Александр Махнёв. Что такое графоман?Незадолго до своей смерти успешнейший американский писатель Сидни Шелдон, самый переводимый писатель в мире, тиражированный своими сочинениями в двухстах семидесяти пяти миллионах! экземплярах, на вопрос в одном из интервью «Почему вы решили стать писателем?» ответил: «А я и сейчас не уверен, что стал им». «Графомания - патологическая (ненормальная) страсть к сочинительству». (толковый словарь) «Графоман - это страстный, бескорыстный писатель, который лишен способности к самокритике, к сторонней оценке того, что он делает, и не обладает даром сравнения своего продукта с продуктами других. Такая небольшая интеллектуальная патология». (Михаил Веллер) «Графоман - это не тот, кто пишет плохо. Графоман - это тот, кто получает удовольствие от "самого процесса" письбы. Соответственно графоман пишет много. А поскольку среди графоманов процент литературно одаренных людей точно такой же, как и среди всех остальных, то большинство графоманов пишут много и плохо». ( Зафар Хашимов) Касательно «процесса письбы» - рискну пояснить. Полагаю, что автор определения имел в виду, что для литератора отдающего себе отчёт в том, что такое литература, процесс писания сложен и часто мучителен, а графоману это как… ну вы знаете. Он вообще часто удивляется и восхищается самим собой написанным. Милан Кундера в «Книге смеха и забвения» говорит, что графомания закономерно становится массовой эпидемией при наличии трех условий развития общества. Если придерживаться утверждения Кундеры, у нас, на постсоветском пространстве, довольно любопытное положение: на мой взгляд, графомания процветает в значительной степени благодаря положению вещей, сформулированному в пункте втором. Люди они всегда люди и хотят общаться, но многие не знают, как это сделать напрямую. А тут Интернет очень кстати – можно нести всё подряд и получить соответствующую публику. Соответствующую всегда можно получить. С другой стороны очень влияет мода, насаждаемая как водится американским кином. Там ведь каждый третий герой писатель, вот ОНИ, наверное, пишут в связи с высоким уровнем благосостояния, а мы уже им подражаем, возможно, и в связи со своим "совецким" менталитетом который включает в себя и привычку отдаваться бесполезной деятельности. Теперь от себя немного добавлю: 1. Человек начинающий свой литературный путь сразу романом, в девяти случаях из десяти так и останется графоманом. Писательское ремесло принципиально ничем от любого другого не отличается. Здесь тоже идут «от простого к сложному». Немедленное покушение «юного» литератора на «крупные» формы свидетельствует только о его некомпетентности в вопросах литературы. О его решительном непонимании всех сложностей дела, за которое он берётся. 2. Графоман не обладает чувством юмора. ОСТРОумие и графомания две вещи несовместные. Я, во всяком случае, остроумных графоманов не встречал. 3. Графоман искренне полагает, что его искренность окупит лит. недостатки. Он не понимает что литература это род искусства – подчинённый своим законам. И как хороший человек не профессия так же и искренний написатель – не литератор. Искренность не есть художественный приём, но только лишь личное качество. Похвальное, но для проникновения в область искусства недостаточное. 4.Графоман частенько полагает, что мысли его настолько грандиозны и глубоки, что бестолковый читатель просто их не догоняет. 5. Графоман часто одержим патологической грамотностью. Он полагает, что литература это нечто схематическое: освоил основные правила и дело пойдёт. 6. Я написал очень правдиво! – гордится графоман. 7. Любимая идея графоманствующих авторов: искусство есть способ самовыражения (а у меня оно такое, не нравиться - отвали). Очень опасное, на мой взгляд, заблуждение. Самовыражение свойственно всем людям (возможно даже всем живым существам вплоть может быть и до амёб). Это процесс непроизвольный, вроде мочеиспускания. Но не станем же мы последнее считать актом творчества? Хотя… слышал я, что некоторые апологеты подобного взгляда на искусство выставляются и не без успеха с произведениями типа: «туфелька, наполненная испражнениями». Ну что ж - каждому своё.
Сила воздействия художника на публику напрямую зависит от глубины и широты на которые художник взрыл, вздыбил, взлопатил и перепахал собственную душу. Чем объёмней этот виртуальный котлован, тем наполненней выплеск из него. Тем отчётливей воздействие, в нашем случае, на читателя. Простите за некоторый сумбур, но согласитесь - тема, которую я взялся трактовать, уж очень трудноклассифицируемая, сложноформулируемая. Так может попробуем как-то ограничить литературу и графоманию? И самим полезно будет и кто-то другой может спасибо скажет. Я пока не готов дать исчерпывающий ответ на вопрос вынесенный в заглавие, но попытаться это сделать как мне кажется надо. Для того чтобы удаляясь от графомании постараться приблизиться к литературе. С уважением ко всем, вне зависимости от литературных способностей p/s разумеется эта статья написана отнюдь не для поучения, но единственно с целью попытки разобраться в вопросе. В надежде на помощь коллег, для которых эта тема так же является животрепещущей. © Copyright: Кариатиды Сны, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|