Россия и Запад

Алексей Ощепков: литературный дневник

Стоит сразу предупредить читателя, что излагаемый ниже взгляд на события истории русского средневековья является гипотезой, которая требует дальнейшей научной проработки. Но стоит подчеркнуть, что историография является во многом идеологизированной сферой, и многие «азбучные» вещи требуют уточнения и рассмотрения с разных сторон.
Принято считать, что экономический и культурный упадок Руси 13-14 веков связан с монголо-татарским нашествием и установлением ордынского ига. Всё это подтверждается данными археологии, поэтому отрицать факт ига, как это делают многие адепты альтернативной истории, по меньшей мере, глупо.
Но официальная историография не привыкла соединять в единую картину события монголо-татарского нашествия с тем, что происходило в это время в западной Европе и Византии. А отсутствие единого и целостного взгляда часто упрощает картину реальности.
Не секрет, что главным экономическим, культурным и духовным партнёром домонгольской Руси была Ромейская держава, Византия. От туда Русь получила Крещение и просвещение. Два важнейших средневековых русских города, Киев и Новгород, находились на пути «из варяг в греки», и их развитие напрямую связано с торговлей с Ромейской империей.
Но в 1204 году крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, и власть там перешла к марионеточным силам, правившим в угоду католического Рима. В 1274 году заключена Лионская уния.
Стоит предположить, что эти события должны были больно ударить по торговле между Византией и Русью, затормозить развитие ремёсел на Руси и проникновение просвещения.
Терявший своё значение путь «из варяг в греки» уже в 12 веке ослабил политический вес Киева, усилив междоусобицу и заставив русских двигаться на северо-восток, строя там мощные города: Ростов, Суздаль и Владимир. Возможно, это движение на северо-восток было связано с желанием приблизиться к Волжской Булгарии, которая торговала с мусульманским Востоком.
Так вот монголо-татарское нашествие, произошедшее в 1238-1240 годах, выпало на период, когда Константинополь был уже захвачен и разорён крестоносцами!
Стоит подчеркнуть, что войны со степняками сопровождали Русь в период ее самой ранней истории: хазары, печенеги, половцы. Но всегда урон, нанесённый степняками, компенсировался торговыми и цивилизационными контактами с Византией, возможность чего была сведена на нет захватом и разорением Константинополя крестоносцами.
Западный фактор в оценке культурного и экономического упадка Руси в 13-14 веках историографией игнорируется.
Хотя, возможно, именно поэтому Александр Невский предпочёл замириться с татарами и воевать против крестоносцев.
Византия же, постепенно всё больше попадавшая в зависимость от запада и прижимаемая турками с востока, стала больше обслуживать европейское Возрождение, оставив Русь с её Церковью и просвещением предоставленной самой себе.
Со времён крестовых походов Запад, таким образом, отрицает равноправное и равновесное сотрудничество, а признаёт лишь подчинение себе, своим идейным схемам и системе ценностей. Ударив по Византии, Запад потом заставил нас идти к нему за науками. И мы, сами того не замечая, получили в качестве политических и общественных теоретиков: Гоббса, Локка, Дидро, Руссо, Маркса. Тех, чьё учение породило кровавые революции и смуты. В том числе и в России.
Но наши профессора политологии и экономики по-прежнему базируются на вышеуказанных авторах, а не на, допустим, «Благохотящим царям правительнице» Ермолая Еразма, трудах Ивана Пересветова, Иосифа Волоцкого, поддерживая таким образом идейную зависимость России от Запада, война с которым разворачивается на наших глазах.
Именно поэтому лозунг эпохи перестройки «Вернуться в Россию» оказался эфемерным: идейная направленность на Запад, в Европу, вступает в конфликт с природой восточнохристианской, православной цивилизации.
Выдающийся русский мыслитель, поэт и дипломат Ф.И. Тютчев сказал: «С момента образования империи Петра Первого, империя Карла Великого в Европе больше невозможна», подчёркивая тем самым антагонизм русского цивилизационного начала и западноевропейского.
Европа же, в лице империи Наполеона, германского фашистского Рейха, Европейского союза пытается продолжать дело Карла Великого. И этому делу, как кость в горле, всегда стоит Россия.
Поэтому нет и не может быть для России никакого «европейского пути». Мы нужны Западу лишь в роли вассалов.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.06.2024. Россия и Запад