Справочник по стихосложению

Вио Дарси: литературный дневник

Отыскала инструкцию по стихоплетству, обязательно прочитайте, даже если вы не новичок. Я, например, узнала много нового и интересного.


Справочник по стихосложению
Генадий Апанович

Системы стихосложения
Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.
Размеры стиха
Наиболее распространены двусложные и трехсложные размеры, но не стоит думать, что ими все и ограничивается. Существуют и сверхдлинные размеры (от четырех слогов и выше), хотя далеко не все авторы используют их.
Двусложные размеры
Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
— — — —
— — — —
— — — —
— — — —
Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
— — — —
— — — —
— — — —
— — — —
Трехсложные размеры
Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
— — — —
— — — —
— — — —
— — — —
Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия —), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли
— — — —
— — — —
Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста —), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
— — —
— — —
— — —
— — —
Пеоны
До сих пор из классических размеров мы рассмотрели только 2- и 3-сложные, но это совсем не означает, что других просто не существует. Сегодня мы поговорим о пеонах, которые к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:
I—
II —
III —
IV —
В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:
I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.
Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
"Придорожные травы"
Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева
Фонарики, сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас:
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
...
Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.
Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой,
Что давно я не видалася с тобой, -
Муж ревнивый не пускает никуда;
Отвернусь лишь, так и он идет туда.
А.П.Сумароков,1770
Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: "Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой..." (А.А.Дельвиг,1824); "Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки..." (С.А.Есенин, 1914); "Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать..." (А.А.Сурков,1930).


Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел...); в 20 веке - у А.С.Кушнера:
Одну минуточку, я, что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
...
"Гофман"
Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.


Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником - слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания.
Рифма и её разновидности
Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:
Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли они.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.
Девочка во поле с дудочкой ивовой,
чем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
Рифма точная и неточная
Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.
Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости
Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).
Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.
Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).
Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России-сини-силе-красивы).
Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
(использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)
Строки о строфах
Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение.
На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа.
Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.
Наименьшей из строф является двустишие. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.
Существуют также строфы
онегинские
балладные
одические
сонеты
триолет
рондо
лимерики
Двустишие
Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).
Нестрофические встречаются:
В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.
Отечески пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)
В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.
Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и, особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие.
Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви; текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются - и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!..
А.С.Пушкин, Ночь
Строфические двустишия
Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.
Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.


Свершилось убийство ночною порой -
И труп поглощен был глубокой рекой.


И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.


И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.


Он шпоры вонзает в крутые бока -
Конь бешеный сбросил в реку седока.


Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.
В.А.Жуковский, Мщение
Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"
Я не поэт - и, не связанный узами
С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою.
Родине предан любовью безвестною,
Честною,
Не воспевая с певцами присяжными,
Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
Стансами,
Я положил свое чувство сыновнее
Все в нее.
В.С.Курочкин, фрагмент.
Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Октавой
Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.
Схема октавы: абабабвв
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, не смотря на годы,
Был, тих и скромен, будто от природы.


Признаться вам, доселе склонен я,
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!
Терцины
Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Схема терцины:
аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.
Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.
Широкую известность терцинам принесло произведение Данте Алигьери "Божественная комедия". Истинно русской строфой терцине так и не удалось стать: обычно она встречается в подражаниях Данте и стилизациях, как, например, у Пушкина:


И дале мы пошли - и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.


Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"


Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание, имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал, сей злой старик


И их безжалостно крутил на вашем свете."
Тут грешник жареный протяжно возопил:
"О, если б я теперь тонул в холодной Лете!


О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!" -
Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.


Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яйцо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.


Я, нос, себе, зажав, отворотил лицо,
Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале -
И, камень, приподняв за медное кольцо,


Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.
Онегинская строфа
Онегинская строфа - 14-стишие 4-х стопного ямба с рифмовкой abab ccdd effe gg, созданное А.С.Пущкиным ("Евгений Онегин" 1823 -31 г.); у других поэтов - как сознательное подражание.


Балладная строфа
Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.
Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.


Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.


Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец...
И король посылает двенадцать вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.


Одическая строфа
Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды.


О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.


Сонет
Сонет бывает итальянский и английский.
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.
Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова:
абаб или абба
абаб абба
вбв вгв
гбг гвг
В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно:


Поэт! не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься, тверд, спокоен и угрюм.


Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.


Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?


Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где огонь твой горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.


Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.


My mistress' eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips' red,
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.


I have seen roses damask'd red and white
But no such roses see I in her cheeks;
and in some perfumes is there more delight
Than in that from my mistress reeks.


I love to hear her speak, yet well I know,
That music hath a far more pleasing sound;
I grant I never saw a goddess go;
My mistress, when she walks; treads on the ground.


and yet, by heaven, I think my love as rare
as any she belied with false compare.
Триолет
Триолет (франц. triolet) - твёрдая форма 8-стишие с рифмовкой aBaa abaB, где стихи a и B повторяются как рефрены. Употребляются в лёгкой поэзии 15-18 вв.
Рондо
Рондо (франц. rondeau) - твёрдая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
Лимерики
Лимерики(лимрики) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.
Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы.
В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина.
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
"А не сжечь ли котенка?"-
Невозможная внучка из Йены.


К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.


Теплокровный старик из-под Кобо
Чрезвычайно страдал от озноба
И доху на пуху,
И тулуп на меху
Он носил, чтоб спастись от озноба.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.01.2007. Справочник по стихосложению