О внутреннем и внешнем

Ольга Вирязова: литературный дневник

Ильдар (Харисов) провоцирует написать о своих предпочтениях в поэзии ) попробую коротко.


Семен (Кац), Вы упрекнули меня в том, что предпочитаю прислушиваться к внутреннему миру, а внешним пренебрегаю. Ну, бывает, что внутренний мир больше и ярче внешнего, может, и у меня так? Не в смысле его исключительности, а в смысле его преобладания в жизни, если человек, к примеру, легче путешествует внутри себя, чем вне (по разным причинам). Можно вспомнить, например, жизнь Эмили Дикинсон, почти не покидавшей отцовского сада. Внутри можно найти и встретить все, а снаружи… это если разделять два мира, но ведь они на самом деле связаны.


Я узнаю Его, я знаю
Тот голос внутренних морей.
Поэзия - тоска по раю,
По собственной душе своей.
_______________
Зинаида Миркина


Мне кажется, нужно существовать полно, но что подразумевать под этой полнотой? Пока мы не наведем порядок внутри себя, и вне тоже не получится. На самом деле в человеке есть все, он по своему желанию может быть везде и становиться всем. Ему бы разобраться с желаниями ). Мы почти не можем изменить других людей, но можем себя. А чем больше мы соответствуем Замыслу, тем мощнее становимся. И тем меньше нас тянет в «драку», поскольку теперь поле нашей деятельности находится в тишине и Боге, т.е. внутри нас. Мы разбираемся сами с собой, а не с другими. Политика – это вынужденный абсурд. Из нескольких зол... Если внимательно смотреть внутрь себя, то вокруг станет спокойнее – вот какая политика для меня.


А если ты поэт, художник, то твое дело проводить высшую энергию на землю, давать ее людям. Просто раз тебе дают – ты должен делиться, а ни почему другому. Нет, разные стихи пишут, конечно, и эта безмятежность, о которой Вы, Семен, говорите, как раз означает присутствие Бога в стихах, в авторе. Мятежность – сугубо человеческое качество, вызванное эго, жаждой самоутверждения, желанием побеждать и подавлять. Вы скажете, наверное, что нужно отражать правду жизни. Но ведь у каждого она своя. И потом, полезно смотреть на красивое, слушать благозвучное, чтобы наполнять ими себя ) Чтобы побороть темные силы, не стоит очень на них смотреть и думать о них, а нужно обратиться к светлым.


О предпочтениях… Наверное, хочется слышать новые слова – так соединенные, так окрашенные, как никогда и ни у кого… А еще больше хочется ощущать ту самую силу, животворную, а не мертвящую. Все есть энергия, а в искусстве она концентрируется, поскольку добывает, выпрядает ее автор из своей сердцевины, соединенной с Небом. Если это талантливое искусство. Опять получается: внутри – то же, что вне. Ну как отделить себя от Бога!


А будет это прерывисто или гладко, зависит от произведения. Одному идут квадратные очки, другому круглые. У Г. Горнова хорошо прерывисто, у М. Боровковой – гладко. Важно, чтобы было сказано современным языком. В котором могут встречаться и архаизмы, и сленг, и авторские слова, но целая ткань поэзии должна прямо-таки хрустеть от новизны и свежести )) Однако вопрос, насколько она должна принадлежать автору, и кто ее автор. Идеальное произведение посредничает между Ним и тобой, и больше к нему никто не должен примешиваться. Пока мы хотим, чтобы автор был узнаваем, индивидуален и ярок, мы только люди.


(Из обсуждения моего обзора https://www.stihi.ru/2017/08/21/5055)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.08.2017. О внутреннем и внешнем