Как я посетил шоу барабанов Кодама Тайко

Александр Феникс Вагнер: литературный дневник

Неожиданно для самого себя посетил сегодня в детской филармонии шоу японских барабанов "Кодама Тайко". Волшебное зрелище!
Мультиритмовость звуков сплеталась с мультиритмовостью же ката (боевых связок)для парных кинжалов , исполняемых барабанщиками в процессе композиций. Не хватало только пульсирующего света - оснащённость филармонии вполне была способна дополнить шоу световыми аккордами, но лишь к самому концу выступления световики позволили себе кроме статичных заливок разных цветов немного поморгать, что, впрочем, погоды сильно не сделало, поскольку всё та же заливка съедала все контрасты... Ну ладно, статичность света, возможно, должна
была олицетворять культурную традиционность, хотя мне лично для полноты ощущений не хватало светового разнообразия...


Зато как музыкант я поимел удовольствие посмотреть на виртуозность звукозвлечения, например, как в акустике (барабаны никто даже не подзвучивал) извлекается вполне себе электронный эффект "флэнджер" - это когда звук как бы свёртывается в спираль, меняясь тембрально, при этом немного шурша. Опять же, чёткое тембральное разделение, казалось бы - примитивных инструментов, позволяло различать каждую струйку в многослойной структуре пьес. Маски довершали процесс погружения в атмосферу праздника Больших Колесниц Мацури. Причём немые интерлюдии в масках, исполняемые под непрекращающиеся ритмы, неожиданно напомнили греческий театр....
Белый, чёрный, голубой и красный черти начали поединок между собой, меняясь местами и барабанами, пока не соединились с жёлтым (человеком), очистив собой окружающую атмосферу. Я действительно ощутил катарсис и понял, как выглядит дзен по-настоящему, что бы там ни строили из себя декоративные буддисты - это всё в одном, спокойно, сосредоточенно, без истерик - ритм, движение, свет и, одновременно, созерцание.
Это действие усилила игра Ёсиды Акихиры с публикой, когда он хлопками задавал сложный ритм, а зал его повторял. Когда все втянулись в ломаный рисунок, вступили барабаны и начался, что называется, "киртан" (у кришнаитов - состояние, достигаемое публикой, при повторении имён Бога). Ну, или похожее на то. Одновременно, как ни смешно, пришла ассоциация с "караоке", поскольку Ёсида Акихира в общем звучании зала и барабанов задавал основной рисунок тарелками, типа кроталов, как в караоке задаётся основная мелодическая линия каким-нибудь инструментом типа флейты. Он несколько раз оценил старания зала, сказав по-русски "Хорошо!" А ещё, я, хлопая в ладоши, вспомнил вступительные экзамены в музыкальную школу...
Не могу я также не упомянуть, что, слушая Тайко, невольно сравнивал ритмические рисунки традиционных барабанов с современным японским нойзом и индастриалом и находил прямую преемственность. Достаточно вспомнить Масами Акита - апологета японского нойза и многих других музыкантов этого жанра.
В заключение, ко всеобщему удовольствию, зал дважды вызывал музыкантов на бис.
Спасибо Информационному культурному центру «Япония» и отдельно Маргарите Мурнау за отличный вечер!


«Кодама Тайко» – знаменитый коллектив с более чем 20-летней историей. В 1984 году группа была создана ее руководителем Ёсида Акихиро. Барабанщики участвуют в разных, в том числе гуманитарных, международных проектах, в джазовых фестивалях и джем-сейшенах, ведут активную гастрольную деятельность по Японии и за рубежом, они самые желанные артисты крупнейших праздников своей страны. «Кодама» по японской мифологии – дух дерева. Когда мастер делает барабан из дерева, дух дерева переселяется в музыкальный инструмент. Во время игры этот дух просыпается и, отражаясь эхом от звуков барабанного удара, пробуждает человеческие души. Отсюда и название группы, которая своим искусством не просто пробуждает зрительские души, но и волнует, просветляет, вдохновляет их.


http://www.ikcjapan.ru/news/33_culture_fest_2013_program



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.05.2013. ***
  • 23.05.2013. Как я посетил шоу барабанов Кодама Тайко