Как бы то ни было

Вера Ильинова: литературный дневник

С 1992 года Валентин Селиванов -- начальник Главного штаба ВМФ, Первый заместитель Главнокомандующего ВМФ.
В 1990 году Адмирал обеспечивал визит Горбачёва на Мальту. И именно здесь, на рейде Ла Валетты едва не разыгралась драма, которая дорого бы обошлась российскому флоту да и международному престижу России.


Авианосец
Итак, столь обыденный в совсем ещё недавние времена поход по маршруту Североморск -- Гибралтарский пролив -- Средиземное море представал теперь для умиравшего Северного флота почти невыполнимой задачей. Дело в том, что красавец-корабль, первый и единственный за всю трёхсотлетнюю историю русский авианосец, страдал той же немощью, что и молодой Илья Муромец: как поначалу не держали ноги богатыря, так и корабль-богатырь был слаб в ходу. Рождение "Кузнецова" пришлось на лихие перестроечные годы, и был он принят с мощностью машин, доведённой лишь на одну треть от расчётной.
Самый большой за всю историю российского и советского флота корабль. Длина -- в треть километра. Три тысячи живых душ -- вместе с авиаторами. Мощность -- двести тысяч лошадиных сил. Плавучий город-аэродром. Полк истребителей и вертолётный полк. Смешанная авиадивизия. Вооружён ракетами и скорострельной артиллерией. Единственный за всю отечественную историю полноправный авианосец: самолёты взлетали с разбегу -- с трамплина.
Командир -- капитан 1-го ранга Челпанов. Адмирал сказал о нём так: "Мостик чувствует как надо. И рулит хорошо".
Первый отечественный авианосец "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" был заложен в январе 1983 года под названием "Тбилиси", затем переименован в "Леонида Брежнева". Спущен на воду в декабре 1985 года, введен в строй 20 января 1990 года. Водоизмещение 55000/67500 тонн.


Адмирал
-- Как СССР умирал, так умирал и этот великий корабль -- вместе с державой...
На авианосце -- восемь котлов. На государственных испытаниях их паропроизводительность сумели довести лишь до одной трети от положенной. Потому и скорость даже в 18 узлов не смогли развить. И это при 32 узлах проектной скорости хода! А почему? Да потому, что давление должно быть 68 кг/см, а котлы давали только 45 -- летели трубки...
В 1992 году я принял Главный штаб ВМФ. Мне докладывают: на "Кузнецове" в котлах то и дело трубки летят. Вызываю начальника Техупра. В чём дело? Почему прогорают трубки? Да потому, что их поставляли ржавыми, а теперь и вовсе перестали поставлять...
Узнаю, что трубки для "кузнецовских" котлов есть на Урале. Послал туда самолёт. Забрали их там из-под снега, никому не нужны -- металлом, хорошо хоть списать не успели! Но трубки надо же гнуть соответствующим образом. Делать это могут только там, где строили уникальный корабль -- в Николаеве. Договорились с руководством завода. Прилетает туда наш транспортный самолёт с Урала. На борту груз остродефицитных трубок. Но таможенники самостийной Украины арестовывают крылатую машину: платите деньги за аэродромное обслуживание! Экипаж выводят из самолёта...
Посылаю следующий экипаж уже не с трубами,ми, а с не менее дефицитной "наличкой". Пропустили. Николаевцы согнули нам трубки как положено, по чертежам. Таким образом, мы на "Кузнецове" первый эшелон котлов привели в порядок. В зиму 1994-1995 года заменили трубки и во втором эшелоне. У меня на душе полегчало: корабль будет жить. Однако на том проблемы не кончились.
Адмирал Ерофеев скрыл, что на предыдущем выходе в море "Кузнецов" попал в шторм,, подзасолил трубки, потерял ход и едва не был выброшен на скалы Новой Земли. Корабль нуждался в хорошем ремонте, но Ерофеев доложил, что "Кузнецов" к боевой службе готов.
Личный состав плохо обучен. Позже выяснилось, что два котла из восьми -- вообще замазучены. Особисты разузнали, что полуобученные матросы принимали в котлы вместо дистиллята забортную -- солёную! -- воду. А что делать -- самое начало костоломных "реформ".
Однако адмирал Ерофеев докладывает -- к походу готовы! И я планирую поход на 1996 год. Пригласил всех военно-морских атташе из средиземноморских стран, а также германского и английского -- мол, будем поднимать в Атлантике и в Средиземном море свои палубные самолёты. Почти блеф. Однако же поднимали!


Океан
Как бы то ни было, но в январе 1996 года авианосец "Кузнецов" в сопровождении эсминца "Бесстрашный" вышел в дальний поход под флагом адмирала Игоря Касатонова. Уже на выходе из Кольского заливаа сразу же попали в жестокий зимний шторм. Да и в Атлантике было не легче. Ураганные ветры свирепствовали повсюду. Семибальная зыбь воспринималась потом, как отдых. На ней даже вели траверзнуюную заправку топливом.


Адмирал
-- Только вышли за Нордкап, Касатонов докладывает в Главный штаб: "Валя, трубки летят. Два котла не в строю. Что делать?" -- "Сам решай, ты там на борту, тебе виднее".
Флагман решил идти. По плану они должны были принять на борт министра обороны Норвегии, но опоздали к точке встречи из-за падения скорости хода. Тем не менее вертолёт министра приняли, объяснили задержку тем, что "выполняли в Баренцевом море спецзадачи".
Гибралтар прошли на четырёхузловой скорости и вошли в Средиземное море...


История


Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/russkiy_avianosets.html



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.04.2022. Как бы то ни было
  • 03.04.2022. ***