завтра- память иконы Божией Матери Иверская

Должник 2: литературный дневник

Сейчас у нулевого километра, чугунным орнаментом вросшего в мостовую, не умолкает прошение «Радуйся», пробивающееся из динамиков, сквозь гам толпы метателей монеток на счастье и регулярных «ловцов». Когда-то все было иначе…
http://www.taday.ru/text/75754.html
Часовня Иверской иконы Божией Матери в начале XX века


Часовня Иверской иконы Божией Матери была устроена у Воскресенских ворот в последней трети XVII века. Здесь поместили точный список с Афонской Иверской иконы. С тех пор образ постоянно находился в Москве. Его вывозили из столицы только раз - во время нашествия французов в 1812 году.


В память изгнания неприятеля из Москвы 13 октября по старому стилю, или 12-го по новому стилю, ежегодно совершался крестный ход. Шествие отправлялось из Кремля к Иверской часовне, там брали икону и обносили ее вокруг кремлевских стен.


Почитание этой иконы было столь велико, что, когда в 1722 году вышел синодальный указ о том, чтобы уничтожить почти все часовни, часовню у Воскресенских ворот не тронули.


Поклониться Иверской иконе, помолиться перед этим образом о благополучии близких стало настоящей московской традицией.


«Редкий проходящий в город не зайдет в часовню для поклонения св. иконе. Отправляется ли кто в дорогу, приезжает ли в Москву, приступает ли кто к важному делу - всякий считает своей обязанностью просить благословения у Заступницы рода христианского. В скорби, в беде каждый москвич молит о Ее заступничестве, в радости он спешит благодарить Заступницу», - писал И. К. Кондратьев в книге «Седая старина Москвы».


Перед иконой висело множество лампадок и почти беспрерывно служились молебны.


Что касается самих Воскресенских ворот, в разное время они назывались Курятными (потому что рядом находился Курятный ряд), Неглинными (от протекавшей перед ними Неглинки), Львиными (потому что рядом держали львов, которых Иоанну Грозному присылали из Англии и Персии). Название «Воскресенские» возникло, скорее всего, из-за того, что над воротами висела икона Воскресения Христа (раньше было принято помещать иконы над входом в дом, въездом в усадьбу и уж тем более над городскими воротами).


Когда была устроена часовня, в простонародье их стали звать Иверскими и Святыми.


Когда в 1721 году Петр Великий праздновал окончание Северной войны и заключение Ништадтского мира, он торжественно въехал в Москву через Воскресенские ворота. Триумфальное шествие состояло из флотилии, сделанной наподобие настоящей, с распущенными парусами. Город встретил победителя и царя звоном колоколов и пальбой из пушек. Толпа приветствовала государя радостными криками.


Через эти ворота Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II въезжали в древнюю столицу для помазания на царство. С тех пор императоры, въезжая в Москву, всегда останавливались у часовни, чтобы помолиться и приложиться к образу.


В честь таких торжеств город изысканно украшался, а Воскресенские ворота особенно. Например, к коронации Павла I и Александра I на воротах появлялись живописные картины, пилястры и аллегорические фигуры.


Все стало по-другому после революции 1917 года. В Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию, которая называлась «комсомольское рождество». Главное действо развернулось перед Иверской часовней.


Иверская часовня снесена. 1929 год


Ряженые, изображавшие священников и монахов, несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов разных религий, начиная с египетского Осириса и заканчивая кощунственными изображениями Христа и Богородицы. Пели «акафист Марксу». Перед часовней развели большой костер, в котором сожгли всю религиозную «атрибутику».


Потом Иверскую часовню снесли, а чудотворную икону перенесли в храм Воскресения в Сокольниках. Вскоре снесли и Воскресенские ворота, чтобы не мешали демонстрациям и автомобильному движению.


Восстановленная Иверская часовня


В начале 90-х годов прошлого века на Афоне вновь изготовили список с Иверской иконы. 25 октября 1995 года часовня была открыта вновь. Служит в ней поочередно все московское духовенство.
***
26 октября – память иконы Божией Матери «Иверская». В преддверии праздника мы публикуем воспоминания клирика храма святой Татианы при МГУ и храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской священника Павла Конотопова о посещении афонского Иверского монастыря.


Паломники на Афоне


На Афон мы ездили с диаконом храма святой Татианы при МГУ Александром Волковым и еще несколькими спутниками.


Было желание соприкоснуться с духовной реальностью, которую мы не имеем возможности видеть здесь, в миру, среди множества различных попечений. В этом смысле поездка получилась очень познавательной, потому что на Святой горе мы встретились с носителями глубокой духовной жизни, самыми опытными в этом плане людьми– афонскими монахами.


Мы посетили разные места – от административного центра Афона, городка Карея, до Карулий. Карульи – это скалы, в которых устроены монашеские кельи. Просто так до них не доберешься: надо идти по узким тропам в скалах. Тропки очень узкие, идут прямо по краю скалы, и рядом ними, за которые нужно держаться, чтобы не упасть. И вот идешь, внизу – пропасть, вокруг – скалы, держишься за цепи и молишься, потому что иначе нельзя.


Самое яркое впечатление от Афона выделить сложно, одно из сильнейших связано с иконами Божией Матери.
карульи
На пути в Карульи


Из предания мы знаем, что Афон - особый дел Пресвятой Богородицы, доставшийся Ей для христианской проповеди. Так получилось, что место это стало сугубо монашеским и Афону были обещаны Покров и заступничество Пресвятой Девы. Зримо и осязаемо это выразилось в том, что на Афоне были явлены различные Ее иконы.


Так получилось, что нам здесь в основном привычны списки, а древних чудотворных икон, как правило, нет. Это не повод в чем-то сомневаться, просто факт.


А на Афоне ты стоишь перед первоявленными иконами. Языком искусствоведа можно сказать: «Достойно есть» оригинал, «Иверская» - оригинал, «Геронтисса» - оригинал, «Скоропослушница» - оригинал. Но в полной мере передать это ощущение словами невозможно.
кельи
Кельи в Карульях


Но что самое удивительное – когда ты приходишь в место, где находится та или иная икона, возникает ощущение, что Та, в честь Которой эта икона написана, стоит рядом. Это непередаваемое внутреннее состояние беседы лицом к лицу, основанное на чувстве, что ты здесь не один.


Наверное, встреча с Иверской - одно из самых глубоких переживаний, когда-либо бывших в моей жизни.


Иверская икона нам всем знакома по спискам. На них мы видим щеку, прободенную копьем, и истекающую из нее нарисованную кровь. На подлиннике это не нарисовано. Там действительно рана, отверстие от удара копьем в ланиту Божией Матери, и видна вытекшая из нее и запекшаяся кровь. Это настолько реально, что не может не потрясти. Даже капельки мира, появляющиеся на иконах, впечатляют не так, как то, Иверская икона как живая. И она и есть живая.
Иверон
Иверский монастырь на Афоне


Прежде всего ты можешь выразить чувства, переполняющие тебя перед этой иконой, заставив умолкнуть свои эмоции. Ты можешь умолкнуть внутренне и просто ощутить тишину и в той тишине - явное присутствие Пресвятой Богородицы. Хоть ты и не видишь этого и руками нельзя потрогать, но чувствами понимаешь, что здесь ни один


И перед этой иконой настолько хорошо, что от нее не хочется уходить.


Когда чувства улягутся, естественно рождаются глубоко личные просьбы и вознкиает чувство глубокого покаяния, потому что понимаешь, что соприкасаешься с вещью, которая неизмеримо выше тебя и тобой невместима. Наверное, если бы Пресвятая Богородица явилась тут же, твоим ощущениям, не каждый (судить могу только по себе) смог бы пережить это, остаться в живых от ощущения переполняющей встречи со святостью.


Иверская икона очень большая, наверное, размером с крышу автомобиля. То есть такая же, как список с нее, который находится в Иверской часовне. Но даже этот список не передает целиком ту самую икону, которая пребывает на Афоне. Этот образ - что-то действительно особенное.


В монастырь Иверон, где находится Иверская икона, мы приехали не в праздник, но все равно он был полон народа. Приехало множество греческих школьников, так что нам там не нашлось места и мы были вынуждены уехать в лавру Афанасия Великого


Но те полчаса, что мы провели в монастыре, произвели очень глубокое, трудно передаваемое словами впечатление, которым, честно говоря, совсем не хочется делиться. Из Иверона не хотелось уходить и вообще было желание остаться там навсегда.
***
Стас Михайлов - Жизнь-река
Я правила игры не изменю
Где время незаметно утекает
И жизни быстротечная река
Назад меня к истокам не пускает.


Понимаю сердцем я
В детство счастья дверца не открыта нам.
Лишь с мудростью небесною
Смысл открывается к 40 годам.
Припев:
Где ты время где не слушался
Где в догадках путался
Изредка смотря наверх
Где ты время безоглядное
Где душа нарядная
Не знала грех.
Я смотрел в тебя
Времен река
И не видел дна
Времени река
Трудная река
Жизнь моя - река.


Начав однажды с небом разговор
Что было непонятным стало ясным
Душа моя узнав зачем живёт
В мгновение ока стала необъятной.
Душа моя узнав зачем живёт
В мгновение ока стала необъятной.


Отражение истины
Мы не видим истины в водах своих рек.
И спешим все в бездну
Мы не найдя небесного, так за веком - век
***
Сегодня мы празднуем перенесение Мальтийских святынь в Гатчину, вспоминаем событие, связанное с благословением Божией Матери на создание Союза Русского Народа и чтим память русских воинов, павших при обороне Смоленска и в сражении у Малоярославца …


Мальтийские святыниМальтийские святыни - часта древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница святого Иоанна Крестителя - в 1799 году были перенесены Императором Павлом I в Гатчину.


Долгое время эти святыни хранились на острове Родос у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Когда в начале XVII века остров был захвачен турками, рыцари переселились на Мальту и перенесли с собою Филермскую икону. Во времена французской революции Мальта перешла к Франции. Рыцарям Мальтийского ордена пришлось искать защиты у русского Императора Павла I, который был избран великим магистром ордена. 12 октября 1799 года в Гатчину была перевезена и чудотворная Филермская икона вместе с частью древа Креста Господня и десною рукою пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.


Император Павел IПозднее святыня была перенесена из Гатчинской придворной церкви в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего дворца. С 1852 года, после освящения собора апостола Павла, Гатчина стала местом торжественного празднования мальтийским святыням, совершавшегося 12 октября. Накануне, 11 октября, святыни доставляли из столицы в Гатчинскую дворцовую церковь, где совершалось всенощное бдение, а в самый день праздника - ранняя Литургия. Затем их переносили крестным ходом в Павловский собор для поклонения верующих. Почитание мальтийских святынь в России приобрело народный характер. В начале ХХ столетия для поклонения им в Гатчину приходили многолюдные крестные ходы со всех окрестных сельских приходов.


В 1917 году святыни, по обычаю доставленные в Гатчину накануне 12 октября, остались после Октябрьской революции в Павловском соборе на постоянное хранение. Но в ноябре 1919 года, при отходе войск генерала Юденича из-под Петрограда, они были вывезены в Таллин, откуда позднее попали в Западную Европу.


Знак Союза Русского НародаВ этот день в 1905 г. произошло знаменательное событие, непосредственно предшествовавшее созданию крупнейшей национально-патриотической организации Союза Русского Народа. Вот что вспоминал непосредственный участник события, вдохновитель создания Союза настоятель Воскресенского миссионерского монастыря под Петербургом игумен Арсений (день памяти 2 сентября): «В первых числах октября 1905 года прибыл я в Петербург из своей обители - Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа Русского Народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими. 12 октября Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием Союза Русского Народа. Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей, между которыми присутствовал некто уважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию Союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и, между прочими - Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, наш Союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно русских людей со всей России».


Оборона Смоленска, 1609-1611 гг.Сегодня мы вспоминаем защитников Смоленска, павших при осаде города войсками польского короля Сигизмунда III в 1609 г. Осадивший в сентябре город и безуспешно пытавшийся взять его с ходу, Сигизмунд III приказал 12 октября 1609 г. своему войску идти на приступ Смоленска. Разбив ворота, поляки было ворвались в город, но были вытеснены осажденными. Осада длилась почти два года. Лишь когда в живых осталось 200 воинов, а число горожан уменьшилось вдесятеро, Смоленск был взят поляками.


Сегодня также день памяти русских воинов, павших в сражении с французами у Малоярославца в 1812 г. М.И.Кутузов сказал об этой битве: «Малоярославец - предел нападения, начало бегства и гибели врага».


Также в этот день мы чтим память погибших при взятии города Киркенес и в боях на севере Норвегии в 1944 г. Войска Карельского фронта, преследуя немецкие войска, пересекли государственную границу Норвегии и в трудных условиях Заполярья 25 октября овладели важным портом в Баренцовом море - городом Киркенес, а также с боями заняли на территории Норвегии более 30 других населенных пунктов


В этот день скончались: Петр Федорович Анжу (1796 - 1869), исследователь Арктики, адмирал Русского флота;
Михаил Кузьмич Янгель (1911 - 1971),академик, конструктор ракет
(Памятная доска на территории ЦНИИМАШ г. Королёв, именно Ему посвященная, мне и запомнилась в те, теперь уже "далёкие 80-ые" - А.К.);
Виктор Петрович Макеев (1924 - 1985), создатель советских баллистических ракет для подводных лодок, академик АН СССР



Другие статьи в литературном дневнике: