Герусия

Ольга Панчишкина: литературный дневник

Ликург, легендарный спартанский законодатель, живший предположительно в 9 или 8 вв. до н.э.,когда кто-то предлагал ввести ему демократию в Спарте, отвечал:
- Сперва введи демократию у себя в доме для решения вопросов в семье между мужем и женой, родителями и детьми.
Важнейшим государственным органом по законам Ликурга была ГЕРУСИЯ— совет старейшин (по-гречески — геронтов). Герусия решала споры и давала указания даже царям.
ГЕРОНТЫ – древние старцы, прожившие от 60 и более 100 лет и являющиеся Старейшинами Рода.
Общее число членов герусии всегда составляло 30 человек, включая двух царей. В мирное время спартанские цари входили в герусию в качестве рядовых членов. Остальные 28 членов герусии выбирались народом пожизненно из числа старцев.
По закону Ликурга цари сохраняли свое старое значение только на войне. В походе они по-прежнему обладали властью над жизнью и смертью граждан.
Теперь сравните:
На РУСИ был особый вид управления - народоправство.
В период родового общинного строя (в докняжеский период) общественные вопросы всего селенья решали вечевые собрания: совет старейшин и скопь. Фактически и то и другое называется общим словом вече.
На копу (скопь) сходились лучшие мужи, которые имели право голоса в решении всех вопросов, а именно:
1. Мастера своего дела,
2. Содержащие собственную семью в благополучии,
3. Имеющие время на общие дела,
4. Дела которых не стоят отдельно от слов.
Остальные права голоса не имели. И мало того, присутствовать на вече, мог далеко не каждый.


Однако, в фильмах мы видим, при изображении народного вече: толпа людей собралась у возвышения, стоит вопрос выбора кандидатуры, все кричат, и коих людей больше кричащих - того и избирают. Сама схема управления отсутствует.


Парадокс, но то, что показано в фильмах – это разновидность демократии (по-гречески «демос» народ, «кратия» - управлять. Отсюда «демократия» - власть народа), не имеет ничего общего с народоправием Руси.
Но данная установка растиражирована фильмами вовсю - от эпизодов с вече в Новгороде, Киеве, так и при показе других исторических событий, например, выбор атамана в запорожском казачестве.
Исторические летописи читают лишь особо любознательные, поэтому благодаря фильмам в современном обществе был закреплен данный образ вече - демократия.
Также частично поддержке данного образа способствуют многие современные ученые.



Другие статьи в литературном дневнике: