Графомания - явление психического порядка, когда человек, не обладающий литературным чутьём, талантом, подлинным чувством, этикой и необходимым культурным уровнем - пишет якобы литературные произведения. Мало того, не умея оценить свои "произведения", обижается на критику, считая себя писателем, или поэтом. Здесь я буду рассматривать стихотворные произведения. Естественно, грань между нормой и сумашествием - призрачна. Абсолютно точного определения не существует в природе. Одному будет казаться так, другому - иначе. Моя попытка классификации признаков графомана далека от идеала. Тут, "Чем богата, тем и рада".
Чем же отличается графоманское произведение от подлинного стиха?
Графомания - это имитация, подражание поэзии. Поэтому произведение неприятно поражает своей пустотой, серостью, убогостью приёмов и скукой. Как правило, большого объёма и "водянистое" по содержанию. Очень часто напоминает зарифмованную газетную статью, письмо или рассказ, не содержащие поэтических литературных приёмов. Читать такое произведение тяжело и не интересно потому, что оно ничего не даёт читателю, оно только забирает его время.
Рассмотрим подробнее.
Чаще всего графоман начинает писать под воздействием прочитанных им стихов настоящего поэта, поэтому эпигонство и часто просто плагиат - явление распространённое среди графоманов. Греха они в этом не видят. Воруется чаще всего архитектоника стиха: ритмы, размеры рифмосочетания, но это, само по себе, грех не большой и допускаемый, особенно в шуточных стихах, или если форма наполнена авторскими идеями, находками, чувствами. При великом множестве различных стилей очень трудно найти свои яркие, узнаваемые особенности. Но графоманов привлекает именно яркие, очень характерные чужие стили. Кроме этого, воруются идеи произведения и получаются перепевы с хорошего на посредственный лад одного и того же. Часто "берутся" слова, строки, художественные образы. Поскольку графоман, как правило, мало читает, то и обворовываются поэты школьной программы: Пушкин, Лермонтов, Есенин. Хотя не исключено имитирование и других поэтов.
Основные темы графомана.
1. "Нанайская песня" - что вижу, то пою. Обычно о природе, или воспоминания.
2. "Наставления человечеству" - обычно уровня ниже среднего образования.
3. "Плач" - по чему-то утерянному, или по кому-то утерянному.
4. "Любовные" - обычно, как варианты плача, или стиха в альбом.
5. "Посвящение" - обязательно великому человеку /чаще Пушкину/, вообще страсть к великим именам, великим событиям. "Дежурный стих".
6. "Политические" - ниспровергательные или кликушество.
Полутемой может служить, так называемая "Душевная" тема, когда автор копается в себе, Но это, как вариант "Плача", или "Наставления человечеству".
Хочу сказать, что подобные темы могут быть у любого автора, но: пейзажная зарисовка у поэта не превратится в "нанайскую песню", поскольку поэт наполнит её своим видением мира, душой, настроением, глубоким философским смыслом или нежной красотой. То есть, отдаст частичку себя читателям. И это по любой теме. "Наставления человечеству" будут глубоко философскими стихами, "плач" - глубоким психологическим произведением, и так далее. Поэты могут придумать ещё сотни тем, графоманы обычно других тем не имеют.
Основные, чаще других встречающиеся, отличительные огрехи.
1. Вольное "гуляние" размера и метра. Так как не знают, что это такое, а чутья не имеют.
2. Пренебрежение к рифме. Преобладание глагольных рифм. /Хотя глагольная рифма может быть и у поэтов если смысл того требует, главное, что бы она была чёткой/
3. Слова - паразиты: УЖ, Ж, ИЛЬ, ВСЁ Ж, ВОТ, ВДРУГ, БЫ, Б, ТАК и другие.
4. Смешные слова и сочетания в серьёзных или проникновенных стихах, превращающие стихи в пародию на самих себя. /без зигзаг, без каприз, оборвать корешок, качать испарину земли, брать природу в руки, задрав тормашки и т.п./
5. Слова отвратительные, грязные, мат не к месту и без остроумия. /кишки, слизь, блевать и тому подобное/.
6. Засилие художественных штампов. /алмазы, бирюза, изумрудная и так далее/. Старинный слог не к месту. Анахронизмы: очи, ланиты, перси, вотще и тому подобное. /написанные неоправданно содержанием темы стиха, а лишь подражая стилю поэтов эпохи Пушкина и Державина/.
7. Чрезвычайно низкий интеллект, скудное образование и узенький кругозор, глупость, НЕЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА или идеи стихотворного произведения.
8. Душевная пустота, неумение высказать чувства и отсутствие интереса к чувствам других.
9. Собственное самоуничижение: "Я знаю, что поэтом мне не быть"... , "Если б стал я вдруг поэтом", сочетающееся с пренебрежением к мнениям читающих его людей и их замечаниям.
10. Отсутствие себя в стихах и своего стиля,своего отношения.
11. Отсутствие собственных художественных образов, идей, сюжетов, переживаний, раздумий.
12. ВременнЫе искажения в стихе. Делает сейчас, делал когда-то, или будет делать. В разных строках встречаются действия разного времени./автор забывает в каком времени действует его герой или процесс/.
13 Черезвычайно большой объём произведения при скудном содержании. Излишние подробности и малозначимые действия, что превращает стих в нанайскую песню.
И наверно самое основное отличие - качество произведений существенно не меняется с возрастом и стажем писательской деятельности.
Поскольку "мук творчества" графоман не испытывает и над произведением не работает /не шлифует, не подбирает слова, не выдумывает ничего своего/, то, как правило, очень продуктивен. Пишет тоннами и преподносит всё это, как гениальные произведения. Критики не понимает, и не признаёт.
Важно сказать, что начинающие поэты, в процессе становления мастерства, проходят через период, где все вышеописанные погрешности встречаются. Благополучно развиваются дальше, совершенствуя стиль, вкус, образность и красоту своих произведений. Отдельные признаки и погрешности могут встретиться и у зрелого поэта /иногда очень трудно избежать ошибок/, но только графоман собирает их все и не выходит из этого периода всю свою творческую жизнь, поскольку не имеет истинного таланта и не может отличить хорошее произведение от плохого и понятие не имеет, что же такое есть поэзия.
Статья эта - учебная, написана она для начинающих поэтов ЛИТО в качестве ориентира.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.