О сути любви..."ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ" Ч. 1 Под общ.ред. Д.П.Горского; Сост. А.А.Ивин.- М: Политиздат ,1990 Любовь- не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества и внутренней свободы. Подлинная , пронизанная высокими ценностями любовь редка еще и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся ее, ибо она требует «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе. Глубина любви и ее видовое многообразие определяются не одним предметом любви, но и отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего.
Так Федра из еврипидовского «Ипполита» спрашивает кормилицу: Любовь- огромный психологический усилитель восприятия, и она увеличивает в глазах людей и счастье и несчастье, и , может быть, несчастье даже больше, чем счастье. Пришедшая в Грецию из Персии «любовь» между мужчинами- обыкновенное явление в кругу древнегреческого философа Платона,более того, она им восхваляется как высшая форма любви. Древнегреческие любовные романы : Древнегреческий драматург Еврипид (5в. до н.э.)- рассказывает о любви Медеи к Ясону, любви, принявшей форму чудовищной ревности. Римский поэт Левий «Эротопайнион», «Любовная забава»(аналогичная латиноязычной поэме Овидия – «Искусство любви») Софокла «Антигона» была поставлена на афинской сцене в середине 5в.н.э.(вопрос о соотношении человека и гражданина, кто для кого существует человек для государства или государство для человека) Гомер «К Афродите» Крантор : «Такое ты людям благо приносишь и зло, что видишься нам ты двуликой» В древней Греции были и случаи продуманного отрицательного отношения к женщине. Начало такому отношению положил Гесиод. Когда Прометей- сын титана Иапета даровал людям огонь, похищенный им у Зевса,то Зевс, не имея возможности лишить людей огня (мысль о необратимости прогресса!!!), неслал на людей компенсирующее полученные выгоды зло в виде женщины по имени Пандора. (поэма «Труды и дни»,также «Теогония») Итак, в Древней Греции (и позднее в Риме) любовь ценилась высоко. В «Пире» Платона содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит всегда руководствоваться людям, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь» (Платон. Соч.Т.2.С.104) Античная философия знала два вида любви- чувственную любовь (Афродиту земную) и божественный эрос (Афродиту небесную), как космическую силу, практически не знала всепрощающей любви к ближнему, которая , по христианским представлениям, только и делает человека равным Богу. Евангельскую проповедь взаимной любви активно подхватили апостолы. Павел призывает каждого почитать «один другого высшим себя» и заботится каждому о другом (Фил.2, 3- 4) Вслед за раннехристианскими мыслителями много внимания проблеме любви уделяли и византийские отцы церкви. Идеи человечности, гуманного отношения к каждому конкретному человеку и для них сохраняют свою высокую значимость, но здесь они практически не добавляют ничего нового к идеям «апологетов».Находки византийцев лежат более в сфере чисто духовного опыта, который , по их глубокому убеждению, опирающемуся на Новый завет, неосуществим без любви. « Познание осуществляется любовью», - афористически выразил его суть крупнейший мыслитель 4в. Григорий Нисский , и в этом направлении активно работала мысль многих византийских богословов и практиков «духовного делания». Византийская культура, продолжая и развивая многие античные традиции понимания любви сделала новый и значительный шаг на пути изучения этого сложнейшего феномена человеческого бытия .Раннехристианские , а затем византийские мыслители и писатели усмотрели в любви важнейший и универсальный принцип вселенной, на котором основывается ее духовное и жизненное бытие. Византийцы хорошо ощутили двойственное (негативное и позитивное) значение чувственной любви и безоговорочно выдвинули на первый план духовную любовь во всех ее аспектах. Особое внимание уделили социально-нравственному пониманию любви. Как главного принципа общечеловеческих взаимоотношений. Все это выдвигает христианско-византийскую теорию любви на одно из видных мест в истории культуры. Наивысшего пафоса ренессансное представление о сущности и значении любви достигло , пожалуй, в философском учении Джордано Бруно (1548-1600) в диалоге «О героическом энтузиазме» - «Любовь- это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать» Любовь по Гоббсу,Локку, Кондильяку, - это сильное желание приятного, только и всего. Паскаль в «Рассуждениях о страстях любви» признает, что человеку необходимы и вполне земные страсти, он не может ограничиться только тем,что мыслит, а высшую истину созерцает через движения своего сердца. «К тихой жизни привыкнуть невозможно» и в своем бегстве от пустоты абсурда и от скуки человек ищет прибежище в страстях, а главнейшие из них – это честолюбие и любовь между мужчиной и женщиной. Именно любовь развивает человеческую чуткость и делает сердце способным на более высокие порыва,выходящие уже за пределами отношений между полами. Спиноза «любовь есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины». Его идеал- это человек, не уничтоживший свои телесные страсти, но сумевший ввести их в разумное русло и подчинивший их таким аффектам, которые все более обогащают души и делают ее обладателя целеустремленной и стойкой личностью.Высший среди этих аффектов он видит «интеллектуальная любовь к богу», т.е. любознательность,пытливость, горячая улеченность делом познания «бога», то есть бесконечной и неисчерпаемой Природы. Лейбниц 7в. в небольшом наброске «Об аффектах» он упрекает Декарта , что тот недостаточно ясно отграничил бескорыстное и светлое чувство любви от эгоистического и темного тяготения к наслаждениям. Подлинная любовь означает стремление к совершенству, и оно заложено в самых сокровенных глубинах нашего «я», развиваясь тем сильнее, чем более совершенен объект нашей любви или хотя бы кажется таким. Иоганн Гердер возмущаясь антигумманизмом «платонической любви» , в одном из своих писем Каролине Фойхтерлслебен писал: « Что же такое любовь? Это значит вчувствоваться в существование , в движение сердца другого существа , и это значит не только без всякого принуждения, но одновременно с наслаждением, в состоянии радостной интимности, переживать себя в другой жизни» Стендаль в своем психологически-философском очерке «О любви» (1820) рассматривает любовь как определенное «умопомешательство» , разделяет любовь на четыре вида: любовь –страсть, любовь – влечение, физическая любовь в смысле неожиданной вспышки инстинкта в удачно сложившихся случайных обстоятельствах и любовь- тщеславие, расчетливая, надуманная любовь. Кант в «Метафизике нравов» (1797) подходит к явлению любви с этической точки зрения и только. «Любовь мы понимаем здесь не как чувство (не эстетически) т.е. не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь – симпатию ( ведь со стороны других не может налагаться обязанность питать чувства); любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своим следствием благодеяние».По Канту любовь к человеку противоположного пола и «любовь к ближнему, хотя бы этот последний заслуживал мало уважения» фактически одно и то же. Это долг , моральная обязанность, и только. Фихте в сочинении «Основы естественного права на принципах наукоучения»(1796) « мужчине приличествует полную активность, а женщина должна быть совершенно пассивной- в постели, в домашнем быту, юридических правах. Незачем женщине мечтать и о чувственно-эмоциональном счастье.Только покорность и послушание…»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( 1770-1831) труды
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1844) в 44 главе «Мир как воля и представление» глава «Метафизика половой любви» в ней охваченный чувством любви человек изображается слепой марионеткой во власти космического начала- Мировой Воли. Ницще- любовь всегда эгоистична, альтруизм невозможен, его соучастие в любви противоестественно. Иррациональная трактовка любви была характерна и для датского философа Сёрена Кьеркегора,праотца экзистенциализма в сочинении «Либо-либо»(1843) он рассматривает варианты эстетической романтизации любви и показывает к каким парадоксам она приводит. Карл Юнг- Любовь – это только одно из ряда проявлений жизненных потенций человека. Но она глубоко коренится в «архетипах» бессознательных структур массовой психики, в которых мужское начало отличается в общем последовательностью и цельностью, тогда как женское особенно противоречиво: так, психологические установки коварной соблазнительницы и самоотверженной матери диаметрально противоположны, они борются друг с другом, друг друга вытесняют и отрицают. Жан –Поль Сартр «Бытие и ничто» (1943) рассматривает любовь как непрочное, крайне хрупкое и обманчивое чувство, чреватое изнуряющими душу конфликтами. В 3 главе 3 части ход рассуждения примерно таков: радости любви причастны освобождению человека, но прочности победы не дают никогда. Противоречия раздирают женскую психику, но в любви человек вообще делает себя объектом для «другого», и в итоге мазохисткие переживания также и у мужчин оказываются неистребимым моментом психики. Слияние с другим ведет к утрате себя в нём, а это очень дорогая плата экзистенции за эфемерное счастье. К тому же на него со всех сторон ополчаются конкуренция, корысть и зависть. «Другой» врывается в любовь, и он выступает как «чужой», в роли мучителя. Любовь разочаровывает, ускользает, выявляется амбивалентность любви и ненависти. Эрих Фромм «Искусство любить» (1956) «любовь должна все-таки вновь утвердить себя как творческая сила, обогащающая и поддерживающая человечество, и в основу ее должны лечь общечеловеческие чувства любви ко всем ближним. Морис Метерлинк «Мудрость и судьба» : «Нет ничего более требовательного, неуклюжего и слепого, чем доброта, красота и нравственное совершенство в состоянии желания…Только любя, мы научаемся любить». Григорий Саввич Сковорода украинский мыслитель 18 в. почти во всех его сочинениях тема «любви и сердца» доминирует. В творчестве Ф.М.Достоевского понятия сердца и любви также занимали одно из важных мест. В «Записках из подполья» хотение сердца в его противопоставлении рассудочной способности человека было поднято на уровень понятийно- мироустрояющего принципа. Красота , которая , по мнению Достоевского , должна спасти мир, спасет его не сама по себе, а посредством сердца и любви. Сначала сердце должно обрести способность к видению красоты, а уже потом красота зажжем в сердце спасающую мир любовь. Основной, ведущей идеей, охватывающей все творчество великого русского писателя, была вера в любовь и бесконечную силу живой человеческой души, которая способна возвыситься и торжествовать как над всяким внешним насилием, так и над любым внутренним падением. К идее Бога и Богочеловека Достоевский пришел на основании глубочайшего убеждения в том,что ,невзирая на многочисленные человеческие пороки и немощи, человеческая душа несет в себе отблеск божественной силы и света. Жизненная реальность Бога и Богочеловек открылась Достоевскому во внутренней силе любви и всепрощения, которые являются основанием и незыблемым фундаментом царства правды ,светочем и блаженной гаванью его измученной души. Не все монотеистические религии, утверждающие существование единственного бога, предполагают любовь к нему. Так, в буддизме нет духовного и всемогущего бога, к которому верующий должен был бы (или мог бы) испытывать любовь. Для Будды смысл человеческого существования – в угасании человека в качестве субъекта желаний ,во внутреннем упразднении всего того, что именуется «жаждой» и включает чувственные качества, образы, отношения, пространственные и временные характеристики бытия. Кроме того, в буддизме любовь - это «отход», удаление и устранение от чего-то, а не «приближение» к чему-то, так что здесь любовь к богу, если бы она была возможна, отдаляла бы от бога, а не приближала к нему. «Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют как бы не двух отдельных людей, а одного человека» (Иоанн Златоуст ) « Самое глупое и бесполезное , пишет В.В. Розанов, - говорить влюбленному, что «предмет» его не хорош, потому что суть влюбления и заключается в неспособности увидеть, что предмет «не хорош». Явление это столь известно, так необъяснимо, и на нем до такой степени основывается всякая любовь, что иногда хочется сказать, что любящий видит собственно не конкретного человека, не того «Ивана», на которого все смотрят и ничего особенно в нем не находят, но как бы ангельскую сторону конкретного человека, двойника его, и лучшего , небесного двойника». «Между любящими, - пишет П.А.Флоренский, - разрывается перепонка самости, и каждый видит в другом как бы самого себя, интимнейшую сущность свою, свое друго Я, не отличное, впрочем, от Я собственного» «Тайна великая сия есть» , сказано о любви еще в глубокой древности. Но в любви , несомненно , есть и что-то непонятное, роковое и даже мистическое. И возможно, что как раз эта, не поддающаяся объяснению сторона тяготения душ друг к другу и является главным в любви.
© Copyright: Таня Хомич, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике: |