***

Владимир Мялин: литературный дневник

Не так давно наткнулся на статью в интернете, где разбираются мои "Охотники на снегу" (Зима. Как крестик мельницы далёкой...) наряду с одноимёнными стихами Кенжеева и Гандлевского; их произведения, конечно, хвалят, а мои ругают, даже не ругают, а как-то не усматривают в них ничего такого, за что можно похвалить...
Не усматривает молодой критик гимназического возраста; говорит она складно, выстраивает логично, не замечает талантливо. В этом моём ст-нии, по мысли школьницы-критика... Да что говорить, вот часть статьи, посвящённая мне.


В.Мялин «Брейгель. Охотники на снегу»


Разделенное самим автором на две строфы стихотворение начинается с
номинативного предложения «Зима». Подобное начало нельзя считать
оригинальным, так начинались стихи ряда поэтов XIX-XX веков (от
Пушкина до Бродского). Что за птицы изображены на картине Брейгеля,
искусствоведы спорят до сих пор, судя по сравнению с крестиком мельницы,
это птица, изображенная в центре, вверху. Перед нами взгляд стороннего
зрителя, наблюдателя. Он же рассуждает о жизни и смерти, сравнивая их с
двумя взмахами колонковой кисти художника. Отношение лирического героя
к фигуркам на льду мы можем понять по тому, как он их характеризует.
"Мелюзга" - "люди, незначительные по общественному или служебному
положению или личным качествам" (Словарь Ефремовой), «маленькие
люди». Его фокус зрения на них не сконцентрирован. Именно поэтому,
отчасти, люди сравниваются с зернами крупы - чечевицы. Они настолько
маленькие, что напоминают лирическому герою крупу. Для художника эпохи
Возрождения каждая точка на картине была личностью, обладала
характером, жила, а вся толпа на картине как будто была одухотворенной.
Сравнение с рассыпавшейся чечевицей символизирует хаотичность мира,
его бренность: "Что жизнь и смерть - два взмаха колонка? Но в картине
Брейгеля уравновешены хаос и космос, "зеленый лед" и "холм" со снегом и
деревьями, охотники и люди внизу, птицы, горы, готический шпиль. Этой
гармонии нет в стихотворении В.Мялина. Его лирический герой не находится
в пространстве картины. Скорее, исследует ее, но только в пределах своего
собственного современного мира.
Перед ним холм, снег, три охотника, рогатые деревья и гнутые борзые,
если уж совсем буквально. И что интересно, если мы будем сопоставлять с
картиной, то обнаружим, что все это расположено на переднем плане.
Лирический герой концентрируется и "наводит резкость" на крупные
предметы, которые расположены в картине на переднем плане, он «смотрит
перед собой" и не разглядывает маленькие детали, которые важны в картине.
Интересно также и то, как лирический герой описывает значимые для
него в картине детали: "Где три охотника и дерева - рогаты, борзые
гнутые..."Для лирического героя в этом стихотворении важно, что они просто
существуют в пространстве картины, подчеркивается странная искаженность
видения (впечатление, что рогаты и дерева, и охотники). Что они делают, его
совершенно не интересует. И при этом, по сравнению со стихами
Гандлевского и Кенжеева, почему-то поэту важно число охотников.
Во второй строфе «скупой» зиме, скучной, обыденной жизни делается
попытка противопоставления приближающегося праздника (сочельник перед
Рождеством) в Фламандии. В одну строку соединяется то, что можно
противопоставить «скупой зиме», уподобленной с негативным оттенком
трезвому человеку: объединенные союзом «но» канун праздника, холм и
снег, а также три охотника, рогатые дерева и гнутые собаки. Но
противопоставление в тексте Мялина оказывается слабым, картина
рассыпается. Перечисленное в стихотворении не может пересилить
ощущение бренности и непрочности мира, созданное в первой строфе
(неслучайно пространство было «пористым»). Увеличивающееся от строки к
строке количество многоточий усиливает ощущение рассыпающегося мира.
Поставленные в один ряд «канун сочельника, заботы, выходной» в последней
строке, также завершающейся многоточием, не передают чувства единения
человека и мира, охватывающих зрителей картины Брейгеля.


Адрес: http://www.pproject.ru/upload/files/Sbornik_oct2014.pdf


* * *


В ответ на мыльную статью,
В угоду глупости невинной
Решил я написать свою
О трёх охотниках картину.


Крестьяне борова палят;
Чихает снег, мучнист и порист.
И шпиль альпийского кремля
Подпёр Гандлевского, как совесть.


Бахыта вывели на лёд
Его коньки – и заскользили...
И о Брабанте тот поёт,
Покуда Питер спит в могиле.


Мужицкий Питер-чародей
Вдруг мимо пролетит сорокой.
И горе критик без затей
Зевнёт, задумавшись глубоко...


Он к этим двум меня «примкнул» -
К сему Бахыту и к поэту...
И «трёх охотников» кольнул,
Про то кропая и про это.


11 апр. 16





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.07.2016. ***
  • 22.07.2016. ***
  • 19.07.2016. ***
  • 15.07.2016. ***
  • 06.07.2016. ***
  • 05.07.2016. ***