Олег Татков. Космос как идея. Национальная?

Татьяна Кожухова: литературный дневник

Космос как идея. Национальная?
https://www.proza.ru/2014/07/02/1629
Олег Татков
https://www.proza.ru/2014/07/02/1629



«Нижнетагильский селфмейлмен»
(в сокращённом виде журнал "Эхо планеты" №25 -2014 год.)



С Ярославом Жалниным – актёром, сыгравшим роль Гагарина я познакомился в Софии на акции посвящённой всемирному дню космонавтики.
Он представлял фильм «Гагарин. Первый в космосе», я свою документальную историю «Небо лечит» - поэтому и общение получилось неформальным - воспринимал он меня как почти коллегу. Поэтому мы с ним на ты, поэтому и некоторые вопросы очень личные…
Из этого общения и родился этот материал. Кое что из наших диалогов я записывал на диктофон, что-то воспроизвожу по памяти – тем не менее, я очень надеюсь, что ничего не переврал.



Буду откровенен - к фильму "Гагарин. Первый в космосе" у меня очень личное, очень предвзятое отношение, которое я и не скрываю. Так что я - по-определению - крайне субъективен. Много лет я - служил в авиации, некоторые из тех друзей стали космонавтами, историю авиакосмической медицины знаю профессионально, историю создания фильма теперь тоже немного знаю изнутри, Несомненно для меня одно, – Ярослав Жалнин актёрски попал в суть роли. Лично я Гагарина именно таким и представлял всю жизнь.



Вопрос. А у тебя родители кто были?
Ярослав Жалнин. Папа сейчас подполковник полиции в отставке. Он занимался оперативной работой и был начальником криминальной полиции района. А мама у меня по первому образованию филолог, а по второму – социолог-психолог. Она преподавала в школе и после школы ушла в заводское управление и там была начальником социологического бюро исследования кадров. И у меня ещё есть младшая сестра.



Вопрос. А откуда такая пластика и телосложение?
Ярослав Жалнин. Я занимался бальными танцами с первого по пятый класс. Да, но не только бальными танцами. Я очень увлекался ещё и цирковыми искусствами, В шестом классе я полностью перешёл на цирковые искусства. Хотя я хотел поступать в училище МВД и как папа собирался стать милиционером.



Вопрос. А цирковые искусства это что такое?
Ярослав Жалнин. Ответ Акробатика, моноцикл, жонгляж (жонглирование). Потом, когда я был в 9 классе, я получил серьёзную травму. Я делал задний стрекосат (сальто назад – авт.) упал, – и сломал один позвонок. И поэтому меня в военкомате на комиссии врачи и «зарубили». Мне сказали, что я не годен в связи с этим переломом, и закрыли дорогу в училище МВД и армию...



Вопрос – А мне об этом можно будет написать?
Ярослав Жалнин. Да – я эту историю не скрываю. К 11 классу я прошёл медицинскую реабилитацию, - но в училищах МВД всё очень строго с отбором. Так передо мной и встал главный вопрос – «Что делать дальше?» Вот я и поехал в Москву.



Вопрос – А там театральный ВУЗ?
Ярослав Жалнин. Поступал я во МХАТ. И «слетел» с последнего конкурса. Очень обидно потому что, - ну вот уже всё – крайние были выступления, оставалось 50 человек…
В общем, я не поступил, и вроде бы собирался уже поехать домой, - в Нижний Тагил, - чтобы там работать на заводе, где я уже работал до этого. Я ведь с 14 лет на заводе работал. У меня были там разные профессии, - и на конвейере вагонном я работал – пробы проверял, - чтобы отверстия совпадали. Ещё был и курьером, и разнорабочим. А параллельно, - во дворце культуры, - рабочим сцены работал, участвовал в самодеятельных спектаклях. Клоунадой серьёзно занимался, потому что после травмы цирком не мог заниматься полноценно, Поэтому, когда я домой собирался вернуться, то уже думал чем заниматься.



Вопрос. А как получилось, что ты остался в Москве?
Ярослав Жалнин. – Во время приёмных экзаменов во МХАТе какая-то девочка по аудиториям ходила, фотографировала. Она подошла ко мне и говорит: «Давай я тебя для кино сфотографирую – может на кастинг позовут..»... Ну и я, конечно же, согласился. Она сфотографировала и буквально в этот же вечер, когда я не поступил, мне позвонили, - вернее сложным путём дозвонились до меня, - и попросили остаться в Москве. Я им говорю, – я не могу, - я не поступил, я домой еду. Они говорят – ну хотя бы зайдите к нашему режиссёру, познакомьтесь - мало ли…
Я пришёл к режиссёру Петру Хазизову, мы пообщались с ним – наверное, часа полтора сидели, - и я попал на фильм «Манга». Это мой первый фильм, который сняли в 2003 году. Это «полный метр» и у меня там главная роль. Так сразу и попал на главную роль без образования. Мне было страшно, и я сильно переживал.
И поэтому в съёмочной группе я сразу же начал работать не только актёром. Я попросил, чтобы меня брали и художником и в пост-продакшене работать, и монтажёром, и техником, ассистентом монтажёра. Так я научился очень многому в закулисье киношном. Ну вот и всё – и с тех пор я в Москве благодаря кино, потому что знакомых кроме этого кино не было.



Вопрос. А после съёмок ты остался в Москве и стал нижнетагильским селфмейдменом?
Ярослав Жалнин. (смеётся) Да – именно так…. Я пошёл работать в кампанию пост-продакшена и работал опять же техником, монтажёром..



Вопрос. На каких картинах?
Ярослав Жалнин. В основном на текучке. На больших картинах я работал ассистентом. Бодров-старший проект, «72 метра» как раз доделывал, и я был там на побегушках, и поэтому всему учился. Вот так я и понял, что мне интересно кино. Поэтому во ВГИК (мастерская Александра Ленькова и Сергея Алдонина – авт.) я поступил и окончил его в 2008 году вполне осознанно.



Вопрос – А как ты попал на роль Гагарина, как тебя нашли?
Ярослав Жалнин. Странным образом, как-то получилось. Меня позвали – просто позвали на кастинг этого фильма и сказали: «А – давайте, Ярослав, попробуем сыграть одного из космонавтов. Просто - роль без слов». Я им и говорю: «Ну, – давайте». О Гагарине вообще речь не шла. Просто звали на кастинг в кино про Гагарина.
Я прихожу и они мне сразу: - Давай на Гагарина. Я думаю – ну попробую – пусть убедятся, что это не так. И попробовали одну сцену, затем вторую. И потом уже третий раз меня вызвали и опять на Гагарина. Я говорю – Вы что серьёзно, что ли? Они молчат, но пробуют. Думаю – странно – уже и второй месяц прошёл, третий, - они всё зовут, зовут, зовут.



Вопрос – И ничего при этом не обещали?
Ярослав Жалнин – Нет, – просто попробуют и – спасибо, спасибо, мы с Вами свяжемся.. Потом стали пробовать сцены уже более приближенные к хронике. Например, смотрели хроникальные кадры – как он к Хрущёву походил, и говорил «Товарищ, Главнокомандующий – разрешите доложить о выполнении первого полёта в космос…



Вопрос – А историю со шнурками знаешь?
Ярослав Жалнин Да, - знаю, конечно, но мы её не делали, а делали крупные планы или сцены в скафандре. Самое смешное было, то, что мы это делали во время проб на стуле. Т.е. мне давали просто скафандр и стул. И это продолжалось полгода. Пробы – полгода. Потом я пошёл на тренировки – там ещё два с половиной месяца занимался.



Вопрос. А снимали сколько?
Ярослав Жалнин Снимали с ноября 2011 года и КРАЙНИЙ (!!!)съёмочный день был где-то в октябре 2012-го (в космонавтике и авиации не принципиально употребляют слово последний – авт). Все декорации были построены в Крыму.



Вопрос. А почему Вас прежнее руководство и Центра подготовки космонавтов, и Байконура, и Роскосмос «отфутболило», - ты не знаешь?
Ярослав Жалнин. Насколько я знаю - мне об этом сказали режиссёр и продюсер, - они обращались и на Байконур и к Роскосмосу, и в Звёздный городок, но там всем было не до этого кино. Нам не до кино сейчас – вот такой был примерно ответ… И поэтому пришлось снимать в Крыму…



Вопрос – Понимаешь, у тебя ведь какая-то очень интересная ситуация с фанами. У тебя ведь после Гагарина, фаны – абсолютное большинство, как мне кажется, - не молодёжь. На тебя «западают» старики - поколение, которое выросло в Советском Союзе. Ты же дитя перестройки как я понимаю? Ты же не помнишь Советский Союз?
Ярослав Жалнин. Я помню СССР, но совсем чуть-чуть.



Вопрос. А сейчас вот у тебя отношения с фанами твоими?
Ярослав Жалнин. Ну как. Я много сейчас встречаюсь и рад общаться...



Вопрос. Я в том плане, что у тебя немножко другой возрастной состав.
Ярослав Жалнин. Да нет, – в этом смысле даже хорошо всё получилось. У меня до этого была фан-группа моя состоящая из молодёжи, – в основном девочек-школьниц. Ну а теперь они начинают смотреть мою новую работу и приобщаются к отечественной истории.



Вопрос – Т.е. ты у нас ещё и патриотическим воспитанием занимаешься?
Ярослав Жалнин. (смеётся) Да, да, да… И я этим горжусь….



Вопрос – Твоё личное отношение к Гагарину какое? Он для тебя кто? Понимаешь, над ним сейчас, уже нимб такой уже светится и кусочек этого нимба и тебе достался. Поэтому мне интересно как ты с этим всем справляешься?
Ярослав Жалнин. Насчёт этого нимба – это факт. Хоть кино уже снято, но это и сейчас один из самых главных вопросов для меня – кто же для меня Гагарин? Почему, как мне кажется, он преодолел все эти дебри и прорвался в космос?
Я для себя сделал вывод,– он был просто человек. И человек порядочный, прежде всего. И для меня определяющим в роли было то, что он был тем человеком, который честно, - повторяю, – честно, - смотрел на свои желания, мечты, цели и просто добивался их. Не пытался перешагивать через головы, а просто честно шёл к своей цели.



Вопрос – Это твой чисто теоретический вывод или ты что-то читал о нём дополнительно, встречался с кем-то из его знакомых?
Ярослав Жалнин – Не только дополнительно – я столько прочитал про него…
Кроме этого я встречался с космонавтами – Леоновым, Волыновым, Горбатко.



Вопрос. Но они ведь очень закрытые люди…
Ярослав Жалнин Они мне и не говорили много – они очень много работали с режиссёром и продюсером по сценарию. Какие-то истории, конечно, они мне рассказывали, когда мы снимали. А в дальнейшем мы просто виделись и они какие-то, нюансы рассказывали, которые, - по сути, - мне не очень помогали, но всё равно наталкивали меня на какие-то мысли. Мне давали возможность импровизировать и не держали в жёстких рамках.
Ещё хорошим событием, я считаю, было то, что ни до съёмок, ни во время их, - я не встречался с семьёй. Потому что если бы я увиделся до съёмок с Еленой Юрьевной, например, - мне кажется что началась бы немного другая история, - я старался бы им угодить неосознанно. Вот этого я не хотел совсем.



Вопрос. А можно мне маленькую провокацию себе позволить?
Ярослав Жалнин: Попробуй.



Вопрос. Хочется ли тебе сыграть законченного негодяя? Говорят это очень трудно. И ещё говорят, что положительного героя сыграть легче всего, - вот поэтому все хотят сыграть, к примеру, Ромео или Гамлета.
Ярослав Жалнин – Ну, - Ромео я как раз уже сыграл (смеётся).



Вопрос. Нет – я серьёзно. Ты мечтал о чём-то таком – интересном для тебя лично?
Ярослав Жалнин – Мне интересны стали после Гагарина биографические роли и персонажи исторические – т.е. те персонажи, которые как-то действительно сильно изменили мир. Но, если честно, - у меня с института ещё зародилась такая мысль, – мне интересно было бы сыграть юного Гитлера, как бы не казалось это странным…



Вопрос. Ну ты даёшь… Сначала Ромео, потом Гитлер – наверное здорово ударился на съёмках?…
Ярослав Жалнин. (смеётся) Да – при приземлении…
Нет, если серьёзно - мне просто это профессионально интересно. Интересен переход от человека к монстру. Интересно – смогу ли я это сыграть.
И, кстати, - я сыграл уже отморозка у Звягинцева в «Елене».



Вопрос. Как ты к Звягинцеву попал? Я знаю, что он очень долго «мурыжит» актёров и на кастинге и на съёмках – делает чуть ли не по сто дублей.
Ярослав Жалнин. – Андрей Петрович пробовал меня на разные роли. Были пробы, много было народу там, - поток серьёзный был. И, кстати, - на главную роль он меня пробовал тоже, но мы не сошлись с ним.



Вопрос. - На роль сына Елены?
Ярослав Жалнин - Да.



Вопрос. Но ты слишком правильный. Там ведь отморозок конченный.
Ярослав Жалнин. Андрей Петрович меня пробовал и на эпизодическую, маленькую рольку. И взял. Снимали долго. Эпизодик маленький – 4 минутки. Работали 4 дня. Три дня репетировали, а на четвёртый снимали (эпизод драки – авт.) в районе «Пражской» за МКАДом…



Вопрос. Хорошо, – с творчеством разобрались. А как у тебя с личной жизнью? Счастлив?
Ярослав Жалнин. Да, я женат. Счастлив. Очень.



Вопрос. А что сейчас? Над чем сейчас будешь работать?
Ярослав Жалнин – Я недавно вернулся с Чукотки со съёмок. Это драма. Фильм будет называться «Трагедия в бухте Роджерса» Это кино про 1935 год, про советскую полярную станцию. У меня там главная роль – Коли Жердева.
Мой герой отправляется с инспекцией на советскую полярную станцию, - остров Врангеля. И находит там жуткий «муравейник», где людей убивают. Начинает самостоятельное расследование этих происшествий и погибает.



Вопрос. Это первая драма у тебя?
Ярослав Жалнин. Да нет, - в этом смысле опыт имеется. У меня есть уже фильмы - психологические драмы – «В Париж», например. Мне нравится этот жанр.



Вопрос. Твой любимый писатель, поэт?
Ярослав Жалнин – На поступлении в школу-студию МХАТ я Зощенко читал, - прозу, и Чехова – ранние рассказы. Сейчас - любимый писатель Булгаков. Наверное, потому, что работаю в театре Булгакова. Я очень много и его и о нём читаю. А в детстве мне нравился Макаренко, - «Педагогическая поэма».



Вопрос – Это у тебя от мамы?
Ярослав Жалнин – Может быть. А из поэтов – ближе всего – Шекспир, наверное. Мы в стихах его играли в театре. Наверное, – поэтому. В переводах Пастернака играли. И, - кстати, - Пастернак тоже. «Реквием» его мне очень симпатичен.





Каждый человек, - это планета в огромной Вселенной (это я так "ассоциативлю" из-за своей дружбы с космонавтами –авт.). И только от Вас зависит – «стартанёте» Вы в эту Вселенную со своей планеты или «зависнете» в ней навсегда.
Удачного тебе полёта, Ярослав!!! У тебя всё получится - я уверен!



ПОСЛЕСЛОВИЕ



Быть космонавтами в СССР мечтали все мальчишки и девчонки и, - судя по анекдотам, – даже те, - скажем там, - кому и мечтать было нечем….


Если серьёзно, то недавний опрос ВЦИОМа (а это солидная организация – её даже ВВС и «Financial Times» цитируют – авт.) показал, что "главным кумиром россиян в ХХ столетии стал Юрий Гагарин". Если учесть, что официальная биография Юрия Алексеевича – давно признанный совковый партийный полумиф, и всей правды о нём и его гибели мы не знаем до сих пор,- то такие результаты опросов (вкупе с анекдотами - авт,) свидетельствуют прежде всего о том, что космос и космонавты (а в нашей стране эти два понятия давно уже «забиты» пропагандистами в «подкорку народную» - авт.) и являются архетипами, как минимум…


Есть, правда, и другие опросы. Так в 2012 году, накануне 50-летия полёта Гагарина в космос, у московских школьников поинтересовались их знанием истории отечественной космонавтики. Результаты ошеломили даже «видавших виды» социологов... Королёв – муж Наташи Королёвой, Звёздный городок – поселение американцев на Луне и т.д. Скромные попытки «загрузить мозговые файлы» молодёжи мультиками и мюзиклами про Белку и Стрелку вопроса об исторической памяти не решают. Жаль только, что ассоциативный ряд (зависящий помимо Ай-Кью и количества немотивированной любви, источаемой индивидуумом в пространство) в последнее время заменяется Интернетом и прочими гаджетными "эмоциеуловителями".



По-моему, - и мифы, и антимифы на тему нашей истории одинаково вредны. Они как искусственный зефир – расплавляют, – но только не печень, а мозг. Именно ту его часть, которая отвечает за мотивацию. Мотивацию читать, интересоваться историей своей страны – великой, кстати, страны. Страны, - первой отправившей человека в космос.





Удивительно, но факт – первый полноценный полнометражный фильм о Гагарине появился в нашей стране только к 50-летию его полёта. Появился с большим трудом. Ни руководство Роскосмоса, ни ЦПК (Центр подготовки космонавтов), ни начальство Байконура на стадии сценарно-подготовительной (в 2010 году – авт.) к этому фильму не проявили никакого внимания… – Ну, а если совсем откровенно – просто послали подальше авторов этого фильма. Справедливости ради необходимо сказать, что это было прежнее руководство этих организаций, ныне канувшее в Лету….




Не любят в России успешных, не любят талантливых, но почему у нас не любят патриотов? Как-то вдруг выткалось за последнее время в сознании среднестатистического обывателя-маргинала, что армия – хуже тюрьмы, любить Родину – "не айс", а уж предыстория и история отечественного космоса - полный отстой, - потому что потому – без объяснения…



Нет будущего у страны, в которой понятие патриотизм делают ругательным. Я в этом уверен абсолютно.


Тема космоса - это тема, если хотите, национального единства россиян. Моё мнение - никому не навязываю.




Гагарин воздействует на уровне архетипов культурно-национально-исторических. Наверное, поэтому всё, что связано с ним, и цепляет всех, но по-разному.


Мы не превращаемся в манкуртов - нас в них пытаются превратить и очень активно. Моё поколение уже не переделать, а вот молодые покупаются. На вопрос кому это нужно я себе ответил очень просто - тем, кому наша история как кость поперёк горла встала. "Их тьмы, и тьмы, и тьмы". Есть ли надежда?



Не хочется заниматься поиском виновных в этом, - этого только ленивый не делал. Главное для меня это нарастающая потеря нашей исконности, ментальности, замена её общефастфудовской жвачкой - это я о духовности. К сожалению, "дьявольское наступление" на нас не закончилось – я, как и бывший военный, и просто гражданин России, - это чувствую.


К сожалению, мы живём во время, и в стране, - в основном, - имитаторов. Поясню, - можно купить (даже будучи депутатом) докторскую диссертацию и гордо именоваться учёным, можно написать на визитке - режиссёр, окончив кулинарный техникум, можно основать «креативно-прогрессивное» СМИ имея "в загашнике" ПТУ. А хочется нормальных книг, кино, газет. Очень хочется.




Некоторые люди могут самостоятельно «отключать» у себя сенсоры Высшей Нервной Деятельности; – совесть, сострадание, ответственность, уважение, патриотизм, любовь к ближнему и проч. Это очень удобно – живут они себе только сегодняшним днём, по принципу - «Никто никому, ничего не должен», в основном в «заИнетье» и в ус не дуют - без каких-либо обязательств и никого, кроме себя, не любя…


Только ведь это не жизнь, а сенсорная депривация….


Небольшая ремарка - сенсорная депривация очень часто - причина изменённого состояния сознания - а это и трусость и банальное предательство и ещё много-много чего. В том числе и инфантилизма. Но это моё личное и очень предвзятое мнение.



Только ленивый не писал о том, что Россия (читай СССР – Авт.) – страна с непредсказуемым прошлым. И если у историков ещё есть возможность «прикоснуться к источнику» – историческим документам того времени, то люди искусства этой возможности часто либо лишены, либо игнорируют её в поисках одной им лишь ведомой «художественной» парадигмы.


Кинофильм (конечный продукт творчества режиссёра и команды) мы смотрим в киноТЕАТРЕ. Театр - вот основа их творчества.


С учетом того, что в искусство приходит поколение, выросшее уже после распада СССР, наметились две взаимоисключающие особенности. С одной стороны, - мы видим произведения о советских людях, которые все поголовно жили в ГУЛАГах (фильм «Край», к примеру), а с другой стороны, - на экранах и сценах - сытая довольная жизнь людей, всех поголовно живших на ВДНХ (фильм «Шпион», к примеру), сделанных визуально по принципу, - «Лузер красит нежным цветом стены древнего Кремля»….


Очевидно, что истина где-то между этими полярными изысками нынешней киноарт-молодёжи.


Кино, по моему разумению - это способность режиссёра, сыграв на визуальных, ассоциативных, аудио и музыкальных полутонах, вызвать у зрителя эмоции. Блокбастеры у меня эмоций не вызывают. Очевидно, вызывание эмоций очень зависит и от засоренности/незасоренности сенсоров смотрящего - грубо говоря от его первичного состояния.


Я чётко уверен в том, что режиссёр тем и отличается от представительниц одной древней профессии, что он не обязан нравиться всем. Мне то, что перенёс на экран Павел Пархоменко - режиссёр фильма «Гагарин. Первый в космосе» понятно. Не всё близко, но многое. Автор произведения (в случае кино это тоже работает) имеет право на самовыражение и личный взгляд. Это моё твёрдое убеждение.



За фото отдельное и большое спасибо Сергею Тищенко



© Copyright: Олег Татков, 2014
Свидетельство о публикации №214070201629



Другие статьи в литературном дневнике: