***

Вирония Вальс: литературный дневник

Веселые рифмочки
(зада­ние на развитие чувства рит­ма, активизацию слухового внимания и памяти, коррек­цию фонематического слуха).


Детям необходимо внима­тельно послушать пословицу и назвать в ней рифмующие­ся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)


Человек лукавый, что кар­ман дырявый.


Лишнее поже­лаешь — последнее потеря­ешь.


Расти большой, да не будь лапшой.


Кто землю лелеет, того и земля жалеет.


Как в мае дождь, так будет и рожь.


Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.


В зимний хо­лод всякий молод.


Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?


Всякому молод­цу — ремесло к лицу.


Не бы­вает скуки, коли заняты руки.


Еле-еле душа в теле.


Здоров будешь — все добудешь.


Ку­рить — здоровью вредить.


Сла­ву свою добывай в бою.


Трус и таракана примет за вели­кана.


Умелый боец везде мо­лодец.


Хорош грибок — бе­лый, а солдат смелый.


Кто драку затевает, тот сам битым бывает.


На языке мёд, а под языком лёд.


Не стыдно мол­чать, когда нечего сказать.


У врача лечись, а у умного — учись.


Бояться волков — быть без грибков.


Поспешишь — людей насмешишь.


И в мое оконце засветит солнце.


Хлеб- соль кушай, а хозяина слу­шай.


Свои иголки для ежа не колки.


У кого что болит, тот про то и говорит.


Люди па­хать, а мы руками махать.


Какое семя, таково и племя.


Всякому нужен и обед и ужин.


Изба красна углами, обед — пирогами.


Чай пить — не дро­ва рубить.


Хороша кашка, да мала чашка.


Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.


В гости ходить — надо и к себе водить.


Далеко шел, добра не нашел.


Добро быть в радости и жить в сладости.


Добро на­живай, а худо изживай.


Не хвались серебром, а хвались добром.


На добрый привет — добрый и ответ.


Зло любить — себя губить.


Стыдливый по­краснеет, а бесстыжий поблед­неет.


Дружба крепка не лес­тью, а правдой и честью.


Не нужен ученый, а нужен смыш­леный.


Двое пашут, а семеро руками машут.


Снаружи мило, а внутри гнило.


Тот герой, кто за правду горой.


Велик телом, да мая делом.


Не учи безде­лью, учи рукоделью.


Надо знать, что сказать.


Кто скачет, а кто плачет.


Май леса наря­жает, лето в гости поджидает.


Москва- столица — для всего мира светлица.


Кто в Москве не бывал, тот и красоты не ви­дал.


Работай смелее — будешь жить веселее.


В зимний холод всякий молод.


При солнышке тепло, при матушке добро.


Таким образом, использова­ние такого вида устного народ­ного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющи­ми нарушения устной и пись­менной речи, обогатит их сло­варный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с посло­вицами способствует воспита­нию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоци­ональную сферу и обогащает жизненный опыт.


Источники:


1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками” Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь


2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.



Другие статьи в литературном дневнике: