Ледокол культового альбома Д. Тухманова и День Поб
Если рассматривать текст песни "День Победы", то можно в ее восприятии найти смыслы, которые в коллективном бессознательном заезжены санками эмоции, связанных с большим событием и сильным чувством (патриотизмом). Если же прочитать слова мимо ситуации, связанной с этим обременением, то можно найти что-то новое или свое, что никогда не проявится в хоровом исполнении и даже сольном, но в хоровом же восприятии. Текст песни был написан не в тиши внутренней рефлексии на тему войны, а для конкурса, который был объявлен в честь 30-летия Победы. Я тогда училась в 4 классе. Свое восприятие этой темы в том возрасте не помню, оно появится года через четыре, но общую атмосферу времени помню хорошо. Итак, тексту было суждено изначально стать песней, это очень важно, поскольку стихи и песни все-таки отличаются, голые строфы без одежды музыки более беззащитны и менее навязчивы. Песни же, особенно знаковые и полюбившиеся, за привязанность к себе берут мзду зависимостью от этой симпатии и на этой волне входят в жизнь человека, к кому как: в окно, в дверь, а кому-то и внутрь. Корпоративные конкурсы известны своими айсбергами сложных творческих отношений, кто читал дневники Ю.Набокова, прекрасно помнит, что слово "террариум" для таких коммуникаций самое подходящее слово. Не всегда, но очень часто. В мотиве состязательности почти всегда кроется наркотик эгоизма, который действуя в колее "назло", обычно дает на выходе самый лучший результат. Вещи из любви и тепла обычно рождаются менее жизнеспособными и более приземленными, лишенными эмоции дихотомии и противостояния. Даже если бы у песни, ее текста были те же слова и музыка, а написана она была не на конкурс, а в тиши рабочего кабинета и от души, она вряд ли получила бы такой продолжительный сюжет жизни. А так, заряженная энергетикой максвелловского демона противостояния, слова, в общем-то, любой НЛПист и психолог скажет, собранные на очень сильных эмоциональных якорях: войны, тема ожидания, материнства, сыновьих чувств, смерти, хэппи енда, — слова, попавшие на самолет мелодии, перевели текст из статуса песни в ранг бренда или традиции, символики, обряда, шлягера, даже. После появления такой песни, стало ясно, что больше ничего нового о войне, сильнее это, уже не написать. И это сделало ее той вершиной, которая покоряется ежегодно, но не имеет ни одного достойного "соперника", повторившего ее успех. В тексте такое количество рефренов, что она цепляется в сознание уже на одной этой теме повторов, навязчивых и необратимых. Если еще считать "Припев" таким вот большим уровня катрена рефреном, то прием римейка в тексте подсознательно вбивает ее в копилку памяти на физическом уровне. Такие строки как Текст песни написан поэтом Владимиром Харитоновым. Для меня это имя мало о чем говорит. А вот композитор, к которому он обратился, через год совершит прорыв в русской (советской) музыкальной нише, выпустив диск, который на десятилетия станет чем-то из ряда вон выходящим в отечественном музыкальном партийно-комсомольском эстрадном творчестве. Речь идет о диске Д.Тухманова "По волне моей памяти". Показалось, что именно поражение "Дня Победы", и некое желание реванша и сатисфакции Тухманова позволили автору музыки пройти все цензурные дебри и выпустить диск на стихи, которые являются сокровищницей мировой классики. И если быть честным с собой, то успех "Дня Победы", это тень того фурора, который вызвал революционный альбом с музыкой Тухманова и стихами М.Волошина, Сапфо, Л.Гинзбурга, Ш.Бодлера, П.Б.Шелли, Н.Гильена, П.Верлена, В.Гете, А.Ахматовой, А.Мицкевича. Литературный материал подбирала супруга композитора Татьяна Сашко. Сама супруга — тоже поэтесса. Идея альбома принадлежала, по словам Тухманова, тоже ей. Успех у альбома был длинный, феноменальный, аудитория — глобальная. И конечно, если считать музыку внутренним шифром человека, ее написавшего, то такой успех как ледокол расчистил дорогу для вполне посредственного по содержанию текста "Дня Победы". И никуда эту нетленку с пьедестала уже не сдвинешь, ее таранит вся мировая поэзия, на щите Татьяны Сашко. Ее вкус в подборе материала есть настоящий повод для восхищения, не умаляя значения тех авторов, которых она предложила для упаковки в музыку. И еще, так уж сложилось, что первым исполнителем "Дня Победы" тоже была жена композитора и будущий продюсер и составитель тухмановского диска Татьяна Сашко. Думаю, человек немного сведущий в таком явлении как эфир, коллективное бессознательное, репрезентативные якоря и роль звука в жизни человека, как кода души, поймут, что эти две вещи "День Победы" и "По волне моей памяти" явления взаимозависимые и очень взаимосвязанные. Первое стало телом, второе - душой творческого симбиоза Тухманова, Сашко и немного В.Харитонова, автора "тающего в костре уголька". Да, о конкурсе..Песня проиграла в нем по всем параметрам. Особенно по музыкальному, ее второе рождение спровоцировал великий Лев. Лещенко, конечно. Первое исполнение состоялось в Алма-Ате, ну а потом, пришли Бодлер и Гете, из мирового закулисья. И то, что она была изгоем соревнования на лучший прожектор темы войны, тоже сыграло ей на руку. Негатив, он на земле всегда сильнее света, и не потому, что его больше, а потому, что он меньше лжет. Поэтому и враг не может предать, а только близкий и любимый человек...
© Copyright: Кшесинская Деметра, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|