Михаил Анищенко. Русь еврейская.

Светослав Ярый: литературный дневник

Ты забыла еврейскую мудрость, о, Русь!
Ты забыла, что каждый исход без возврата.
Как Иаков во тьме, я за пятку держусь,
За холодную пятку ползущего брата.


Ощущая всей кожею мамин надсад,
Одолев неизбежное наполовину,
Мне бы дёрнуть его, затащить бы назад
И на горле его затянуть пуповину.


Мы ползём на просвет, пробираясь вперёд,
Приближая к себе небывалую драму…
Я ведь помню и знаю, что брат подрастёт,
И зарежет меня, и убьёт мою маму.


Но Ревекка устало лежит на боку,
Ей мерещится даль и сыновняя слава…
И кричу я всю ночь, но сказать не могу,
Чтоб она придушила меня и Исава.


Я кричу, но не помню звучания слов,
И отец мой глядит на меня без укора.
Вот и вызрели, как предсказанья богов,
В чреве юной Ревекки – Содом и Гоморра.



*


Поздно руки вздымать и ночами вздыхать.
Этот мир повторяет былые уроки.
Всюду лица, которым на все наплевать,
Всюду речь, у которой чужие истоки.


Я закрою глаза, я закроюсь рукой,
Закричу в темноте Гефсиманского сада:
- Если стала Россия навеки такой,
То не надо России... Не надо... Не надо.


Перепуганный насмерть, забытый в ночи,
Посреди иудейского вечного царства,
Я пойму перед смертью: кричи не кричи,
А придется пройти через эти мытарства.


Что ж, идите, идите к подножью Креста,
По такому знакомому следу мессии...
Было грустно, евреи, вам после Христа,
Погрустите немного и после России.


*


КРЕСТЫ


Погост с закрытыми глазами,
Здесь наше мертвое – мертво.
Кресты стояли и не знали
О наших мертвых ничего.


Они стояли в жуткой стыни,
И знать не знали ни о чем,
О том, кто умер под святыми,
А кто замучен палачом.


Я уходил. Я был не в силах
Владеть словами и лицом.
Они стояли на могилах -
Мертвее мертвых мертвецов


Кресты, с молчащими устами,
Без сожаленья, без огня…
Они мне виделись крестами,
Перечеркнувшими меня.


Они стояли в бересклете,
Не ощущая ничего,
Как торжество беды и смерти,
Как вечной муки торжество.


Какому верить, Боже, чуду,
Когда хватаешь воздух ртом…


Кресты везде, кресты повсюду,
Как знак победы над Христом


*


Себе самому напоследок не ври,
Не верь ни Абраму, ни Терцу.
Ведь время снаружи, а правда внутри,
Как тромб, приближается к сердцу.


И ты, пропадая от боли в ночи,
На небо взирая с порога,
Не станешь счастливым – кричи не кричи -
В пустыне библейского Бога.


В сосновом бору, где опала хвоя,
Где церковь гниёт на угоре.
Не верь, что вернётся на круги своя
Вода, убежавшая в море.


Не верь роковому величью креста,
Над тьмою церковного блуда.
Но меч из дрожащей десницы Христа
Возьми для свершения чуда.



Другие статьи в литературном дневнике: