Эх, давно не брал я в руку шашку, как говаривал Василий Иванович. Можно было и в этот раз её не вытаскивать из ножен, но то, что произошло в третьем выпуске полуфинала «Праймериз турнира поэтов», не оставило меня равнодушным и моя ладонь возжелала ощутить холод рукоятки боевого клинка. Речь идёт о стихотворении Сергея Евгеньевича Митрофанова «Посвящение Победе, русскому мату и моим дедам»
***
Ефрейтор Фёдор в карманах своих галифе
Носил зажигалку, мел, махорки кисет, бумагу,
Осколок хрустальной люстры из краковского кафе…
В те майские дни проезжал мимо стен рейхстага
На Додже лэндлиза. Под Доджем хрустел Берлин,
Трещал, как костяшки трупа, каменного кадавра,
И был похож на чудовищный лабиринт
Разрушенный, чтобы убить минотавра.
Но не проехать, пробка, а Фёдор давно хотел
Добраться к Рейхстагу, к лестнице, к колоннаде.
Он ведь в кармане давно приготовил мел
Исполнить что обещал невесте любимой, Наде,
Под Курском убитой немцами, но слова,
У выщербленной стены логова людоеда
Застряли в руке, а он ведь хотел сперва,
Как все, написать «Сталин! Ура! Победа!»
Ефрейтор Фёдор прошёл через всю войну.
Сгорела под ним в боях не одна машина,
И знал шоферюга Фёдор, что берегло страну
От дней великого драпа до краха Берлина.
Простые слова, но не те, что политруки
Усталым бойцам на собраниях под нос гундосили,
А злые, меткие, русские матюки,
А уж потом «за Родину», «за Иосифа».
И поднимался дух у простых работяг-солдат...
И кто там ещё с трубкою и усами?
Всё приводил в движение русский великий мат.
(Вы носик сморщили, что, не ругались сами?)
И речь сотен тысяч партийных политруков
Была ничтожна в сравнении с термоядерной
Предсмертной бранью гибнущих мужиков,
На смертный бой поднимала их «лая матерна».
Задумался Фёдор, зажёгся огонь в глазах,
Всё - радость и боль, что кипела в душе шофёра,
Крошащимся мелом выплёскивалось в словах,
Но привести их цензоры Роскомнадзора
Мне не дадут. В пальцах мел превращался в прах,
И Фёдор крошил штукатурку осколком богемской люстры.
Закончил. Шагнул назад и дослал в сердцах
Про мать Кузьмы и про матушку Заратустры.
Потом закурил. И с сердца упал свинец.
Он засмеялся и снова взглянул на стену:
Обсценно-бесценный текст, что войне… "КОНЕЦ"!
И Наде бы он понравился! Непременно!
P.S.
Я ненавижу мат, что течёт, как гнильё,
С надутых губ накрашенных мокрощёлок,
И мат чиновников, ханжество их, враньё,
И мат щенячий рэперов и тусовок.
Но всё, что Фёдор успел тогда написать,
И остальное, что стёрли органы и охрана,
Девятого Мая должно над страной звучать
Победным голосом,
Великим голосом Юрия Левитана!
Вот такое стихотворение. И замечательная цитата:
«Лично мне очень понравилось стихотворение Сергея Митрофанова о мате. Не скажу, что оно идеальное с точки зрения стихосложения, но оно честное, оно, как глоток свежего воздуха для одних и как удар под дых для других, никого не оставляет равнодушным.» Такими словами Юрий Семецкий подвел итог третьего выпуска полуфинала «Праймериз» и как бы обозначил свою «наблюдательную» позицию. Но что-то подсказывает мне, что строка, которая могла быть истолкована, как оскорбление Роскомнадзора, была отредактирована не без его вмешательства.
Насчёт «честного» чуть ниже. А вот с «глотка свежего воздуха» и начну.
И вынужден напомнить тем, кто не в курсе. Благородному искусству литературной критики я не обучен и всё, что будет сказано ниже – это банальный тролинг.
Что в этом стихотворении можно назвать «глотком свежего воздуха» я не знаю, разве что – эпилог,
который написан непонятно для чего. А увидел я в нём только одно, что автор в принципе ничего не имеет против мата. Но вот юные и не очень юные девы низкой социальной ответственности не имеют на это права. А почему собственно, если жизнь достала, если ничего более выразительного, по словам того же Митрофанова, русский язык не изобрёл? И, что мне бросилось в глаза: почему это слово не вызвало никакого отторжения, ни чувства брезгливости по отношению к человеку, который его написал? Судя по некоторым восторженным отзывам стихирских дам, они себя никак с этим словом не отождествляют. Да, оно к ним не относится, но человек, допускающий подобную лексику и не получающий за это отпор, в следующий раз может произнести его в адрес любой девушки, женщины.
Ну, и само появление стихотворения с подобной лексикой разве допустимо в рамках любого конкурса? Кто-то может припомнить что-нибудь подобное? Если нет, то тогда – это, действительно, «глоток живого воздуха».
Желание автора слышать в День Победы голос Левитана, читающего стёртые со стен Рейхстага матерные выражения, для меня выглядит очень странным. Нам, что больше слушать нечего? Мы и так знаем, что там могло быть написано. На мой взгляд, в этот День не мешало бы показывать фотографии надписей, сохранившиеся до сегодняшнего дня, на уничтожение которых не поднялась рука у Германских законодателей. Так и заседает Бундестаг в окружении этих реликвий.
Давайте теперь поговорим о «честности» и правде, как таковой, в этом стихотворении. А также о технике стихосложения, которую применяет автор, пытаясь рассказать нам историю Фёдора.
На мой взгляд, автору почти удалась первая часть стихотворения. Началось всё нормально, по-поэтски, образно. Я почувствовал, как хрустят под колёсами автомобиля костяшки этого каменного города кадавра. Пять с плюсом! Но прочитал я последнюю строчку этой части стихотворения: «…Как все, написать «Сталин! Ура! Победа!» и критик, спящий внутри меня, проснулся и потянулся рукой к шашке. Это что же такое получается? Вот у всех солдат Красной Армии, кроме, естественно, Фёдора, ни на что другое фантазии не хватило? Может, и были там такие слова, но смотря на фотографии сохранившихся надписей, я ничего подобного не вижу. Да, и прочитав не один десяток воспоминаний фронтовиков, знаю, что им было, что сказать по этому поводу, прав автор, что были и выражения на великом и могучем… Мне одному кажется, что вот это - «Как все» звучит как-то унизительно для солдата-победителя? Намерено это сделано или автором движет простая человеческая глупость извращённого сознания? А может, это от того, что подобные мысли внушили солдатам политруки, которые, как утверждает автор, « Усталым бойцам на собраниях под нос гундосили»?...
Вот смотрите, идёт неприкрытая враждебная коннотация образа политрука Красной Армии, который кроме как гундосить под нос, то есть говорить плаксиво, ничего не мог все годы войны. А война только и была выиграна при помощи русского мата. Ну, хорошо, без мата на войне никуда. Но кто же, по мнению автора, этим матом поднимал дух бойца. Да никто, он сам поднимался….Во всяком случае, автор нам этого знания не дал, догадайтесь сами… Любой военный знает, что поднять в атаку матом может непосредственный командир подразделения или тот же политрук, который до этого нормальным человеческим языком объяснил солдату за что он должен умереть. Объяснил и рассказал, а не «прогундосил». На войне без мата невозможно. На войне человек живёт с матом, с матом и умирает. Но войны матом не выигрываются. Для поднятия духа бойца и был создан институт политруков.
Давайте вспомним одного из них, самого известного. Зачем далеко за примером ходить?
Василий Георгиевич Клочков, политрук, Герой Советского Союза, погиб 16 ноября 1941 года у того самого разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области. Этот его призыв: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» раньше знал каждый школьник Советского Союза. В суровые и тяжелые годы развала Великой Страны его слова некоторые псевдоисторики начали подвергать сомнению, наговорив тонны лжи, но, слава Богу, сохранились воспоминания очевидцев и они подтверждают, что сказав эти слова, он взял в руки связку гранат и ценой собственной жизни остановил вражеский танк.
Господин Митрофанов, и все кто ему писал восторженные отклики, это сделал политрук, который только и мог, что гундосить себе под нос?
Вот так поднимают в бой и уходят в бессмертие!
Или вспомните знаменитую фотографию «Комбат», на которой командир с пистолетом в руке поднимает солдат на бой. Сегодня известно, что на ней изображён младший политрук Алексей Гордеевич Ерёменко. Командир роты был ранен и Ерёменко поднял солдат в бой. Какие слова он кричал в этот момент, сегодня никто уже не вспомнит, но явно не гундосил что-то себе под нос. А бойцы пошли за ним и ворвались во вражеские окопы.
А дальше разберём метафору « От дней великого драпа…». И в эту строчку автор вкладывает отрицательную коннотацию. Эта фраза звучит не просто, как отступление, а именно - драп и не простой – а великий. А великий, это как? Такой, что пятки сверкали?
Давайте вспомним, как это было, если кто-то забыл.
Оборона брестской крепости – 32 дня, героических, тяжелейших 32 дня – это великий драп?
Героическая, кровавая, тяжелейшая оборона Киева почти 2, 5 месяца – это великий драп?
Оборона Одессы – 2 месяца, – это великий драп?
Оборона Севастополя, когда уже Крым сдали – 250 дней, - это великий драп?
Бои за Смоленск и ликвидация Ельницкого выступа – 2 месяца, - это великий драп?
«Ржевская мясорубка» - это великий драп? – это тяжелое поражение и трагедия, но драпом – это язык не поворачивается называть. Битва за Москву и сражение за Сталинград – это тоже великий драп?
Два года оборонительных, кровавых битв и отступлений - это драп?
Автор, даже в виде метафоры – это звучит оскорбительно по отношению, ко всем павшим, и по отношению к Вашему деду Фёдору, который рассказал Вам свою историю, но Вы нам её не сумели пересказать, таланта не хватило. Вы просто скатились до уничижительных эпитетов, а почему? Вы просто не знаете историю своей страны, не любите её и, если я правильно понял информацию с Вашей страницы, живёте не в России.
И лично мне, мягко говоря, очень странно читать сей опус в год 80-летней годовщины Великой Победы, да ещё и в рамках конкурса.
Кто-то может мне сказать, что это же поэзия. В ней допустимы всяческие гиперболы, метафоры образность…. В такой теме не допустимо, потому что – это всё становится ложью. А ложь не может быть поэзией.
В принципе о неоднозначных моментах войны, о её грязи написано достаточно много и даже спето. Можно вспомнить того же Галича, Высоцкого. Сегодня доступен Ион Деген. Но все их песни и стихи не звучат оскорблением солдатам той войны и стране, которая эту войну вынесла на своих плечах. Все эти песни и стихи написаны с горечью, но и с любовью, потому что люди их написавшие были настоящими поэтами и умели находить нужные слова.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.