***

Владлен Кешишев: литературный дневник

Луис Ортега – современный маг


Читатели сайта задают одни и те же вопросы: есть ли какие-то таинственные организации Посвящённых (магов, волхвов), куда хотелось бы им вступить; дали ли мне волхвы разрешение на приоткрытие завесы над вековой тайной герметизма; где и у кого получить тайные знания и т.д. Наивные вопросы.


Не устаю повторять: путь искателя – это путь одинокий, путь вглубь самого себя. Идя в себя, уходишь ввысь в ещё большее одиночество ; туда, где тебя никто не понимает. Поэтому не ищи в строю тусовок орденов, масонов и ашрамов братьев по разуму. Если ты будешь чего-нибудь стоить, они сами тебя найдут по трудам твоим.


Посвящённые люди есть. Но они молча делают дело, полагаясь только на себя. Знают ли они друг друга? Возможно, слыхали. Общаются ли между собой? Вряд ли.


Сегодня я хочу познакомить читателей с одним из них.


***


Луис Ортега ; выдающийся философ, лауреат Нобелевской премии, академик искусства Флорентийской Академии Искусств, академик философии (США). Живописец, гравёр, иллюстратор. Мыслитель, создатель собственного творческого метода. Произведения Ортеги находятся в 106 музеях и 300 частных коллекциях в 30 странах. Более 70 персональных выставок, 130 международных и всемирных выставок, 17 международных наград. Поэт, прозаик, эссеист.


Родился в 1937 году в Испании, после потери родителей в испанской гражданской войне воспитывался в семье македонцев в Югославии и в СССР. Семья Луиса Ортеги живет в Лос-Анджелесе (Беверли Хиллз). Международный фонд его имени был учрежден в 1981 году, ныне действует в 9 странах, включая Россию.


Международный фонд Луис Ортега ; филантропическая культурологическая инкорпорация, патронирует высшие достижения искусства и философии. Фонд располагает крупнейшим собранием манускриптов по оккультизму и научными центрами, состоящими из профессиональных адептов.


***


Начнём по порядку. Чтобы понять образ мышления Л.Ортеги, предлагаю читателям его беседу с испанской журналисткой Оливерой Камерон (1991). Мои постоянные читатели способны понять архетипическую глубину мысли Луиса Ортеги.


; Дон Луис, Вы очень ироничны. В чём смысл иронии?


; В прозрачности. Ирония обнажает изнанку, делает потустороннее видимым. И мир становится тонкой преградой, чертой мысли ; между жизнью и жизнью, которая называется смертью. Ирония – стрела независимости. Это весело, интересно.


; Психология творчества загадочна. Может ли сам художник рассказать об этом?


; Лучше других написал о психологии творчества Фосийон. Но от практической работы художника все теоретические исследования отстают в огромной степени.


Если это интересно, я расскажу. Простыми словами, по возможности. Художественное познание бесконечно. Оно не принимает форму текста. Человеческая речь не может рассказать о живописи. Одна структура не может быть воспроизведена в другой структуре. Живопись неповторима. Однако слово в состоянии высказать идеи и намерения художника, без желания заменить картину рассказом, творческий процесс – описанием.


Существуют только две сверхсистемы – Вселенная и Искусство. Для человека искусство есть наиболее близкий драгоценный космос. Процесс творчества имеет две стороны: художник познаёт самого себя через свои творения и в своём познании создаёт мир своего творчества. Важна не психология, а философия творчества.


Художнику свойственно пластическое сознание. Образ сначала приобретает форму, а затем вещество. Картина тройственна и едина. Заботой художника становится связь этих трёх аспектов искусства. Связь образа с пластическим и материальным эквивалентами.


Специфика изобразительного искусства – форма в пространстве. Но это не трёхмерный предмет в реальном пространстве. Художник создаёт пластическую форму в многомерном пластическом пространстве. Надеюсь, что я говорю понятно.


Существует противоречие между реальностью и образом: образ индивидуален, но он не является слепком конкретной реальности, обладающей частной ограниченностью. Образ излагает сумму формы, тип существования и стилистику глубинной связи между частным и всеобщим существованием.


Таким образом, внутри процесса познания таится психология творчества, – как инструмент и как открытый вектор бесконечного.


; Ваш творческий процесс мучителен или достаётся Вам легко?


; Очень легко! Я не знаю, что такое «творческие муки». Я работаю весело и серьёзно (смеётся).


Философские исследования позволили мне очень рано достичь… как бы сказать… баланса ума и сердца ради голоса интуиции. Многие годы я совершенствовал этот баланс. Художника можно сравнить с идеально настроенным музыкальным инструментом. Все струны дружат друг с другом, помня все созвучия и догадываясь о других, новых созвучиях. Это замечательно.


; Почему современное искусство столь удалилось от Ренессанса?


; По качеству своей напряжённости искусство Ренессанса не созвучно XX веку. Эпоха имеет свой привкус, свои пряности, свою мифологию существования. Искусство Ренессанса предстоит перед нами лиричным, наивным, мягким. Следствие этого: равномерность композиции и моделировки, однопространственность действия, литературная символика. Двадцатый век создаёт искусство иное по драматизму судьбы, выразительности и символизму.


Искусство – аспект эволюции сознания, его картинная галерея. В современном искусстве форма отвлечённа и многозначна, синтез поглощает детали, лапидарность обесцвечивает тон и достигает границы линии, цветная зона экспрессивна. Эпоха выражает себя собственным языком.


; Как бы Вы сравнили мастерство и технику в искусстве?


; С помощью меланхолического средневекового изречения: обезьяну можно обучить ремеслу часовщика, но она никогда не поймёт, что такое время.


; Ваше мнение о мастерстве в искусстве?


; Все искусства и науки слагаются в общий натиск познания, противником которого является хаос. Хаос – это ещё неизвестная структура. Мастерство есть извлечение гармонии из хаоса. Искусство выражает качественную доскональность отдельных существований во всеобщем существовании. В этом процессе – и глубина, и актуальность, и неповторимость мастерства. Картина завершена как форма и открыта как содержание. Форма и смысл и то, что между ними, создаётся мастерством.


Если мастерство признать нравственной основой творчества, то оно способно сквозь призму личности излучать постоянный свет, формирующий очертания стройной световой архитектуры Инициализма, как пути творческого восхождения к центрам Вселенной. Инициализм основан на единстве учения и творчества: он соединяет конкретную философию искусства мыслителя и его практику художника. Неразрывность личного опыта, в котором чередуются теория практики и практика теории, кажется мне наиболее плодотворной.


Инициализм сформировался в 1963 году. Термин – от слова «инициал», а не «инициация» (посвящение). В иерархии символов инициал представляет высший уровень, метасимвол, символическую букву геометрии сознания.


Инициализм рассматривает произведение искусства как художественное существо, Арсоид: неповторимое существо с особенной судьбой. Арсоид обладает пластическим телом (уникальным антивеществом произведения). Однако конкретное пластическое тело, Арсома, и физическое тело являются проекцией более высокого плана – динамического центра образа. Его название – Хриссалида.


В аспекте сознания Инициализм излагает художественные образы в едином слое всечеловеческого тела Протопласта (гностический термин интегрального сознания исторического человечества).


; Что требует Инициализм от техники?


; Полноту средств. Процесс творчества – это именно процесс, последовательная реализация интуитивного знания в определённых фазах.


; Взгляд Инициализма на природу композиции?


; Важная часть Инициализма – учение о духовном центре и взаимодействиях духовного центра с пластическим центром. Учение о композиции оказывается главным в реализации образа и духовной победы.


; Мы ждём русского и английского издания книги Ваших стихотворений и гравюр. На каком языке Вы пишете?


; Я записываю образы особыми символами сознания. С этого универсального языка я сам перевожу стихи на испанский, русский или сербохорватский.


; Очень интересно! Как в русле Инициализма взаимодействуют инициальные гравюры и инициальные стихи?


; Просто с удовольствием, как мне показалось!


Сходство стихотворения и гравюры почувствовать легко. Видимое передаёт незримое. Белое пространство оживает, наполняясь ёмкостью памяти. Слово безмолвствует. Линия исчезает. Время отсутствует. Вибрация равна покою.


Главное различие тоже ясно. Язык гравюры универсален. Слово связано границами языка. Существует родной язык и чужой язык, эквиваленты между ними шершавы, несовершенны.


Взаимодействие! Это очень интересно. Оно возможно в сознании. В пластической форме. В структуре символов.


Оно, несомненно, существует во мне. Я различаю мысли сердца и чувства ума.


Ведь в глубине творения – гравюра и стихотворение неразделимы, только форма разделяет их при рождении. Их сплетённость, белое объятие навсегда остаются и после разлуки.


Гравюра, отражённая в зеркале, превращается в стихотворение. Зеркало или магический кристалл могли бы объяснить процесс взаимодействия.


Гравюрность стихотворения усиливает концентрацию образа, законченность композиции, отточенность структуры.


Стихотворность гравюры увеличивает её метафоричность и особое излучение Coagula – solve и даже компенсирует краски, создавая ощущение цвета.


; Как Вы считаете: бессмертен художник или его картины?


; Художник, его картины и его слава – смертны. Бессмертны образы художника, навсегда запечатлённые в тайном зеркале планеты.


; Ваше искусство трагично. И мне кажется, часто темой Ваших картин является смерть. Как Вы относитесь к смерти?


; Каждый атом окружён оболочкой гибели. Смерть присутствует постоянно. Я люблю её чёрную горечь, снимающую с истины одежду формы. Изображая сущность, художник отделяет смертное от бессмертного, ветер смерти дует ему в лицо. Искусство трагично от правдивости.


; Что в трансавангарде Вы считаете жизнеспособным?


; Пожалуй, понимание художественных задач нового сечения сознания можно назвать авангардом. Но реализовать эти задачи под силу только большому дарованию. Всё остальное – игры в чемпионы. Мы видим живопись авангарда в музеях, которые авангард призывал сжечь. Агрессивное доктринёрство превращается в диктатуру.


; Считаете ли Вы продуктивным конкретное искусство?


; Да. В аспекте полемики.


; И Фонтана?


; Задолго до Малевича и Фонтана, ещё в семнадцатом веке, неизвестный художник изобразил «Чистое сознание», понимая квадрат не только как тантрический символ пустоты, но и как художественный объект. Картина полностью отвечает принципам конкретного искусства, претендующего на универсальность. Но искусство без образа не достигает духовной силы, потому что оно безлично. Я могу обосновать это утверждение.


; Как Вы относитесь к термину «красивое»?


; Без иронии. Красота – реальная сила. Но значение красоты раздвоено: существует художественное понятие красоты и иное, отдельно эстетическое. Как известно, в искусстве встречаются неэстетичные объекты, однако они художественно красивы. Вспомните, например, полотно Ван Гога с изображением рваных ботинок… Законы эстетики – лишь правила мышления, условности восприятия, техника умозаключений, а вовсе не законы реальности.


Опасаясь банальностей и фальши, многие художники избегают красивых форм. Но красота – сестра истины. Сущность красоты правдива и самобытна. Большому мастеру не нужно избегать прекрасного. Пикассо любит оттенять красоту уродством: уродливое теряет эстетическое качество и приобретает художественное качество красоты. Но красота не аспект идеи; идея содержится в самой красоте. Созерцание красоты порождает скорее мысли, чем чувства. Искусство одухотворяет материю, а не материализует их. Для одухотворения материи искусство предлагает совершенный образ этой материи.


; Что бы Вы назвали хорошим портретом?


; Вопрос интересный. Спасибо. Портрет относится к самым трудным жанрам. В портрете сталкиваются, говоря примитивно, две задачи: требование пластической равноценности и условие смысловой исключительности. Для решения этой дилеммы Сезанн устранил психологию и предметную объёмность головы. Действительно, портрет нуждается в сходстве и определённой предметности, являясь при этом средоточием сущности. Это непростая задача: равенство пластики и неравенство семантики требует серьёзной композиционной и пластической структуры.


Сходство не является равенством, но есть художественный эквивалент. Художник создаёт заново образ личности, превосходящий её по сходству, он создаёт и новую судьбу человека.


Любопытно, что проблема сходства возникла в Египте: вначале она имела только религиозную ценность.


Если портрет – неповторимая и единственная индивидуальность, то художник вправе наделить её прошлым и будущим, расцветить её судьбу всеми оттенками размышлений. И даже передать сумму её потенциальной эволюции. Более того, художник вправе выбрать наиболее благородный вектор его эволюции, создать образ всепотенциальноц возможности.


***


Оставив тела с двойником разлад,


Отсрочив день и колесо расплаты,


Переселившись навсегда в осенний сад,


Я в переулках памяти назад


Гляжу на вереницы водопадов.



Я муравья сонетом не кормлю,


Оскомина коры по-прежнему верна мне.


Я изучаю трещины на камне,


Я с тенью кипариса говорю,


И дом бездомного мне открывает ставни.



И осень настораживает слух


Лилово-красной раковины сада.


Следы дорог бледнеют листопада,


Стирая с патины камней испуг


Улиток и улыбку дряхлую распада.



И небо вечера отделено от завтра


Чертой кровоточащего резца.


Вода лелеет таинство креста.


И камень, помнящий улыбку динозавра,


Часовню ищет в позвоночнике моста.



Разбросаны знамёнами по стенам


Плащи заката, звездопадов череда.


Ручей смеётся в собственной постели.


Свернулась ночь клубком в пещере дня.


И сон во влаге глаз ещё расстелен


Прозрачной плащаницей бытия.


4 ноября 1987



***


За окном шумит ночное море,


Ветер треплет волосы травы.


Мгла всегда прозрачна – это Вы


Мне сказали. Слышно, вдалеке


Пену предсказаний, соль и горечь


Волны оставляют на песке.



В зеркале мерцают вздохи лодок,


И фонарь луны почти погас.


Ночь, обрывки эха волоча,


По земле, по сизой коже досок


Тащит звёзды своего плаща.


Ночь, собор вселенной без прикрас,


Горький мох, ночлега отголосок,


Чёрным грифелем ведёт рассказ.



Ветер ночи, призрачный и горький,


Обнажает седину аллей.


Соль блестит на ранах кораблей.


Бездны открывается зенит.


Наших жизней две пустые створки


Тёмная волна разъединит.


30 августа 1988



Другие статьи в литературном дневнике: