Лекарство от пошлости. ТМ ЛикбезВсе мы тут в той или иной степени поэты – люди, чувствующие (или не очень) поэзию слова, умеющие красиво (или не очень) рифмовать слова и в основном получающие удовольствие от своего сочинительства… Для кого-то (и таких немного) писание стихов – это работа, профессия, а для кого-то (и таких большинство) – это развлечение или увлечение, а иногда даже и страсть. Все мы хотим писать прекрасные стихи, стать читаемыми авторами, хотя не у всех и не всегда это получается. Что для этого нужно? Знание основ стихосложения? Оригинальность рифм и рифмовок? А может быть, просто созвучие тем стихотворений мыслям большинства? Коллектив (он же - толпа) всегда поддерживает то, что ей понятно и созвучно. В какой-то степени все три ответа правильные: все это важно для поддержания к вам интереса, как сочинителю. Но, на мой взгляд, по настоящему талантливые стихи получаются у тех авторов, которым есть что сказать: у них свое мнение, они умеют наблюдать и размышлять, а еще - сопоставлять личный опыт души с культурными традициями мировой культуры. То есть успех чаще всего приходит тогда, когда автор богат внутренним миром и хорошо образован, живет не только потребностями удовлетворения своих примитивных желаний, но и способен наблюдать мир и обобщать свои размышления – интересно и ярко. С культурой и образованием у нас в последнее время стало плоховато. Образование все больше становится утилитарным – в ВУЗах теперь учат не столько думать и чувствовать, сколько иметь навыки, с помощью которых можно заработать деньги. Современные литераторы, освобожденные от цензуры и какой-либо идеологии, пишут что хотят и как хотят – лишь бы их книги покупали. Читают меньше и в основном не талантливых, заставляющих думать писателей, а тех, кто публикует легкое и развлекательное чтиво - «семечки» для души: детективы, мелодрамы и юмор – все, написанное пошловатым разговорным языком запредельной вседозволенности, который ныне стал показателем остроумия и таланта автора. То же самое можно сказать и о фильмах. Часто ли вы видите современные российские фильмы в прокате или по телевизору (я не говорю о старых фильмах, которые тоже показывают куда реже, чем импортную дрянь, закупленную, видимо, по дешевке). На экране телевизора - в основном наспех отснятые сериалы, где преобладают все те же три темы: семейная бытовуха с изменами и предательствами, расследования убийств (такое ощущение, что жизнь россиянина полна эпизодов с убийствами, хотя это явно не так!) и пошлый юмор на тему «ниже пояса». Тут же - ежедневные и обязательные телевизионные ток-шоу, на которых всенародно полощут нижнее белье актеров и тех, кто готов вынести свой сор из избы ради сомнительной популярности и циничного приработка. И все это – в самое удобное для просмотра время – вечером, когда семья приходит с работы и собирается вместе. (Впрочем, и днем передачи не лучше!). Можно ли на таком «культурном» навязчивом влиянии извне воспитать в себе хороший вкус и облагородить душу, что необходимо пишущему человеку? Нет, конечно. Более того, вся эта пошлятина со временем перестает нас раздражать, к ней привыкаешь, начинаешь в нее втягиваться и, не получая другого, отличного, уже этого другого не хочешь. Как известно, вода всегда течет вниз, чтобы поднять ее вверх, нужны усилия. Так и интересы и потребности человека - они легко падают вниз и уже не хотят над собой усилий: канал «Культура» доступен для всех желающих, да чтобы смотреть его постоянно нас часто просто не хватает: «клубничка» Центральных каналов ТВ все больше и больше отравляет нам душу своей незатейливой и пустой развлекательностью и засасывает. Мы зомбируемся ею. Иногда мне кажется, что кому-то очень выгодно приучать народ к пошлости и серости. Есть ли лекарство от этой пошлости? Есть. Больше того, оно рядом с нами, нас никто не ограничивает в доступе к нему, вернее, ограничивает лукаво и изощренно. Вы думаете, что в России нет современного талантливого авторского кино? Талантливых и думающих современных русских писателей? Они есть!!! И их, может быть, сейчас даже больше, чем было в советские времена. Просто все они не на виду, за ними приходится гоняться, делать усилие, тогда как все остальное – на виду и под рукой – в самое удобное для просмотра время, оно всегда плавает сверху, как известный предмет в проруби. А российские умные фильмы талантливых режиссеров почему-то показывают нам глубокой ночью, когда мозг уже спит - он и должен спать, ибо с утра – на работу… Для меня одним из спасительных лекарств от пошлости оказался цикл телепередач Александра Гордона «Закрытый показ». Это - коллективный просмотр лучших российских художественных фильмов последних лет – не коммерческих, а авторских, тех, что не принесли дохода их создателям, вложивших в них не только свои деньги, но и душевные силы (Эти фильмы по определению не могут принести доход: они заставляют зрителей думать, а толпа платит рублем только за легкие или за кровавые развлечения – зрелища!). Как говорит Александр Гордон, автор и ведущий этого цикла, его передача «рассчитана на не широкую, но глубокую аудиторию». Фильмы показываются разные: часто спорные, неоднозначные, но все они затрагивают глубокие вопросы нашей жизни, помогают взглянуть на мир по новому. Эти фильмы крайне редко появляются на экране в удобное для просмотра время, не увидишь их и в широком кинопрокате. И это несмотря на большое количество призов, полученных фильмами на самых разных кинофестивалях. Не странно ли? После просмотра кинофильма в передаче «Закрытый показ с Гордоном» начинается его обсуждение, которое подчас бывает даже интереснее фильма: после него отдельные фрагменты фильма хочется пересмотреть еще раз, задуматься, оставить его идеи в себе, пережить заново. У моего лекарства от пошлости единственный недостаток: «Закрытый Показ» (Первый канал Центрального Телевидения, только по пятницам) начинается очень поздно – около 12 часов ночи по Москве и заканчивается глубокой ночью. Естественно, выдержать это в ясном сознании ума не всякому под силу. Поэтому я нашла для себя неплохое решение и хочу им поделиться с вами: все эти передачи можно посмотреть в видеозаписи по интернету в удобное для нас время и по одному фильму в день. Для этого достаточно просто знать весь список того, что у нас в стране есть и что стоит посмотреть, что уже записано в обсуждениях этого цикла передач. Привожу данный список ниже: СПИСОК ФИЛЬМОВ ИЗ ПЕРЕДАЧИ «ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ С ГОРДОНОМ» Изображая жертву 04.03.07 (список будет продолжен) Несколько советов. Все эти фильмы есть в видеозаписи в интернете, причем, в нескольких версиях разного качества. Можно, не торопясь, выбрать лучшую ссылку для просмотра в он-лайне. Если слабый звук – хорошо слушать фильм с компьютера через наушники. Для нахождения ссылки достаточно набрать в строке поисковика «(Название фильма) – смотреть в он –лайн» После просмотра обязательно еще раз наберите в поисковике «(Название фильма) – закрытый показ, обсуждение» и прослушайте дискуссию по фильму – это потрясающе интересно и открывает много нового в только что просмотренном вами фильме! Давайте все вместе противостоять наступающим на нас пошлости и бескультурью. Мы – жители России, страны с великим культурным прошлым. Не верьте тем, кто твердит нам о нашей бездарности и отсталости, это – неправда! А просмотр умных фильмов, участие в размышлениях о них и не только о них – это залог того, что и наши стихи на сайте со временем станут глубже и интереснее, обогатятся содержанием, новыми волнующими и яркими темами. Обогащение своей собственной души – это лучшая форма обучения начинающего литератора! Успехов вам, дорогие мои читатели «ТМ Ликбез»! © Copyright: Соловей Заочник, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|