011 11:45   Заявить о нарушении
Повод для стихов -жизнь, как и обратная её сторона- смерть. Как вот в этом вот стихотворении.
Но есть(бывают) и прототипы, как повод. В прототипах, особенно, когда речь идёт, о "правде жизни", нет ничего дурного. Любое произведение прозаическое, стихотворное может и должно иметь, на мой взгляд, некоторый жизненный опыт или прочувствовать как-то, иначе- фальш.

Маргарита!
Честно хочу понять, что явилось, если не поводом, но мотивом, что побудило Вас написать это стихотворение?
Может быть сострадание?

Томилова Галина   27.12.2011 11:56   Заявить о нарушении
Галина, боюсь, тут ситуация - каков вопрос, таков и ответ.
Допускаю, конечно, что неправильно поняла Ваш вопрос, он достаточно искусно сформулирован, - что ни ответь, всё не то.

Прошу прощения, дамы и господа, я, собственно, хотела написать то, что написала в первом из моих постов под этой рецензией.
Больше ничего.
Автору ввязываться в обсуждение его стиха и доказывать, что он не верблюд, глупо хотя бы потому, что трудновато сохранять хладнокровие, читая некоторые комменты. На обращённый ко мне вопрос решила ответить, и вижу, что напрасно, поскольку тут же получила по сусалам.

Засим разрешите вас уверить, что я больше участвовать в разговорах не буду, и не сочтите это за обиду. Я вообще не очень общительный человек :)))

С уважением,
Маргарита

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 11:59   Заявить о нарушении
Галина, если Вам интересно, давайте, Вы напишете мне (опция "письмо автору"), и мы выясним всё, что я вообще могу рассказать о себе, хорошо?

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 12:01   Заявить о нарушении
Маргарита!
Мне интересно в рамках конкурса. Если бы не конкурс, скорее всего, я его не прочла бы.
Мы и, вправду, разговариваем на разных языках. Будто при Вавилонском столпотворении.
Для Вас- это правда. Для меня- неправда. Потому что, меня ситуация, описанная Вами, коснулась напрямую, через мою прямую родственницу.

Томилова Галина   27.12.2011 12:12   Заявить о нарушении
Маргарита, а кто и где вас обидел? Может я толстокожий, но не вижу. Наоборот хвалили, критиковали маленько, но все заинтересовались. На личность никто не переходил, ни одного грубого слова. Чего ещё желать. Всё очень культурно и пристойно. Ваши стили привлекли внимание на конкурсе, ну и хорошо. Удачи вам, творите.

Игорь Гонохов   27.12.2011 12:15   Заявить о нарушении
Опечатка - Ваши стихи.

Игорь Гонохов   27.12.2011 12:16   Заявить о нарушении
Маргарита!
У всех разный жизненный опыт. Я не могу отнестись к этому стихотворению, как просто к произведению искусства. Тем более,что и произведение Ваше претендует на "правду жизни". Если Вы рассчитывали на театральный эффект- то он удался в полной мере.
С чем я Вас и поздравляю.

С уважением к мастерству и смелости,

Томилова Галина   27.12.2011 12:25   Заявить о нарушении
Что ж, Галина, люди разные. И реакции людей на стресс, и поведение их в стрессовых ситуациях тоже бывают разные. (Хотя один психолог, высказывая мнение об этом стихотворении, сообщил мне, что описанная мной реакция, по его мнению, основанному на знаниях и опыте, типична для женщин. Вы с ним согласны? Я - нет, потому что люди - даже женщины! - разные.)
Учитывая Вашу эмоциональную заинтересованность, не буду строить предположений о том, как повела себя Ваша близкая родственница.

Хочу уверить Вас в одном: ну поняла я, что "не нравится Вам стих!!!!!"
Бывает. Стих - не доллар, чтобы нравиться абсолютно всем. Я даже думаю, что если стих ни у кого не вызывает отторжения (тоже эмоция, кстати), не так уж это замечательно :)))

Надеюсь, я высказалась достаточно определённо?

Игорь, Галина, вот сейчас сгоряча ляпну, возможно, потом буду жалеть :)))
Мне думается, стихи могут возникнуть не от того, что в жизни происходят события, а только в том случае, если у автора возникает реакция на эти события, - не обязательно оперативная, быстрая, - создающая некое внутреннее напряжение, которое автор и сублимирует в стихи. А что послужит спусковым крючком - всякое бывает, это не столь существенно.
Если это абсолютная глупость, - ну, прошу прощения.
Но со мной это происходит примерно таким образом.

Всё, совсем всё, я не хочу втягиваться в дискуссии.

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 12:30   Заявить о нарушении
Да, Игорь, и я уже написала, см. выше, насколько я благодарна за этот разговор, за это внимание, - посмотрите.
И готова ещё раз, с не меньшей искренностью, повторить: я очень благодарна за такой, в основном, доброжелательный разговор о стихотворении. Я действительно благодарна всем, кому стих нравится, а кому не нравится - ещё больше благодарна, ведь люди читали, перечитывали, обдумывали, что не так в стихотворении, которое им совсем не понравилось!

С искренней благодарностью,
Маргарита.

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 12:37   Заявить о нарушении
Дело не в деталях, хотя они тут довольно сумбурны, и не в интонации, хотя она довольно наиграна, тем более, не в реакции на стресс, такая реакция как раз, очень даже естественна.
Коврижных, которому понравилось сит-е "правдой жизни", часто говорит о "сверхзадаче". Какова, если не сверхзадача, то-задача?
Могу сказать, что своей родственнице я бы его ни за что не показала, поскольку, пусть описано так как Вы это себе представляете, возвращает её в то, чёрное состояние, тогда как память уже стала светлой.

Понимаете, Маргарита? Если оно написано с целью удивить "знанием жизни" того, кто жизни не знает, то- вполне удалось.

Для тех, кто знает, оно не нужно. Оно вредно даже, поскольку не несёт и доли катарсиса, а наоборот, ковыряет раны, солью посыпает.

Томилова Галина   27.12.2011 12:49   Заявить о нарушении
Игорь, Вы не находите, что здесь имеет место лишь едва завуалированное обвинение меня как автора в жестокости и аморальности?

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 13:04   Заявить о нарушении
Маргарита!
Не в коем случае!
Я всего лишь сказала правду о Вашем стихотворении с точки зрения тех, кто знаком с "правдой жизни".
Ещё раз повторю, что те, кто незнакомы с обратной стороной медали, находят Ваше стихотворение очень хорошим. И это тоже правда.

Томилова Галина   27.12.2011 13:11   Заявить о нарушении
Галина, не монополизируйте право на жизненный опыт.


У меня тоже есть кое-какой жизненный опыт, далеко не сплошь радостный. Я глубоко совершеннолетняя, я верю, что умею различать, что хорошо, что плохо, ни в подлостях, ни в аморальной жестокости меня никто никогда не обвинял, - оснований не было и нет.
Мне больше нечего добавить. Стихотворение я со своих страниц не уберу, если Вы это имеете в виду.

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 13:32   Заявить о нарушении
Разве я здесь одна, кто расслышал фальш?
И жизненный опыт я не монополизирую, просто имею.
Мне понятно для чего написано стихотворение.
И ещё раз повторю, что обсуждение стих-я идёт, только потому что оно на конкурсе.
Вопросов больше не имею:)
Спасибо!

Томилова Галина   27.12.2011 13:43   Заявить о нарушении
...тем более, убирать...
Мдааа...

Томилова Галина   27.12.2011 13:49   Заявить о нарушении
Если бы оно было фальшиво, оно бы никого, в том числе и Вас, не задело.
Я не ставила перед собой никакой заданной цели, написала потому, что оно взяло и написалось. Само. От фразы "Как натоптали мужики...".
Вы хотите меня в чём-то обвинить? Объяснитесь. Я устала от Ваших старательнвх намёков.
В конкурсе выставлено более 200 стихотворений, а настойчиво обсуждать Вы стали именно это, и я точно знаю, что не потому, что оно самое фальшивое или самое скандалёзное среди представленных стихов.
У меня больше нет ответов.

Всего Вам наилучшего
Маргшарита

Маргарита Шмерлинг   27.12.2011 13:56   Заявить о нарушении
В Сибири землетрясение,в Великом Новгороде ураганный ветер:)
Всем желаю всего самого лучшего и побольше положительных эмоций.
С наступающим Новым Годом!

Томилова Галина   27.12.2011 20:31   Заявить о нарушении
С Новым годом и Рождеством!

Стих Маргариты мне тоже показался спорным: вроде бы простой и банальный, но чем-то цепляет.
По настоящему же мне всего три стиха понравилось из списка, и два из них - стихи известных авторов. Нового в списке совсем мало, вторичного и необязательного - много. "Про Герду и Гретхен" Алекс из Осени вообще показался закосом под "Габриэллу" Светы Чернышовой. Интересно, я здесь один, кому так показалось?

Сергей Эн   06.01.2012 22:12   Заявить о нарушении
Почти уверен, что Алекс из Осени не имеет понятия о существовании Светы Чернышовой. И по содержанию ничего общего нет.

Александр Крупинин   06.01.2012 22:26   Заявить о нарушении
Вообще не похоже.

Егор Мирный   06.01.2012 22:37   Заявить о нарушении
Обижаете, Сергей. Простой - да, подчёркнуто простой. Но не банальный.

Маргарита Шмерлинг   06.01.2012 23:58   Заявить о нарушении
Александр, дело не в содержании и не в том, знакомы ли авторы, а в лексике, стилистике, технике стиха, абсолютно близнецовых с лексикой, стилистикой и техникой стихов Чернышовой - хоть и не её одной, согласен. И в смысле появления в списке стиха, подобных которому было полно в других лонгах.

Егор, вам кажется непохожим, а мне - как одной рукой написанным.

Маргарита, обидеть не хотел, примите уверения.

Сергей Эн   07.01.2012 10:12   Заявить о нарушении
Ничего общего ни в каком смысле.

Александр Крупинин   07.01.2012 10:43   Заявить о нарушении
я тоже не помню, чтобы в лонгах что-то очень похожее было

Егор Мирный   07.01.2012 11:22   Заявить о нарушении
Маргарита, никого не слушайте....Стих Ваш - сильнейший...Ничего не убавить и не прибавить...Очень, очень точно передано состояние женщины. похоронившей любимого...Сначала замороженность, вроде равнодушие даже -это перечисление похоронных действий...И вдруг - взрыв...Осознание...Сильнейшее стихотворение...Здесь всё к месту - и Бог, и натоптали...
Малюсенький штришок, который бы я изменила: так как стихотворение не рифмовано, то я бы не стала рифмовать последнюю строку...

Веснина Таня   25.01.2012 10:07   Заявить о нарушении
Именно прорифмованность и создало иллюзию некоторой надуманности сироки...За что и уцепились критики...Если Вы напишете без рифмы, то эта иллюзия исчезнет... Это конечно глубоко моё личное мнение...Но...)))

Веснина Таня   25.01.2012 10:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Таня, за поддержку и за совет, - видимо, так и есть.
Но вот честное слово, я не рифмовала эти строчки. Просто в повествовательном ритме и сохраняя интонацию иначе, вроде бы, не скажешь.
Даже вариант :Он больше не придёт" вместо "Он не придёт домой", по-моему, не подходит, потому что именно домой он не придёт, в их дом. А "больше не придёт" - это, скорее, о любовнике, который бросил. Как Вы думаете?

Но я, конечно, подумаю, поищу. Действительно, эта рифма ни к чему, и это единственное место, которое я бы изменила, если бы надумала, как.

Маргарита Шмерлинг   25.01.2012 18:01   Заявить о нарушении
Маргарита, если ничего не придумаете, то так тоже не худший вариант...А вообще я по себе знаю: если сидит заноза, то буду мозги ломать до упора...И в большинстве случаев - приходит то, что единственно нужно...
тут ведь можно пойти от противного, если так необходимо оставить "домой"...Убрать "головой"...Как один из вариантов:
Как натоптали мужики, - и -головой об пол...
Об этот грязный, грязный пол...
Он не придёт домой...
Но это просто к примеру...))

Веснина Таня   25.01.2012 18:26   Заявить о нарушении
критикам: что интересно, как очевидец, поживший 2 года в деревне, так сказать - в "гуще событий", могу сказать, что пол там почему-то затаптывали именно мужики...Деревенская женщина никогда не затопчет пол даже в грязь, тем более в доме у другой хозяйки...Она тщательно помоет или оботрёт обувь...А мужики...Чтоб их!!! так и пошлёпают, как есть...Мол, баба вымоет...

Веснина Таня   25.01.2012 18:31   Заявить о нарушении
Да, точно, Вы правы, Таня. Оно будет думаться само собой, даже неосознанно, и однажды понимаешь, как надо.
У меня тоже так часто бывает))

Маргарита Шмерлинг   25.01.2012 18:51   Заявить о нарушении
сегодня случайно оказалась в этом разделе и частично прочла дискуссию.
дааа... досталось же тексту)
Маргарита, я имею намерение защитить ту часть, коротая вызвала множество споров, а именно "Как натоптали мужики". для меня эта ситуация выглядит как естественная при данных обстоятельствах, если можно так выразится.
думаю, что психотерапевт мог бы дать квалифицированную оценку описанной Вами ситуации. но я не он, поэтому лишь обозначу поведение женщины как "вымещение" защитный механизм психики,т.е. бессознательное искажение реальности, со смещением ценностей.
и расскажу о случае из практики известного мне врача. женщина потеряла сына, который ею был усыновлен в четырехлетнем возрасте(своих детей она не могла иметь). она в прямом смысле слова не могла нормально есть (организм отторгал пищу)и спать (один раз в неделю ей делали инъекцию препарата,после которой спала сутки)и что удивительно - не плакала. всё ее существование в этот период времени можно назвать "ни жива, ни мертва" так продолжалось три месяца, пока она не нашла в доме, какую-то вещь принадлежавшую умершему, которую ранее похоже не видела. этот оказалось толчком к тому, что она в аффектированном состоянии начала уничтожать домашние вещи. после у доктора не появлялась...
меня прерывают, позже допишу)

Ли Для Блк   25.01.2012 19:27   Заявить о нарушении
да... так вот. по дороге к дому размышляла по какой причине именно "вещи". предположила, вероятно потому, что смыслом ее жизни было обеспечить сына материально - огромный коттедж, мебель на заказ, машины... так она проявляла свою заботу о нем. думаю, что и "грязные полы" случились в качестве замещения (переноса негативных эмоций, с которыми не возможно было справиться)от того, что для нее, обеспечение домашнего уюта было важным. ведь много женщин считают себя состоявшимися именно в заботах о семье.
вот как-то так... если очень коротко.
а стих Вами написанный, очень впечатляет и запомнился мне надолго.

Ли Для Блк   25.01.2012 21:14   Заявить о нарушении
А меня ошеломил...Я его раньше читала, так до сих пор из головы "нейдёт"...))

Веснина Таня   25.01.2012 21:38   Заявить о нарушении
Дамы, спасибище!
С одной стороны, то мамаево побоище, которое получилось вокруг текста, само по себе говорит, что стих не вовсе пустопорожний. Нравится, не нравится, а задевает )) Но всё-таки все эти "проза", "фальшь", туманные намёки на невесть что от г-жи Томиловой, а особенно то, что его посчитали некоторые спекуляцией на теме, очинно огорчают.
Поэтому то, что не все - спасибо вам! - считают его таким, очень для меня важно.

Маргарита Шмерлинг   26.01.2012 00:10   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Конкурс
Перейти к списку рецензий, написанных автором Башмакофъ
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.12.2011