Где-то что-то украли...Валентин Пикуль. Писатель, произведения которого пользовались огромной популярностью в советское время. Почитывал их и я. Но даже в молодые годы не очень они меня восторгали. Каким-то не то чтобы очень уж нехорошим, но неприятным душком от них несло. Кваском вроде как испорченным. Скажу смелее – патриотическим кваском. О, нет, нет! Я нисколько не порочу патриотизм. Если это настоящий, немногословный патриотизм на деле, не замаранный ложью и подлыми, бесчеловечными делишками. Так ведь бывает нередко, увы! Но со страниц творений Валентина Саввича так и веет напыщенным, кичливым патриотизмом, примерно как у пана Сенкевича – такого же кумира братьев поляков. Взахлёб хвалить свою страну, порочить других – из такого семечка и выросло чудовище нацизма. И нет народа, думаю, застрахованного от такого помрачения. Пикуль в юности – военный моряк, юнга Северного флота. Честь и слава ему за это. Но зачем же марать своё славное прошлое последующим неприглядным поведением? Не даёт славное прошлое такого права... Патриотизм у Пикуля бьёт через край. И помоев в адрес союзников, без которых наш слабенький Северный флот противостоять военно-морским силам врага едва ли смог бы, тоже через край. Ну, это у нас было правилом хорошего тона . И доныне грешим. И плохо замаскированных восхвалений немцев у Валентина Саввича хватает. Вот какие они грозные и умелые вояки, союзники перед ними дерьмо и трусы, а вот мы-то! Только мы их смогли одолеть! И это знакомо тоже, не оригинально для советской литературы. Но тут ещё и подспудный пиетет. Войну-то мы как союзники начинали! Так уж вышло, зарулила сталинская дипломатия в такие дебри. Чуть было в финскую войну не схватились с будущими союзниками по антигитлеровской коалиции, слава Богу, война эта быстро кончилась. А не то чёрт знает что ждало бы человечество. Да и немецкий вспомогательный крейсер "Комет" услужливо провели в Тихий океан Северным морским путём, гадить судоходству союзников. И нагадил он им неплохо. Такой вот был тогда нейтралитет у нас, таких честных и непорочных. Ну, заплатил народ за шалости вождей чудовищную цену, но свернул таки шею коричневым друзьям. И союзники, надо отдать им должное, недоверие отбросили и не предали в ту страшную годину. Инстинкт самосохранения перевесил тогда взаимное паскудство. Но отвлекаться не будем. Почему я обо всём этом пишу? Ни за что не связался бы, но вот посмотрел один старый английский фильм 1965г – комедию "Воздушные приключения". Сюжет фильма – воздушная гонка Лондон – Париж на заре авиации, в 1910г. Сюжет и события вымышлены, как и персонажи фильма. Фильм-то художественный, не документальный. Весёлая, добродушная комедия. Но среди участников гонки, представляющих разные страны, есть и пилот кайзеровской Германии, и его опекает его командир – грузный солидный полковник Манфред фон Гольштейн, любимое изречение которого: "Немецкий офицер умеет всё!" Итак, гонка начинается, участники стартуют. Но... у немецкого пилота, простите, уважаемые читательницы, начинается приступ поноса перед самым стартом! Он стремглав бежит в туалет и запирается в нём на неизвестный срок. И тогда бравый полковник сам садится за штурвал "этажерки", и, читая инструкцию, успешно взлетает и неплохо ведёт аппарат. Немецкий офицер умеет всё! Но уже над Ла-Маншем в ход событий вмешивается глупая любопытная чайка. Чайки ведь любят сопровождать корабли, и порой те, что посмелее, садятся на палубу. Вот и эта чайка, видно, удивлённая видом небывалого воздушного судна, нахально села на передний край открытой кабины немецкого аэроплана, прямо перед носом полковника. Разумеется, солидный суровый вояка такой наглости стерпеть не мог и энергично шуганул обнаглевшую птицу. При этом бросив на миг инструкцию без присмотра. И чайка, стартую, смахнула её крыльями на крыло самолёта, метрах в двух от кабины. Что делать герру полковнику? Он, оставив управление, ползёт по крылу за злополучной инструкцией, аппарат под его солидным весом теряет равновесие и переворачивается вверх колёсами. Герр полковник успевает ухватиться руками за обильные на тогдашних аэропланах снасти и повисает на них, этажерка, медленно снижаясь, летит в перевёрнутом положении, ноги полковника касаются воды, и от её скоростного напора начинают делать шустрые беговые движения. Он как бы бежит по воде! Но силы бравого служаки иссякают, и он падает в воду. Однако не тонет, а некоторое время энергично гребёт руками, достаточно, чтобы подоспело небольшое рыболовецкое судёнышко и его спасли. На вопрос: "Вы не умеете плавать?" следует обычный гордый ответ: "Немецкий офицер умеет всё!" Посмотрев фильм, я хлопнул себя по лбу. Ба! Да ведь лет тридцать с гаком назад я читал рассказ Пикуля, названия которого не помню, искать его нужно, может быть, в "Исторических миниатюрах" Пикуля. Хотя рассказ не исторический, а лжеисторический. Но об этих особенностях творчества Пикуля немного ниже. И в этом рассказе описаны те же события, что и в фильме. Но с некоторыми изменеиями. У Валентина Саввича полковник в гневе пристрелил опоносившегося пилота. О глупой любопытной чайке там ни слова, инструкцию сдувает на крыло порывом ветра. О пробежке герра по воде Пикуль поведал едко и красочно, но полковник у него тонет. И немцы своему погибшему герою воздвигают необычный памятник примерно на месте его гибели. Они ставят на мёртвые якоря большой буй, на котором возвышается статуя полковника внушительных размеров. И моряки проходящих судов насмехаются над этим памятником. Пикуль, разумеется, хотел высмеять спесивый германский милитаризм. Но я тогда подумал – а почему же о такой достопримечательности в Ла-Манше не упоминается нигде, кроме этого рассказа? Я тогда ещё думал, что Валентин Саввич взял за основу реальные события. О фильме ещё ничего не знал. Потом, подумав, понял, что рассказ художественный, и всё, описанное в нём – художественный вымысел Пикуля. Да вот оказалось, что вымысел, да не его! Во всяком случае, лишь процентов на несколько его – расстрел полковником незадачливого пилота, гибель полковника и памятник ему в Ла-Манше. Которого в реальности, как вы понимаете, не было. © Copyright: Владимир Павлов 8, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|