Солдаты. Вера Бутко. Попытка литературной критики

Вячеслав Кислицын: литературный дневник

Солдаты


Вера Сергеевна Бутко


Когда все солдаты
Вернутся с далекой войны
И, сняв автоматы,
Заснут у кремлевской стены -
Вповалку, в обнимку,
Как спали в окопах порой,
Их женщины в стирку
Возьмут гимнастерки домой.


Когда все солдаты
Согреются Вечным огнем,
Проспав и парады,
И речь о геройстве своем,
Бродить им меж нами,
Искать сослуживцев живых,
Закрыв орденами
Отверстия ран пулевых.


Когда все солдаты -
Вся их миллионная рать -
Простят, что когда-то
Отправили их умирать,
Пусть небо услышит
Молитвы скорбящей страны,
И станет потише
Щемящее чувство вины.



© Copyright: Вера Сергеевна Бутко, 2021
Свидетельство о публикации №121021202201


Всё дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, и кажется, что все стихи о ней уже давно написаны. Но нас, знавших многих ветеранов «вживую», никак не оставляет эта тема и продолжает волновать, тем более, что «в каждой семье памятен свой герой».
И вот, случайно, я натыкнулся на стихотворение Веры Бутко «Солдаты». Прочитал и сначала не понял, а о чём здесь написано, о каких солдатах идёт речь? Но картинка, на которой изображён молодой капитан - лётчик, расставила всё на свои места. Хотя в третьей части стихотворения мне показалось, что автор пытается обобщить всех солдат, погибших во всех войнах в одно общее целое и показать сходство их судеб. Идея, на мой взгляд спорная в данной трактовке. Но, видимо, мне это показалось, и я буду исходить из той парадигмы, что это стихотворение написано о солдатах Великой Отечественной войны. Итак, что же меня насторожило и вызвало вопросы?
Я понимаю, что первая строфа – это скорее метафора, чем прямая часть речи и не должна восприниматься буквально, но не воспринимать буквально у меня не получилось.
И так: живые солдаты (или это все - живые и мёртвые?) приходят к кремлёвской стене, чтобы уснуть «вповалку, в обнимку»? Зачем? Зачем им эта кремлёвская стена, когда нужно ехать, бежать, идти, ползком ползти туда - домой к жене, к детям, к матерям, к родным? Но оказывается, что женщины этих солдат придут к стене сами, чтобы постирать своих солдат. Или забрать гимнастёрки своих солдат? Что-то с синтаксисом в этих строчках явно не то… Хорошо, пусть будут гимнастёрки. Но зачем забирать домой гимнастёрки, а самих солдат оставлять греться у вечного огня?
Согреться у вечного огня, на мой взгляд, очень спорная метафора, это же не костёр, а скорее символ. Или здесь речь идёт уже о душах погибших солдат? Если так, то эта метафора хоть как-то оправдывает некую, мне не понятную, мысль автора. А вот зачем им бродить меж нами и искать сослуживцев живых?
Между кем «нами»? Между мной и тем, кто ходит в данный момент рядом со мной, точно их не найти.
Про раны, закрытые орденами – это, несомненно, очень сильные строки!
Но вот заключительная третья часть стихотворения, и у меня возникает вопрос, а почему они должны считать себя обиженными, чтобы простить? В те военные годы страна оправляла солдат защищать Родину, а не на убой, и мне кажется, что подавляющее большинство считало это своей священной обязанностью. Например, мой дед был председателем колхоза и имел бронь от призыва, но сбежал на войну и навечно остался лежать в земле под Харьковом. За что ему прощать Родину? "Cолдат НЕ ОТПРАВЛЯЮТ НА ВОЙНУ УМИРАТЬ, они уходят в ад, чтобы ВЫЖИТЬ, ПОБЕДИТЬ и постраться вернуться!"
Конечно, на войне были и просчёты командования, и отступления, и окружения, и плен, и загрядотряды… Но если автор хочет сказать об этой неоднозначной стороне войны, пожалуйста - кто ж против? Но тогда нужно углублять тему.
И заключительные строки:


«Пусть небо услышит
Молитвы скорбящей страны,
И станет потише
Щемящее чувство вины.»


Да мы скорбим и будем скорбеть до своих последних дней, мы по-другому не можем – это уже в нашей крови. Но кто должен чувствовать, ставшее «тише» чувство вины, у кого оно должно стать «тише»?...
Страна – это мы, это я, и у меня только одно чувство ко всем солдатам и людям, прошедшим через эту войну – чувство безмерной благодарности и признательности за то, что я сегодня живу на этом свете!
А вина?.... Скорее – это щемящие чувство боли от утрат. Виновата только она одна – война проклятая.
Но если автор считает, что кто-то в этом виноват другой, тогда нужно полнее раскрывать тему. А так – очень поверхностное, и в целом очень глупое по содержанию, стихотворение.
А ведь Великая Отечественная война – для нас самое святое, что есть в нашей истории на сегодняшний день. А святое не должно выглядеть глупо. Каким бы хорошим не был автор, что-то должно сдерживать от подобных глупостей.







Другие статьи в литературном дневнике:

  • 15.02.2021. Солдаты. Вера Бутко. Попытка литературной критики