Лиля Град
Есть одна грустная общность в некоторых оттенках как женского, так и мужского одиночества - несметному количеству женщин и мужчин не на что нарастить любовь.
Ни у кого из них нет ясной платформы, сформированной устойчивым опытом того уважения к противоположному полу, без которого возможна разве что краткосрочная страсть, но точно не долгие и взаимные истории.
Нет умения признавать естественную разницу вместо странной борьбы за единоличную правоту.
Нет способности выстраивать здоровый диалог и заботу друг о друге на основе полученного в семье опыта...равно как и опыта часто такого нет, и желания обретать его самостоятельно - тоже.
Одним хочется чудес, в которых неземная любовь обрушивается на голову, настолько сказочно преображая жизнь, что даже пальчиком пошевелить не приходится.
Ждать её можно пожизненно, отметая реальные шансы в угоду придуманным.
Так происходит, когда детские мечты, беспомощно сочинённые от безысходности, не отыскали той взрослой замены, когда люди принимают решение лично создавать что-то, а не сожалеть о том, чего не было.
Другие в состоянии неотключаемой колючей защиты готовы отразить любое нападение даже там, где вообще никто не нападает. Это они мастера подозревать каждого в попытке себя использовать, и ещё большие мастера разрушать всё до того, как отыщутся живые точки соприкосновения.
Здесь следы больших и малых травм, неисцелённых, а порой и неосознаваемых.
Ещё одни так разуверены и дезориентированы пусть и не всегда своим личным, а подсмотренным дома или ещё где, но всё равно отвратительным опытом, что ничего, кроме ядовитого сарказма, жесточайшей критики и сверхобобщающих ярлыков предложить друг другу не могут.
Все женщины у подобных мужчин неизменно меркантильны, хитры, коварны и лживы, а у подобных женщин все мужчины - жадны, похотливы, обманчивы и ненадёжны.
"Настоящих" никогда нет.
Все их истории коротки, болезненны, жестоки и беспощадны. Они похожи на схватку, на соревнование кто кого, на лучший способ причинить боль, отомстить, облить грязью, зло высмеять, озвучить без тени стыда самое скрытое, личное, интимное...
И так по кругу.
Много женщин, для которых мир мужчин похож на замок с привидениями, которых они почти не видели, но напуганы до смерти, потому что ничего хорошего о них не слышали от своих поломанных мам, надорвавшихся и проигравших в личных войнах за счастье: "Они все такие, доча, ты им не верь, ты лучше роди, а мы вынянчим, справимся, так легче".
И если у "дочи" не хватает духу не превращать мамин опыт в свой собственный, до мелочей скопированный на уровне заведомого разочарования, недоверия, непонимания подлинной роли мужчины и осознания, что мужчины, равно как и женщины, разные, то всё и здесь идёт по кругу.
Много мужчин, точно так же отравленных всем тем, что пришлось увидеть, услышать, испытать, а потом изо всех сил тормозить со сближением даже тогда, когда кажется, что женщина вызывает сильные чувства, и что она честно идёт навстречу.
Нет, здесь не о том, что это наши несчастливые мамы и папы являются единственной причиной наших собственных крушений. Здесь много боли обо всех нас, и о том, что отчего-то нелюбовь умеет множить себя в разы сильнее, чем её противоположность.
И много боли из-за того, что при всей наглядности картины, мода на разобщение, на подозрительность, на заботу и нежность исключительно к себе, на абсурдную домашнюю диагностику сложнейших расстройств личности (привет всем, у кого каждый посмевший не полюбить - нарцисс!) - лишь продолжает набирать обороты.
А вот моды на уважение к человеку никак не возникнет.
Но ведь никакой не секрет, что максимально женщина раскрывается не с тем мужчиной, к которому её ситуативно влечёт на уровне инстинкта, а с тем, кого она оказывается способной уважать, не пытаясь переломить о коленочку, подчинить, перевоспитать, натаскать на нужное.
И мужчина раскрывается лишь с той женщиной, которую изначально уважает, видя в ней не "тарелочницу", не искательницу приключений и не объект для короткого удовольствия.
И так же не секрет, что любовь наращивается именно на хорошо сформированное уважение. К личности, к жизненным принципам, к способу жить.
Иначе она как дом без фундамента. Заваливается набок даже тогда, когда фасад чрезвычайно красив...
Лиля Град
Другие статьи в литературном дневнике: