РА

Динна Перо: литературный дневник


Прежде всего, разберемся - какой смысл вкладывается в понятие йецер а-ра.


Слово ра в переводе с иврита - «зло». Сущностно слово «зло» можно определить таким образом. Это - ощущение человека, что он «одинок», и Всевышнего нет. А если и есть, то - «где-то далеко, не рядом». И, как следствие - чувства и действия человека ориентированы на это ощущение.


Йецер - это некий духовный энергетический генератор, который непрерывно «подпитывает» ощущения человека, в данном случае - поддерживая в нем ра (отметим, что слово тов - «добро» - понятие противоположное ра; в сердце человека есть и йецер а-тов, подкачивающий духовную субстанцию тов).


Дурной поступок человека - следствие «работы» в нем йецер а-ра и неспособность (или нежелание) «на большую мощность включить» свой йецер а-тов - чтобы нейтрализовать ту или иную «подсказку», которую дает тебе йецер а-ра.




Автор текста Элиягу Эссас
http://www.kino-teatr.ru/guest/


1.
Даждь удачу мне, Анахита,
многомощная, всеблагая!
Сотвори, внимая молящему,
чтобы властвовал я надо всеми:
над любой земнородной тварью,
над рабами и господами,
над царями и племенами -
принесу тебе жертвы обильные!


Даждь удачу мне, Анахита,
многомощная и всеблагая!
Сотвори, внимая молящему,
чтобы конь мой скакал, объезжая
западни, кознодеем разрытые,
чтобы разум мой рвал тенета
ста ловушек, врагами замысленных -
принесу тебе жертвы обильные!


Даждь удачу мне, Анахита,
многомощная и всеблагая!
Сотвори, внимая молящему,
чтобы я сокрушал в сражениях
вражьи полчища неисчислимые,
разбивая свирепых воителей,
как дитя черепушки глиняные -
принесу тебе жертвы обильные!


Даждь удачу мне, Анахита,
многомощная и всеблагая!
Сотвори, внимая молящему,
чтобы я обрел это царство,
и скотом, и хлебом обильное,
где играют с фырканьем лошади,
где гремят по камням колесницы,
где красавицы пышноволосые
варят в медных котлах яства жирные,
насыщая утробы супружние,
наполняя припасами погребы,
ради сытости и удовольствия.


Чтоб моим это всё содеялось –
помоги, внимая молящему!
Принесу тебе жертвы обильные!
О владычица, о Анахита!
Многомощная и всеблагая!…


2.
Даждь надежду мне, Анахита,
многомощная, всеблагая!
Сотвори, внимая молящему,
чтоб узрел я ныне воочию
красоту аки меч разящую –
принесу тебе жертвы обильные!


Сто коней, сто быков, сто овец,
пятьдесят породных верблюдиц,
возлияний дарственных тысячу,
млеком, маслом и медом густым,
и вином золотисто играющим –
принесу тебе, Анахита!


Даждь надежду мне, Анахита,
многомощная, всеблагая!
Снизойди, внимая молящему,
в чистой девы светлом обличии,
чьи сосцы, смертной дланью не тронуты,
златотканным платком подпоясаны,
чьи персты, молочно-серебряные,
подбирают складки пурпуровые,
до лодыжек, обвитых лентами,
с плеч лилейных ее ниспадающие;
чье чело, звездами увенчанное,
ослепляет взоры смотрящего –
о явись ко мне, Анахита,
принесу тебе жертвы обильные!


Сотвори, внимая молящему,
чтобы сделаться мне господином
ее уст, в лобзаниях тающих,
ее персей, как луны сияющих,
ее дланей, как птицы летающих,
ее бедер, заслон отверзающих
моему плодоносному семени –
принесу тебе жертвы обильные!


Сто коней, сто быков, сто овец,
пятьдесят породных верблюдиц,
возлияний дарственных тысячу,
и вином, и медом, и маслом!
И дитя, от нее порожденное,
нареку твоим сладостным именем,
о владычица Анахита,
многомощная, всеблагая!…



Гимн Митре
Из книги «Михт-Яшт»


Митру, пастбищ широких владыку,
чтим мы жертвами, жертвами щедрыми.
Духом истины преисполненного, златоустого,
дальнозоркого, страны света слухом объявшего,
высочайшего, вечно бдящего,
коему всех земель правители молятся,
выходя на бой со врагами,
дабы он, всемогущий, нанес поражение
кровожадным рядам супостатов.


Кто солжет ему,
будь то дома глава,
будь то рода глава,
будь то племени, будь то царства –
Митра в гневе и ярости грянет,
и предаст своей праведной каре
будь то дом, будь то род,
будь то племя и будь то царство.


Кто солжет ему –
резвый конь того не спасет,
ибо конь под изменником взбесится,
сколько б он ни творил заклинаний,
он, враг Митры, солгавший ему.


И копье его не защитит,
ибо вспять полетит на предателя,
встречным ветром внезапно влекомое,
сколько б он ни творил заклинаний,
он, враг Митры, солгавший ему.


Митра рук его силу отнимет,
прыткость ног, прозорливость очей,
чуткость слуха, незыблемость духа –
сколько б он ни творил заклинаний,
он, враг Митры, солгавший ему.


Митру, пастбищ широких владыку,
чтим мы жертвами, жертвами щедрыми…
Духом истины преисполненного, златоустого,
дальнозоркого, страны света слухом объявшего,
высочайшего, вечно бдящего,
величайшего, вечновластного…


Это он разжигает битву,
это он среди битвы стоит,
это он, над битвой возвышенный,
разбивает сомкнутый строй
и крушит без пощады врага
ненавистного, кровожадного.


Это он обрекает смерти
тех людей, что солгали ему,
во все стороны падают головы
тех людей, что солгали ему,
повсеместно рушался кровы
тех людей, что солгали ему.


Митру светлого чтим мы, дальнозоркого,
страны света слухом объявшего,
недреманного, вечно бдящего,
от злодейских ков стерегомого
вепрем, созданным – Ахурамаздой.


Зверь сей грозный – с клыками из кремня,
о железных лапах и челюстях,
о костях, даже сталь раздирающих,
о безжалостном сердце под ребрами.
Он врага сокрушает, доколе
не преломит ему хребта, доколе
позвонки не смешает с костями,
с кровью – мозг,
с тленом – прах –
человека, солгавшего Митре…



Гимн Счастью
Из книги «Ард-Яшт»


О блажен, кто отмечен тобой,
счастье огненное, велелепное!
Благоденствием светел чертог,
испещренны каменьями стены,
и венец на челе у мужей,
благодати твоей приобщенных!


Ложа их с позлащенными ножками
пышно убраны шелком пурпуровым,
ароматы курятся в покоях
благодати твоей приобщенных.


Жены их, любимые нежно,
возлежат на подушках высоких,
пальцы в перстнях, пясти в браслетах,
об одном единственном молят:
"О приди, господин наш благой,
чтоб могли ты тобой усладиться" –
жены тех, кто отмечен тобой,
счастье огненное, велелепное.


Скакуны легконогие их
резво мчат в бою колесницу,
а на ней повелитель стоит,
увлекаем умелым возницей.
Он в деснице держит копье,
что разит беспромашно недругов,
ибо ты посылаешь победу
благодати твоей приобщенным,
счастье огненное, велелепное.



Другие статьи в литературном дневнике: