Кровь и школа

Виктор Сухарев: литературный дневник

Полукровка
Александр Городницкий


Полукровка, полукровка,
Как живёшь, свой грех тая?
Не помогут маскировка
И фамилия твоя.


Спросит строго пережиток,
Кто ты родом, чей ты сын, —
Полутурок, полужидок
Или полуармянин.


Полукровка, полукровка,
Неудачливый изгой,
Где проходит эта кромка —
Пол одной и пол другой?


Чьи в тебе сокрыты вины?
Чьи платить тебе долги?
Две твоих же половины —
Неизменные враги.


Полукровка, полукровка,
Песню общую не пой.
Ненадёжным будет кров твой
На земле всегда чужой.


Одинок ты будешь вечно.
Всюду встретишь ты врага.
Ты везде — ни Богу свечка
И ни чёрту кочерга.


Спрос идёт с любой из наций, —
Ты в ответе за двоих.
Все к своим бегут спасаться, —
У тебя же нет своих.


Позабыли, видно, род свой
То ль отец твой, то ли мать.
Если кровь твоя прольется,
Где какая — не понять.


"Полукровка" и "Родство по слову" - два шикарных стиха Александра Городницкого. У меня большая поэтическая библиотека, но у меня нет сборника стихов Городницкого. Даже станно. А что касается "еврейского фактора", то он - не минус, и не плюс, а нечто более ментальное, чем одухотворенное. Будь то Мандельштам, или Пастернак,  или Бродский. Насколько Городницкий не вписывается в этот ряд, настолько актуален стих "Полукровка". Хотя всё это (вопрос крови) - лишь декорации для спектакля. А спектакль - это школа. Школа Пастернака, у которого всё здесь и сейчас, и школа мечтателя Блока - две противоположности.  Иногда школе тесно в школьных стенах  и она становится Вселенной... Как у Есенина.
В любом случае поэт - тот же художник. Те же пейзажи и портреты, и даже краски почти те же, только вместо акварели - слова, слагающиеся из оттенков метафор, сравнений...
Помните, у Фёдора Тютчева? "Лишь паутины тонкий волос блестит  на праздной борозде..."


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Прозрачный воздух, день хрустальный,
И лучезарны вечера…


Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…


  Гениально? А ведь всего одно слово - "праздной", когда урожай убран и можно отдохнуть. В чём секрет гениальной одухотворённости? В кровной связи с землёй? Или в особой чуткости Души художника? В его способности состадать? Или всё это плод особого трудолюбия человеческого Духа, когда талантом надо не только родиться, но и стать? Помните, у Николая Заболоцкого?


Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!






Другие статьи в литературном дневнике: