Рождается новая книгаОна будет называться "Шило. Новые сезоны Воланда в России". Некоторые стихи из этой книги уже опубликованы на данном сайте, но поэтическая сатира настолько сейчас необходима, что я решила "дозреть" до книги. Она будет небольшой, но остренькой - в общем, шило! Вступительную статью (в рабочем варианте) я уже готова представить здесь. ОТ АВТОРА «От улыбки станет всем светлей!..» — так мы пели совсем недавно, в детстве, и, когда стали взрослыми, продолжали любить и напевать эту замечательную песенку весёлого композитора Владимира Шаинского. Но куда-то пропали наши удивительные песни, трогающие душу. На смену им пришли чужеродные рэп, хип-хоп, и как будто кто-то без конца барабанит по голове, чтобы человек поменьше думал, а просто дергался бы, как на ниточках, и ловил свой «к а й ф!». Потому что так проще! Заботиться ни о чём не надо: расслабился и получил удовольствие. Но в этом удовольствии нет улыбки — в нём тупое отключение от реальности. А улыбка нам нужна, чтобы жизнь была насыщена настоящими, живыми красками. И конечно, мы должны видеть и понимать, какая вокруг нас действительность, что она несёт нашему уму и сердцу? А действительность такова, что очень напоминает картины и ситуации, описанные в знаменитом романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Не буквально, конечно, а по сути, по общественной атмосфере, по поведению людей, по системе ценностей. И если хорошо присмотреться, то увидишь в нашей жизни и разные лики Воланда, и демонического кота Бегемота, и разбойничий облик Азазелло, и пройдоху Коровина. Оказывается, они никуда не делись! Вспомним сеанс чёрной магии в театре Варьете — чем вам не современный шоу-бизнес!? Всё повторяется! Как будто человек не может выйти из какого-то замкнутого круга. Не случайно Михаил Булгаков писал и переписывал свой роман всю жизнь, но так и не закончил. Он постигал природу людей, и мессир Воланд (тот же Мефистофель) явился на землю, чтобы понаблюдать за людьми. Надо сказать, Булгаковский дьявол намного гуманнее, чем некоторые представители современного поколения. Он благороден! А где сейчас благородство? Это человеческое качество как-то «не в моде». Что происходит с людьми? Мастер в романе Булгакова идет до конца в поиске истины, незаурядная Маргарита остается верной в любви. Но для кого-то - для огромного окружения! - этот человеческий уровень недосягаем! Почему люди становятся мелкими, ничтожными, корыстными, лживыми, а то и вовсе превращаются в скотоподобных сущностей, лукавых, двуличных, подлых — настоящих бесов, которых можно было видеть на балу у Воланда? Что делать с этой темной "недочеловеческой" природой? В романе в гуще этой темени появляются "гости". А у нас разве их нет? И если Михаил Булгаков не закончил своё произведение, значит, работа продолжается… Она продолжается, потому что мы оказались в причудливой реальности — ну, просто по Булгакову! Одной ногой мы провалились в прошлое — в капитализм, из которого наши предшественники выбирались страшной ценой — ценой революции, гражданской войны, голода, ненависти. Но мы снова туда вернулись, потому что исторических уроков оказалось мало (вот уж поистине удивительна человеческая природа — нам только "грабли" подавай!) А другую ногу пока некуда поставить, потому что она должна была шагнуть в светлое будущее, но для этой замечательной новой жизни нет, увы, никакого реального основания. Вот в такой нелепой зависшей конфигурации и пребывает наше общество, которое как-то распласталось во времени: ни туда и ни сюда! И хоть нет с нами Михаила Булгакова, мы-то продолжаем жить во всей этой фантасмагории. И в прошлое мы вернулись потому, что всё ещё живет в нас эта бесовщина, которую и Гоголь, и Достоевский высвечивали своим писательским талантом, чтобы мы видели и задумывались, что несем в себе по жизни. А с бесовщиной какое может быть светлое будущее? Что там шайка Воланда — просто шаловливые «милые рожи» по сравнению с современными заправилами, которые ради денег и власти готовы на всё! А сколько суетливых и мелочных дельцов! Видно, мы всё еще мало понимаем, ради чего стоит жить. Поскольку наша жизнь весьма противоречива, конфликтна и зачастую абсурдна, всегда можно найти в ней нечто несуразное, курьезное, уродливое — в общем, повод для критического осмысления. А критическое мировосприятие рождает, если не роман, то… поэтическую сатиру! Она помогает нам стать свободнее в ситуации, которая вызывает напряжение и тревогу — тревогу за людей: как бы мы не «расчеловечились» в нынешней погоне за богатой красивой жизнью. А если мы научимся быть свободными, значит, и шаг сделаем — не такой, как Понтий Пилат — а по-совести, настоящий, человеческий! © Copyright: Галина Шаптала, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|