Из давней моей жизни. В метро

Елена Ительсон: литературный дневник

.
Рассказ обо мне в начале 2000-х.



Тогда я ещё любила работу
Часто задерживалась на ней. Теперь знаю, что все это было не нужно, но тогда....
Вызвала нас пятничным вечером наша начальница – к понедельнику продумать концепцию (была я зав.сектором, пошла продумывать).
Привыкла,что нам давали задание на выходные
Сейчас знаю – ни одной лишней минуты нельзя тратить на работу.
И вот надела я свои изящные ботинки, пальто и взяла трость – я давно ходила с тростью.
Был у меня привычный путь с работы – на троллейбусе по Невскому проспекту, дальше в метро, дальше на автобусе домой. Я спешила, дома ждала мама.
Почему-то решила ехать через "Василеостровскую".
Почти 40 лет я работала в районе, который я не любила
Очень люблю свою окраину. Я осталась приезжей и провинциалкой (По-прежнему помню парк в Южно-Сахалинске. Ничего подобного я не увижу в культурной столице).
Вхожу, выстояв огромную очередь, на "Василеостровскую", толкаюсь там на экскалаторе, решаю ехать до "Маяковской".
Теперь – самое важное пояснение. И "Василеостровская", и "Маяковская" – станции "закрытого типа". Что это значит?
Когда подъезжает электропоезд, ты его не видишь – есть стена, есть двери. Электропоезд приходит, двери открываются одновременно и на станции, и в поезде.
Нынче много людей падают прямо на рельсы – читаю в хрониках дня. На станциях "закрытого типа" с ними этого не могло случиться.
Но случилось со мной. Тоже несчастье. Мы подъезжаем к "Маяковской", через минуту выходить. Впереди – женщина с капризным ребенком. Ребенку года 4. Он орёт, она ругает его. Ругает громче, чем он орёт. Нет бы мне перейти для выхода к другой двери, но я говорю сама себе: как же так можно "строить" ребёнка?


(Говорю и не смотрю под ноги )


А я в изящных ботиночках, и одна моя нога проваливается в пространство между дверью на станции и дверью поезда.
Я сажусь на пол поезда, потому что это основная моя нога, а вторая - с тростью. Я сажусь и думаю: "Сейчас рванёт поезд, и я останусь без ног. Но ведь я и так еле хожу. Может, оно и к лучшему?" Я сдалась, а минуты шли ...как вечность.
В вагоне люди. Их много. Они терпеливо ждут, когда поезд поедет. Вдруг ко мне подбегает совершенно незнакомая женщина, пытается вытащить мою ногу из этой щели, у нее не получается. Она кричит: "Мужчины! Мужчины есть? Помогите!"
Меня берет подмышки молодой мужчина и совершенно спокойно спасает мою ногу. Он ее вытащил из заточения. Я оказалась на станции, с сумками, немного повредила ногу, совсем чуть-чуть. Там переход по экскалатору. Всё я это делала на "автомате".
Ведь женщина, спасшая меня, сказала: "Никогда нельзя сдаваться"
Ногу я повредила, пошла по дороге в травму, там мне дали больничный дней на 5.
Больше я старалась никогда не ездить через эту станцию.
Я рассталась со своими изящными ботинками и купила огромные, совсем неизящные, которые никогда не могли провалиться ни в какую щель.
Я понимала, что много лет мне придется ездить на работу в метро.
Другого пути не было.
Наверное, уходить с работы надо было тут же. Но я дорабатывала до пенсии вместо того, чтобы взять инвалидность (мне ее постоянно предлагали).
И много-много лет я бы могла спать дома, потом гулять, потом писать стихи...
Но в жизни нет сослагательного наклонения.
Женщина, спасшая меня, тогда испугалась моего настроения.
Она не знала, что такое жить, разочаровавшись во всём.
Многие годы я пыталась найти эту женщину, но ведь я совершенно не помнила ее внешне.
Я написала на телевидение,на Ленинградское радио, просто хотела поблагодарить её.
Увы, я не смогла найти эту женщину.


.
10.01.22



Другие статьи в литературном дневнике: