В этот день, 4 марта 1678 года, родился великий итальянский композитор Антонио Лючио Вивальди (1678-1741 гг.). Его самое известное произведение — «Времена года». Четыре скрипичных концерта — осень, зима, весна, лето. Он и по сей день один из самых популярных композиторов мира.
В юности Антонио был пострижен в монахи. А через десять лет Вивальди стал аббатом и у него появились неприятности с инквизицией. Однажды во время мессы он трижды покинул алтарь, чтобы записать мелодию, которая пришла ему в голову. Последовал вызов к инквизитору и допрос.
- Правда ли, что во время мессы вы покидали алтарь?
- Я вынужден был это сделать, так как страдаю приступами удушья.
- А говорят, вы удалялись, чтобы записать пришедшую вам в голову музыку.
- Клевета! Каждый, кто меня знает, подтвердит, что это из-за приступов грудной болезни.
Он был действительно нездоров. Худой рыжий человек с впалой грудью, узкие плечи, бледный, в черной сутане. Болезнь душила его. Но он был очень энергичным. Работал в сумасшедшем темпе. Вивальди — единственный из композиторов того времени мог сочинить оперу за три дня. Это и сегодня рекорд. Причем ставил свои оперы сам. Стремительно. Три-четыре репетиции и готово. Партитуру он писал быстрее, чем переписчик снимал с неё копию. Работал в основном по заказу. Писал музыку почти к каждому празднику, а праздников у католиков много. Более того, он прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. А в родной Венеции был заметной фигурой. В течение 36 лет Вивальди был директором музыки в сиротском доме для девочек Ospedale della pieta. Благодаря интенсивной и многогранной музыкальной деятельности Вивальди, его маленькая «консерватория» стала заметно выделяться среди других в Венеции. Рыжий, заводной, вокруг него всегда музыканты, дети. И естественно, инквизиция к нему привязалась.
Свою роль сыграло знакомство с Жан-Жаком Руссо. Вивальди часто играл во французском посольстве и общался с философом. И не просто общался. Руссо, по некоторым свидетельствам, даже подыгрывал Вивальди на флейте во «Временах года». У Руссо также были неприятности с церковью. Это добавило им обоим проблем.
В болезнь Вивальди инквизиторы не поверили. Они решили, что он попросту сумасшедший. Потому что человек в здравом уме, по их понятиям, не может уходить во время мессы. На всякий случай ему запретили выезжать на гастроли. Особым указом ему, аббату, был запрещен въезд в папские владения!
Это был сильный удар. На подготовку к гастролям ушли все его сбережения, отложенные на старость. И вот все рухнуло. Его лишили заработка, изолировали от слушателей. И в итоге выжили из Венеции…
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.