И устарела старина, И старым бредит новизна...

Владимир Лях: литературный дневник

"На фоне Пушкина снимается семейство..." Б. Окуджава


6 июня по мир отметил 220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. По словам Белинского, «Пушкин был выражением современного ему мира, представителем современного ему человечества; но мира русского, но человечества русского». Поэт Аполлон Григорьев был более краток и афористичен, провозгласив, популярную максиму «Пушкин – наше всё». И неважно, что у каждого человека – свой Пушкин: кому-то более интересны сказки поэта, кто-то наслаждается его проникновенной лирикой или хрустальной прозрачностью пушкинской прозы. Личность А.С. Пушкина, его литературное наследие интересны и актуальны дляновых и новых поколений. Неузнаваемо изменилась Москва за два слишним века, а мы всё так же говорим о ней словами из «Евгения Онегина»: «Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось!»
У каждого человека, воспитанного в русской культуре, с Пушкиным связано очень многое. Среди первых литературных впечатлений обязательно присутствуют волшебные сказки поэта. А ещё – школьные уроки, утренники, постановки. Я, например, до сихпор помню себя в роли Балды – в парике из пакли, в красной рубахе ниже пояса, перехваченной куском верёвки, и с нарисованными хитроватыми веснушками. В роли попа дебютировал тогда мой друг Жека Смелов. А позже мы, соревнуясь с параллельным классом, на площадке в школьном палисаднике инсценировали описание Лукоморья из поэмы «Руслан и Людмила». Потом этой идеей я поделился со своей институтской группой, и на пионерской практике эта весёлая «пьеса» очаровала взыскательное жюри.
А ещё, не могу не вспомнить замечательного учителя литературы, недолго работавшую вместо штатной учительницы в Нижнепоповской школе, Александру Фёдоровну Токареву. Мне, тогда директору этой школы, пришлось приложить немало усилий, чтобы найти хорошего специалиста, отринув несколько кандидатур. К тому времени Токарева, работавшая до этого в городских школах № 3 и № 6, как раз была свободна. «Что за комиссия, создатель» ездить из города в Нижнюю Поповку в то время, но она ездила, потому что обожала свою работу! А ещё Александра Фёдоровна очень любила Пушкина и глубоко его понимала.
Не знаю, помнят ли ученики тех лет, но мне запомнились на всю жизнь школьные линейки 27, 28 и 29 января 1990 года, накоторых А.Ф. Токарева с искренним трагизмом говорила о дуэли и тяжёлом ранении Пушкина, потом о событиях в доме № 12 на набережной Мойки. Это был не просто, как теперь говорят, эффект присутствия. Это напоминало происходившее два века назад, когда Василий Андреевич Жуковский выходил к людям, стоящим в тревоге на морозе, и сообщал о состоянии Александра Сергеевича. Позднее В. А. Жуковский регулярно вывешивал бюллетени о ходе болезни дляожидающих на улице граждан. Впервые в России тысячи людей пришли к дому умирающего Поэта! В считанные часы живой Пушкин обрел Бессмертие!
В конце недолгой работы в Нижнепоповской школе Александра Фёдоровна провела удивительный по настроению праздник в честь Дня славянской письменности и культуры, и он тоже запомнился. А ещё, она предложила подарить ветеранам войны вышитые своими руками кисеты, которые в годы войны были очень популярны на фронте. Токарева сама пошила заготовки, а дети вышили на них надписи. Прошедшие войну были очень тронуты. Один из таких кисетов у меня случайно сохранился, и теперь напоминает о давно прошедшем времени и о прекрасном учителе, рядом с которым мне посчастливилось работать – Александре Фёдоровне Токаревой.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.07.2019. И устарела старина, И старым бредит новизна...