(по Шри Ауробиндо)
Проявление человеческих возможностей в материальном и животном мире было первым проблеском пока еще далекого света святого... Человек есть существо умственных планов, чья умственность работает здесь, будучи вовлеченной, затемненной и деградированной в физическом уме, изолированной от всех своих собственных самых святых сил и неспособной изменить жизнь за определенными узкими и непрочными границами. Человек сам по себе едва ли лучше, чем честолюбивое ничто. Он есть узость, что протягивается к неохватной широте, малость, обнимающая грандиозность, карлик, возлюбивший высочайших. Его ум - это бледный отблеск ослепительного великолепия вселенского ума. Его жизнь, мятущаяся в страстях, борющаяся в напряжении, есть лишь краткий миг всемирной жизни. Его тело - это тленная пылинка, работающая в материальной вселенной. Бессмертная душа где-то спрятана в нем и испускает время от времени некие искры своего присутствия, а вечный дух парит над ним и защищает от нападения своими крыльями и поддер-живает своей силой эту душу-непрерывность, пребы-вающую в его натуре. Но нисхождению этого великого духа в человека препятствует тяжелая крышка, сконструированная индивидуальностью, а внутренняя луче-зарная душа закутана, подавлена и задушена в густой и плотной пелене внешних слоев. Во всех, кроме несколь-ких, она мало активна, во многих - едва воспринимается. Душа и дух в современном человеке кажутся скорее существующими над и за его сформированной натурой, чем частью его видимой реальности, являются засознательными в его умственном существе или сверхсознательными, находящимися над ним в некотором недостигнутом статусе. Они, будучи вне его сознания, суть скорее возможности, чем факты, осуществ-ленные в присутствующем. Точнее, дух находится в процессе рождения, чем рожден в материи.
Из “Человек и Сверх-Разум”.
Эволюция в ее сущности не есть развитие все более и более организованного тела или все более и более производительной жизни. Это только ее механизм и ор-ганизационный аппарат, это внешние детали. Эволюция есть борьба сознания, спящего сомнамбулическим сном в материи за то, чтобы пробудиться и быть сво-бодным, найти себя и владеть собой и всеми своими возможностями до самых полных и широких, самых последних и высочайших. Эволюция есть освобождение от зависимости само-раскрывающегося секрета Души в Форме и Силе, медленно становящейся Богом, это рост духа.
В этой эволюции человек умственный не есть цель и завершение, не есть конечная ценность, высочайшее последнее значение. Он слишком мал и несовершенен, чтобы быть венцом всех этих тяжких родовых мук Натуры. Человек не есть финал, но лишь среднее выражение, только переходное инструментальное существо, промежуточное, вспомогательное творение.
Из “Час Бога”.
Спиритуальность есть нечто иное, чем интеллекту-альность. Ее проявление есть знак того, что Сила, бо-лее великая, чем ум, старается выйти своим чередом. Спиритуальность есть пробуждение ко внутренней ре-альности нашего существа, к душе и духу, которые от-личны от нашего ума, жизни и тела.
Может быть решающее появление, в котором суще-ство отделяет себя от мысли и видит себя во внутрен-нем молчании, как духа в уме;
или отделяет себя от жизненных движений, желаний, ощущений, кинетических импульсов и осознает себя духом, поддерживающим жизнь; или отделяет себя от тела-вещества и постигает себя, как духа, одушев-ляющего материю. Это - обнаружение нас самих, как Пуруши, подлинного существа, умственного, жизненно-го или тонкого физического, поддерживающего тело. Это принимается многими за достаточное открытие подлинного САМО, и в определенном смысле они пра-вы, ибо это есть САМО или дух, что так представляет себя в отношении деятельностей Натуры, и обнаруже-ния этого присутствия достаточно для высвобождения и отделения спиритуального элемента.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.