Совесть и Нравственный закон

Виктор Сухарев: литературный дневник

Кант приводит Нравственный закон в качестве доказательства того, что Бог есть. Но нравственный закон в человеке диктует совесть. Наличие совести в человеке не отрицает Нравственный закон, а подтверждает. В каждом человеке изначально от рождения заложены условия для воспитания его человечности. В этом, вероятно, и есть смысл человеческого воплощения. Само слово "совесть" говорит само за себя: со-весть, где весть согласно смыслового значения буквы в Русской Азбуке - ведать то, что есть, т.е. суть. А значит "со-весть" - ведать суть сопричастно... с кем? (по аналогии со словами "со-причастность", "со-страдание", "со-бытие" и т.д.) С собой? С Богом? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос. Совесть - исконное проявление нравственной природы человека, подтверждение того, что человек создан по образу и подобию Божьему. Нравственный закон - производная совести. Нравственный закон, как любой закон по определению - от человека. Совесть - от Бога. Мораль тоже от человека. Но она может изменяться, ибо мораль у каждого своя. Нравственный закон - не изменен. Если начать его изменять, то это будет уже не нравственность, это будет мораль. Вполне возможно, что Кант под Нравственным законом имел ввиду Совесть.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 10.11.2019. Совесть и Нравственный закон