Британская корона, этот неиссякаемый источник административного гения, в очередной раз решила проявить свою цивилизаторскую миссию в Индии самым прямолинейным образом. Проблема была проста и змеино-опасна: слишком много кобр. Решение родилось в кабинетах, выстуженных кондиционированным воздухом чистой рациональности, — надо monetize the issue. Превратить проблему в товар. Установить премию за каждую змеиную голову. Экономический стимул, неоспоримый двигатель прогресса!
И понеслось. Туземное население, до того лениво созерцательное, вдруг проявило невиданную предприимчивость. Джунгли огласились победными криками охотников за головами. Кобр истребляли с таким пылом, что вскоре их численность должна была уйти в отрицательные значения. Но восточная мудрость, которую мы так любим цитировать всуе, на сей раз проявила себя не в духовной максиме, а в гениальной рыночной адаптации. Зачем тратить силы на охоту, когда можно открыть фабрику? И пошли плодиться змеи в подвалах и кувшинах, на рабском пайке, ради светлого момента, когда их головы будут предъявлены щедрым сахибам. Это был, если угодно, первый в истории стартап по производству проблемы под государственный грант.
Разумеется, британская бухгалтерия, этот вердикт абсолютной истины, вскоре обнаружила чудовищную утечку средств. Премиальный фонд съедался искусственно раздутым поголовьем рептилий. Бюрократия, ошарашенная такой наглой игрой по своим же правилам, в лучших традициях отрезала хвост, чтобы не платить за голову. Программу свернули. Премии отменили.
И тут наступил финальный акт этого трагифарса. Разорившиеся змеезаводчики, не видя более экономической целесообразности в содержании бесхвостого поголовья, любезно предоставили его обратно природе. Весь приплод, всю свою искусственно выведенную армию они выпустили на волю. Так британская администрация, желавшая уменьшить популяцию кобр, добилась прямо противоположного — она утроила её, предварительно оплатив из казны каждый экземпляр.
Вот он, классический сюжет: любое идиотское правило рождает адекватный идиотизм в ответ. И «эффект кобры» — это не про змей, а про нас. Про то, как благие намерения, пропущенные через мясорубку казённого мышления, превращаются в свою полную противоположность. Вечная притча о том, что пытаясь убить гидру, можно ненароком нанять её на работу и выдать ей аванс.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.