Нелегкое чтение

Кленова Ольга Валентиновна: литературный дневник

Давненько уже я пыталась читать таинственную книгу - обруганную и превозносимую более других когда-либо сочиненных за историю литературы русской.
Казалось бы фэнтези - опередившее время более чем на полвека !Мистические бредни интеллигентного цыгана !? Но слишком цепляет лично меня при прочтении совсем непривычный взгляд на жизнь человеческую - именно на жизнь ( о циклах жизнесмерти и о том что смерти духа как таковой нет - известно из традиционных религиозных учений)
Например при очередной попытке прочтения( на этот раз я открыла книгу наугад - где сама откроется) я подумала(книга навела на мысль) о том - что любая человеческая жизнь (даже при отсутствии деклараций и фанатизма живущего в земных условиях человека )это служение и ни что иное. Так ли иначе ли при любых своих действиях , бездействиях , поступках и даже мыслях (что особенно обозначено в Новом Завете )человек служит каким-то силам .Есть повод задуматься - в союзе с какими невидимыми силами я живу ! Какой выбор делаю ежеминутно !
При этом в книге нет никаких запугиваний и угроз человеку-читателю .Просто обозначены реалии мистические и невидимые и расплата за жизнь в союзе с демоническими силами низкого плана.
На редкость уверенно обозначены - в отличие от других фэнтези когда-либо прочитанных мной. Наверное поклонники книги оскорбятся таким определением жанра книги - для многих эта книга не фэнтези но намного больше чем фэнтези. Я же на пути переоценки и раздумий .
Сложно для меня - применить по отношению к книге ,, Роза Мира ,, книге за которую заплачено судьбами и самой жизнью многих и многих высокодуховных достойнейших людей , традиционное православное ,, не хули но и не принимай ,,


Жанр фэнтези не является моим любимым жанром в литературе. Я более всего люблю читать биографии - художников, писателей, великих полководцев. Как правило эпоха и нравы тоже отлично описаны в большинстве биографий . Именно пристрастие к такой литературе и желание больше узнать об истории моей семьи и привело к необходимости прочесть фэнтези-не-фэнтези но эту самую необычную книгу из когда-либо прочитанных мной !
Потому что жизнь и судьба семьи Бессарабовых (моих родственников по материнской линии) в особенности Ольги и Бориса Бессарабовых несомненно связаны с жизнью и судьбой Даниила Андреева - автора таинственной и мистической ,,Розы Мира ,,
Упомяну только то что Ольга Бессарабова являлась воспитательницей и наставницей осиротевшего Дани Андреева и прожила многие годы своей юности в доме Добровых - в семье Даниила Андреева.
Несомненно то что в доме Добровых был свет особенной духовности - христианской но и богоискательской (что не приветствуется в традиционном православии ) Чтобы понять восторженно-мистический настрой такого плана духовности - лучше всего прочесть стихи Даниила Андреева а также стихи Малахиевой-Мирович ( малоизвестной и недооцененной поэтессы и как мне думается философа-мистика в духе православного юга России например странствующего философа по имени Григорий Сковорода .Вот несколько стихов Варвары Малахиевой-Мирович и стих Даниила Андреева - мистическая возвышенная духовность творчество объединяет наставницы и воспитанника как мне думается. Следует упомянуть то что Ольга Бессарабова являлась родственницей (вернее свойственницей) Варвары Малахиевой Мирович и также фактически ученицей и духовной дочерью - всю жизнь с ранней юности - следовала советам и наставлениям Малахиевой Мирович.


Звездному другу


Ненасытные упали тени.
Но я тебя люблю
И звездный облик твой забвенью
Не уступлю.


Несвязанной и разной жизнью
Отныне будем жить.
Но с голубой твоей отчизной
Не рву я нить.


И будут суждены нам встречи
В коротких вещих снах ,
Слиянья вечного предтечи
В других мирах .
1929 год


Из цикла ,,Город ,,
Безмолвен Кремль.Навек Иван затих.
Молчат угодники в гробницах вековых,
Царям не встать из-под чугунных плит,
Минувшее без пробужденья спит.


На мостовой огромного двора
Детей советских кое-где игра
Смущает тишь.Мелькнул солдатский шлем,
И снова Кремль пустынен, глух и нем .

Лишь телефонов провода гудят .
Там во дворцах не спят и не молчат ,
Но для меня невнятны их слова
Их тайный смысл ловля едва-едва ...


Они ,скрываясь масками ,бегут
Во глубь Истории , где ждет их Страшный Суд.


*** *** ***


Даниил Андреев


Сколько ты миновал рождений,
И смертей, и веков, и рас,
Чтоб понять: мы земные сени
Посещаем не в первый раз.


Эту память поднять, как знамя,
Не всем народам дано:
Есть избранники древней памяти,
Отстоявшейся, как вино.


Им не страшны смертные воды,
Заливающие золотой путь...
Как светло у такого народа
Глубокая дышит грудь!


Будто звёзды с облачной ткани,
Словно жемчуг на смутном дне
Цепь расцветов и увяданий
Ныне брезжит сквозь смерть и мне.


1940 - е годы


Кстати - переизданная недавно книга Уильяма Джеймса ,, Многоообразие религиозного опыта ,, переведенная Малахиевой Мирович и другими близкими ей по духу авторами например философом Львом Шестовым вероятно повлияла на мировоззрение Даниила Андреева.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.02.2017. Нелегкое чтение