Где-то что-то украли...

Владимир Павлов 8: литературный дневник

Валентин Пикуль. Писатель, произведения которого пользовались огромной популярностью в советское время. Почитывал их и я. Но даже в молодые годы не очень они меня восторгали. Каким-то не то чтобы очень уж нехорошим, но неприятным душком от них несло. Кваском вроде как испорченным. Скажу смелее – патриотическим кваском. О, нет, нет! Я нисколько не порочу патриотизм. Если это настоящий, немногословный патриотизм на деле, не замаранный ложью и подлыми, бесчеловечными делишками. Так ведь бывает нередко, увы! Но со страниц творений Валентина Саввича так и веет напыщенным, кичливым патриотизмом, примерно как у пана Сенкевича – такого же кумира братьев поляков. Взахлёб хвалить свою страну, порочить других – из такого семечка и выросло чудовище нацизма. И нет народа, думаю, застрахованного от такого помрачения. Пикуль в юности – военный моряк, юнга Северного флота. Честь и слава ему за это. Но зачем же марать своё славное прошлое последующим неприглядным поведением? Не даёт славное прошлое такого права... Патриотизм у Пикуля бьёт через край. И помоев в адрес союзников, без которых наш слабенький Северный флот противостоять военно-морским силам врага едва ли смог бы, тоже через край. Ну, это у нас было правилом хорошего тона . И доныне грешим. И плохо замаскированных восхвалений немцев у Валентина Саввича хватает. Вот какие они грозные и умелые вояки, союзники перед ними дерьмо и трусы, а вот мы-то! Только мы их смогли одолеть! И это знакомо тоже, не оригинально для советской литературы. Но тут ещё и подспудный пиетет. Войну-то мы как союзники начинали! Так уж вышло, зарулила сталинская дипломатия в такие дебри. Чуть было в финскую войну не схватились с будущими союзниками по антигитлеровской коалиции, слава Богу, война эта быстро кончилась. А не то чёрт знает что ждало бы человечество. Да и немецкий вспомогательный крейсер "Комет" услужливо провели в Тихий океан Северным морским путём, гадить судоходству союзников. И нагадил он им неплохо. Такой вот был тогда нейтралитет у нас, таких честных и непорочных. Ну, заплатил народ за шалости вождей чудовищную цену, но свернул таки шею коричневым друзьям. И союзники, надо отдать им должное, недоверие отбросили и не предали в ту страшную годину. Инстинкт самосохранения перевесил тогда взаимное паскудство. Но отвлекаться не будем. Почему я обо всём этом пишу? Ни за что не связался бы, но вот посмотрел один старый английский фильм 1965г – комедию "Воздушные приключения". Сюжет фильма – воздушная гонка Лондон – Париж на заре авиации, в 1910г. Сюжет и события вымышлены, как и персонажи фильма. Фильм-то художественный, не документальный. Весёлая, добродушная комедия. Но среди участников гонки, представляющих разные страны, есть и пилот кайзеровской Германии, и его опекает его командир – грузный солидный полковник Манфред фон Гольштейн, любимое изречение которого: "Немецкий офицер умеет всё!" Итак, гонка начинается, участники стартуют. Но... у немецкого пилота, простите, уважаемые читательницы, начинается приступ поноса перед самым стартом! Он стремглав бежит в туалет и запирается в нём на неизвестный срок. И тогда бравый полковник сам садится за штурвал "этажерки", и, читая инструкцию, успешно взлетает и неплохо ведёт аппарат. Немецкий офицер умеет всё! Но уже над Ла-Маншем в ход событий вмешивается глупая любопытная чайка. Чайки ведь любят сопровождать корабли, и порой те, что посмелее, садятся на палубу. Вот и эта чайка, видно, удивлённая видом небывалого воздушного судна, нахально села на передний край открытой кабины немецкого аэроплана, прямо перед носом полковника. Разумеется, солидный суровый вояка такой наглости стерпеть не мог и энергично шуганул обнаглевшую птицу. При этом бросив на миг инструкцию без присмотра. И чайка, стартую, смахнула её крыльями на крыло самолёта, метрах в двух от кабины. Что делать герру полковнику? Он, оставив управление, ползёт по крылу за злополучной инструкцией, аппарат под его солидным весом теряет равновесие и переворачивается вверх колёсами. Герр полковник успевает ухватиться руками за обильные на тогдашних аэропланах снасти и повисает на них, этажерка, медленно снижаясь, летит в перевёрнутом положении, ноги полковника касаются воды, и от её скоростного напора начинают делать шустрые беговые движения. Он как бы бежит по воде! Но силы бравого служаки иссякают, и он падает в воду. Однако не тонет, а некоторое время энергично гребёт руками, достаточно, чтобы подоспело небольшое рыболовецкое судёнышко и его спасли. На вопрос: "Вы не умеете плавать?" следует обычный гордый ответ: "Немецкий офицер умеет всё!" Посмотрев фильм, я хлопнул себя по лбу. Ба! Да ведь лет тридцать с гаком назад я читал рассказ Пикуля, названия которого не помню, искать его нужно, может быть, в "Исторических миниатюрах" Пикуля. Хотя рассказ не исторический, а лжеисторический. Но об этих особенностях творчества Пикуля немного ниже. И в этом рассказе описаны те же события, что и в фильме. Но с некоторыми изменеиями. У Валентина Саввича полковник в гневе пристрелил опоносившегося пилота. О глупой любопытной чайке там ни слова, инструкцию сдувает на крыло порывом ветра. О пробежке герра по воде Пикуль поведал едко и красочно, но полковник у него тонет. И немцы своему погибшему герою воздвигают необычный памятник примерно на месте его гибели. Они ставят на мёртвые якоря большой буй, на котором возвышается статуя полковника внушительных размеров. И моряки проходящих судов насмехаются над этим памятником. Пикуль, разумеется, хотел высмеять спесивый германский милитаризм. Но я тогда подумал – а почему же о такой достопримечательности в Ла-Манше не упоминается нигде, кроме этого рассказа? Я тогда ещё думал, что Валентин Саввич взял за основу реальные события. О фильме ещё ничего не знал. Потом, подумав, понял, что рассказ художественный, и всё, описанное в нём – художественный вымысел Пикуля. Да вот оказалось, что вымысел, да не его! Во всяком случае, лишь процентов на несколько его – расстрел полковником незадачливого пилота, гибель полковника и памятник ему в Ла-Манше. Которого в реальности, как вы понимаете, не было.
Я сам замечал в творчестве Пикуля некоторую... гнильцу, что ли. И исторические события он переврать в идеологически выгодном духе любитель. Ну, в этом он не оригинал, да и литература художественная, не обязана следовать истории со строгой документальностью. Но вот, любя блеснуть, шикнуть военно-морской эрудицией, он сеет чудовищные технические ляпы, для бывшего моряка непростительные. Например, в романе "Моонзунд" вещает, что на крейсере "Громобой" некий силач-борец из экипажа крейсера руками поворачивает орудийную башню. Не было башен на "Громобое", уважаемые читатели. Артиллерия этого крейсера располагалась вдоль бортов в броневых казематах. Ещё один ляп из того же романа. Описывая с гордостью русские дредноуты (линкоры) типа "Севастополь", Пикуль с благоговением описывает "гулливеровские шатуны" их машин. Не знаю, как вы, уважаемые читатели, но я, дремучий невежда, только от него узнал, что у паровых турбин есть шатуны, да ещё "гулливеровские"! Это говорит о вопиюще небрежном, безответственном отношении писателя к затронутой теме, и о его малограмотности в том, что он считает близкой ему областью техники. Но и это не такой уж грех, так, грешок. Но доходили слухи, что грешил Валентин Саввич и посерьёзнее. Ему приписывали склонность к плагиату. Я тогда был не в теме, и ни за что не сунулся бы в эти дрязги. Не зная броду, не суйся в воду. Мало ли что могут наплести завистники. А у столь популярного писателя без них уж точно не обошлось. И вот этот фильм... Белыми, ослепительно белыми нитками шито, что бессовестно украл Пикуль сюжет у иностранного фильма. И это тем более возмутительно, что фильм у нас был дублирован уже в 1966г и шёл в широком прокате. Много людей его видели. Но "мэтру" на такие мелочи было наплевать. Наплевать на мнение читателей, многие из которых видели этот фильм. Какое ему дело до мнения этих людишек! Он же мнил себя вознёсшимся на литературный Олимп!
Попробуй кто нибудь пикни на обласканного властями борзописца... Да, квасного патриотизма у Валентина Саввича много. Хлещет через край. Такой громогласный, крикливый патриотизм всегда подозрителен, и под его маской сплошь и рядом прячется что-то неприглядное, отвратительное. И как тут не вспомнить слова Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: "Если в России начинают говорить о патриотизме, знай – где-то что-то украли". В данном случае пример убийственно точный. Если бы только в этом случае! А под конец вспомним о таком примере "эрудиции" Пикуля из его романа "Крейсера". Описывая гибель крейсера "Рюрик", он с трагическим пафосом вещает: "Корма крейсера уходила в кипящее, как шампанское, море, при этом круто обнажился его ярко-красный таран..." Ну, что же, если Валентин Саввич считает, что таран корабля находился в корме, а не в носу, не будем с ним спорить. Жаль только читателей – жертв литературных воров. Бессовестных и безграмотных, но не случайно обласканных властью. Которой умные граждане были явно не нужны.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 10.02.2024. Где-то что-то украли...