Неизвестный автор. О стихотворении Б. Ахмадулиной

Ирина Завадская-Валла: литературный дневник

Попробую сам поразмышлять над стихотворением Беллы "По улице моей который год...", о котором спрашивал здесь .


По этому стихотворению у меня было несколько вопросов:
1) как связаны "девочки Дега" с первой половиной строфы, где они упоминаются?
2) почему слова о страсти к предательству обращены не к конкретному человеку или определённой группе - а ко всем друзьям?
3) почему лир.героиня говорит, что став мудрой она позабудет не только мёртвых друзей, но и живых - и это при том, что в стихотворении ранее обращается как раз к своим друзьям - то есть практически прямо говорит своим друзьям, что она их позабудет?
4) ну и, наконец, что означает финальный пассаж - когда друзей прекрасные черты появятся и растворятся снова? Напомню, что немногим ранее этим же друзьям прямо сказано, что они будут забыты - а ещё ранее они же обвиняются в таинственной страсти к предательству.
Что это - нестыковки? Замысел автора? Игры подсознания?
Раньше - на слух - этих моментов я просто не замечал.


Попробую разобраться. Но это будет лишь попытка прочтения, не претендующая на истину, и не охватывающая всех сторон этого замечательного стихотворения.


При внимательном рассмотрении только "девочки Дега" являются конкретным объектом, всё остальное стихотворение - в области чувств, нежели предметов. Попробую воспользоваться оными девочками как ключом.


Что такое эти "девочки Дега"? Эдгар Дега (1834-1917) - французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Его кисти принадлежат несколько картин , изображающих балерин Оперы в танцевальных классах, репетиции которых он посещал. Общеизвестный символ балерин Дега - лёгкость, хрупкость, воздушность, изящество. Балерины кажутся лёгкими, словно пёрышки - но за этой кажущейся постороннему лёгкостью и беззаботностью - тяжелейший, изнурительный труд, долгие часы тренировок, железная выверенность каждого движения.



Представим, что автор сравнивает себя с балериной: за лёгкостью и мелодичностью её стихов - тяжелейшая и упорная работа над собой. Непрерывное и жёсткое духовное самосовершенствование. И только непричастному читателю - как поверхностному зрителю - кажется, что всё лёгко и беззаботно - но всё оплачено тяжелейшим трудом. И - посмотрим первую часть строфы с упоминанием "девочек": "запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья" - что это может значить? Большинство людей не совершенствуются духовно, им совершенно чуждо самоистязание и кропотливый духовный труд - да это им и не нужно вовсе - и вот: "запущены моих друзей дела"... На каком-то этапе жизнь взяла своё - и существование наполнилось повседневной рутиной и обычными житейскими радостями - без музыки, без пенья. Правда, акцент фразы "и лишь, как прежде, девочки Дега / голубенькие оправляют перья" таков, что чудится лёгкая и грустная усмешка (но лёгкость её не отвергает также и горечи). Возможно, здесь и намёк, понятный некому кругу знакомых: балерины на репродукции картины ещё готовятся к очередной репетиции - а хозяева дома уже живут, позабыв былые мечты.


Вспомним и "Дай стать на цыпочки в твоем лесу, / на том конце замедленного жеста / найти листву, и поднести к лицу, / и ощутить сиротство, как блаженство.". Этот жест - на цыпочках, вытянуто в струну, с ладонями у лица, с задержкой дыхания и удержанием позы, - яркий балетный жест, который может символизировать отдачу души вверх - дыхание бьётся о ладони - и лёгким паром поднимается. У меня возникает явное виде'ние осеннего леса.


А циркуль? Железный и сверкающий циркуль, замыкающий круг? Тоже балетное движение - па - кажущееся лёгким, но какого напряжения духовных и физических сил оно требует!


Но эти образы - не подавляют собой стихотворение - они усиливают его, создают дополнительное напряжение.


Так что же друзья? Вернёмся к друзьям. Почему их черты прекрасны, но их очи туманит таинственная страсть к предательству?
Скажу сразу - однозначного ответа у меня нет. Потому что предательство и страсть более характерны для любовных отношений, чем для дружеских или творческих - тем более с затуманиванием очей. Но любовной темы в стихотворении нет - либо она дала начальный импульс и незримо присутствует, но не выходит на поверхность.



Вернёмся у духовной работе над собой и пути творца. Возможно, лир.героиня понимает, что выбор сделан - и она стала на очень трудную дорогу. Дорогу, по которой с ней и за ней не пойдёт никто - дорогу, на которой её ожидает постоянное Одиночество. Духовное предательство - заключающееся в выборе обычной жизни - вот что может иметься в виду. Оно не воспринимается как предательство другого рода - и друг не становится врагом или не выбрасывается из жизни - но ощущение потери есть - и это ощущение весьма острое. Это ощущение боли бьётся в стихе пульсом, но сдерживается волей.
Духовная пропасть увеличивается - не смотря на желание сохранить былые связи - и боль усиливается. Друзей уход - а точнее, возможно, отход происходит медлительно - но он неотвратим: все они остаются там - в прошлой жизни. А в этой, наполненной непрестанным трудом - может быть, и борьбой - остаётся только память, и эта память болезненна. Ощущение одиночества и непонимания усиливается к ночи - и заставляет глядеть в темноту снаружи с подступающим из глубин страхом. А друзья продолжают уходить туда - в обычную, в кажущуюся такой простой жизнь - куда дороги нет и нет возврата.


И есть только надежда, что всё ненапрасно - и со временем боль утраты - не друзья, нет! - именно боль утраты забудется - а когда-нибудь, умудрённая опытом, она вспомнит друзей (появятся черты, не сами друзья) - и порадуется им, и простит им их невольное предательство - и тогда эта боль растворится навсегда.


P.S. И это стихотворение - совершенный поэтический балет, выверенный и отточенный, без единого лишнего слова, без маловажных акцентов, без туманных и надуманных образов. На пределе душевного напряжения, на натянутой до предела струне. А описанное мной - только одно из возможных прочтений, только один срез.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.03.2021. Неизвестный автор. О стихотворении Б. Ахмадулиной