Хроники русской революции

Вячеслав Кислицын: литературный дневник

«Хроники русской революции»

Некоторое время назад я почувствовал желание высказаться по поводу показа по телевидению «Хроник революции» А. Кончаловского и даже написал небольшую реплику по поводу… Но что-то остановило меня, и я её нигде не опубликовал. А сегодня, роясь в черновиках, подумал: «А почему бы и нет?»
Итак.

Вот сейчас я рискую огрести некоторую долю хейта и, возможно, троллинга. Но не могу воздержаться от реплики.
Четыре вечера подряд я смотрел 8 серий, так называемых «Хроник русской революции» А. Кончаловского. В начале седьмой начал засыпать от понимания - как это скучно и далеко от исторической правды. Но оставим историкам ковыряться во всех допущенных автором неточностях, искажениях, преувеличениях и домыслах. Тем более, что уже и Клим Жуков на своих каналах и Егор Яковлев на «Цифровой истории» высказались по поводу первых восьми серий «Хроник», и пытчивый исследователь и читатель могут сами найти эти материалы.
Я же хочу высказаться по поводу Николая 2 и всего "святого семейства". Некоторые комментаторы (их имена мне ни о чём не говорят и слышу я о них впервые) заявляют, что одной из идей фильма, в очередной раз, была попытка реабилитировать перед историй Николая2. Показать его как мудрого и дальновидного правителя, окружённого со всех сторон предателями и казнокрадами. С такой точкой зрения я в корне не согласен, потому что, если и была у автора такая цель, то он с ней не справился.
Я увидел безвольного, морального дегенерата, каковым и был Николай Романов и все его братья – Великие князья. Это они, своим неумением и нежеланием, не смогли вывести страну из экономического, политического, социального и национально-этнического кризиса, и довели Россию до революционной ситуации и Гражданской войны. Которая после падения монархии, была неизбежна.
И вот тут мне стало страшно за себя. Я вдруг поставил себя на место какого-нибудь рабочего или крестьянина образца 17-го года, измученного тяжелыми условиями работы, бесправием и войной доведённого до крайности терпения. Я поставил себя на это место и понял, что окажись я 17 июля 1918 года в подвале «Ипатьевского дома», моя рука не дрогнула бы. Это с высоты сегодняшнего дня, в другую, более благодатную эпоху мы легко рассуждаем о морали и нравственности, а тогда …когда вся эта реакционная белогвардейщина, при поддержке иностранных интервентов движется к твоему городу, убивая ни в чём не повинных мирных граждан, за одно только сотрудничество с большевиками, за одну только работу в советских учреждениях (а как ещё кормить семьи?), за одну только симпатию к новой власти…Какая к чёрту мораль? Какая к чёрту нравственность? Почти в центре города, в доме под надёжной охраной, сидит главный виновник всего этого бардака – бывший император. Это его семейка за триста лет своего правления и двухсотлетнего существования Империи довела свой народ до скотского, бесправного существования…. Да, мне стало страшно…потому что вот так расправиться с людьми, пусть и виновными во всех твоих бедах – это тоже преступление.
Любая смута, любой русский бунт «бессмысленный и беспощадный» - это всегда за пределами добра и христианской морали. Примеров на Руси достаточно, за ними не нужно далеко ходить. Это и смутное время, и восстания Разина и Пугачёва, и стрелецкие бунты начала правления Петра 1. Все эти события сопровождались дворцовыми переворотами не менее злодейскими и кровавыми. Не менее кровавым было и престолонаследие в России начиная с Елизаветы и заканчивая Александром1.
А поиск правды и справедливости – почти всегда оказывался дорогой в ад.
Способна ли современная Россия избежать этой дороги? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Но те, кто принимает решения от имени страны должны понимать, что сегодняшний консенсус в обществе, на фоне идущей СВО, может оказаться хрупким, если не будут браться во внимание накопившиеся социально-политические, экономические и этнические противоречия в государстве. Новой смуты, боюсь, Россия не сможет пережить.


Если кому-то интересны мои политические убеждения, то они анархические. Только анархия может гарантировать истинную свободу личности. Но построение такого общества (я в этом убеждён) невозможно ни при каких обстоятельствах. Это утопия. Хотя, первым шагом на пути к такому общественному строю могло бы быть построение коммунистического государства. Но и это в отдельной взятой стране невозможно. А в мировом масштабе – тем более.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.01.2026. Хроники русской революции