Безвинно убиенный на царской голгофе

Виктория Чемоданова: литературный дневник

Великое злодеяние потрясло сердца всех православных христиан.
На Царской Голгофе, там, где безвинно убили царя Николая, матушку Александру, цесаревича Алексея и царевен, где была зверски замучена Елизавета Федоровна, в ночь на Рождество Христово принял мученическую смерть преданный служитель Церкви Христовой иерей Олег Ступичкин. «Господь мученический венец посылает только чистым душам. Его выстрадать нужно» - говорит супруга убиенного матушка Марина - «Не каждый на это способен. Батюшка Олег в каждом человеке хотел найти искру Божию, никого не отталкивал». Двери храма и двери дома отца Олега всегда были открыты для страждущих. Для каждого у него было доброе слово, полное участия и любви. О себе он рассказывать не любил и считал, что человек должен жить для других людей, а не для себя. Поэтому мало кому известно, что родился иерей Олег Борисович Ступичкин 30 мая 1966 г. в семье служащих: отец - Борис Викторович - связист, впоследствии - начальник РУС; мать - Любовь Ивановна - экономист. Местом рождения был г.Усолье Пермской области. Когда мальчику исполнилось два года, семья переехала в г.Оренбург. Ясный взгляд серых глаз и светлая улыбка выделяли Олега среди других детей. Он редко плакал, очень любил рисовать и слушать бессмертную музыку Баха. Родители гордились успехами сына в школе, а затем в Оренбургском художественном училище, куда он поступил на отделение «Художественная обработка дерева, камня и кости». Именно там светлый юноша встретил и с первого взгляда полюбил стройную и гибкую, как тростинка Марину. Бог дал молодым художникам хороших учителей, научивших их познавать и ценить земную красоту. Когда в Троицко – Сергиевской Лавре, приехав изучать архитектуру, Олег впервые услышал дивный перезвон колоколов, то понял, что это лучшее, это сильнее Баха, это зов, на который устремилась его душа. Удивительная духовная близость и нежная любовь соединили два верных сердца и после окончания училища Олег и Марина стали мужем и женой. В 1986 году родилась дочь Зоя. Так, рука об руку, шаг за шагом, через божественную красоту святых мест они постепенно шли ко Христу. Хотя потом была еще армия и работа в Оренбургском кукольном театре, но жить в неверии будущий иерей Олег больше не мог. Он без сожаления оставил театр, после рождения второй дочери Веры обменял город на деревню и переехал в районный центр с. Сакмара Оренбургской области. Там, на Пасху 1992 г., когда Марина носила под сердцем дочь Ксению, они пришли к вере в Господа Иисуса Христа, начали помогать открытию храма Казанской иконы Божией Матери и по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия первым делом приняли Святое Крещение всей семьей, повенчались и уже никогда от церкви не отходили. После открытия, а затем и восстановления храма Казанской иконы Божией Матери в с. Сакмара, 18 октября 1998 г. в день памяти пяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Олег Ступичкин был посвящен митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием (Бондарь) в диаконы, а 6 декабря 1998 г. в день памяти св. блгв. вел. кн. Александра Невского - рукоположен во иереи тем же святителем, и назначен настоятелем прихода св. вмч. Георгия Победоносца ст. Донгуз. Пять лет батюшка Олег служил при армии, в гарнизоне ПВО, что в 30 км южнее г. Оренбурга, затем клириком церкви Казанской иконы Божией Матери г. Соль-Илецка, где окормлял тюрьму пожизненного заключения и помогал многим нашим собратьям, оказавшимся в беде. На Алапаевскую землю батюшка попасть не планировал. Но однажды было ему видение: Царь Николай призвал его на Урал и по благословению духовника семьи схииеромонаха Сергия (Романова) он написал прошение с просьбой отпустить на служение в Екатеринбургскую епархию, на что и получил благословение во дни работы Архиерейского Собора 2004 г. В день Покрова Божией Матери отец Олег прибыл в Екатеринбургскую епархию на послушание Христово, где пробыл два с половиной месяца при монастыре царских страстотерпцев великомучеников и в основном служил на подворье. Потом владыка Викентий направил его в поселок Нейво-Шайтанский для того, чтобы восстановить духовную жизнь поселка и храма.
В поселке с бесовским названием «Шайтанский» храм постоянно подвергался поруганию и разорению. В 1797 году на средства заводовладельцев Яковлевых вместо заложенной ранее деревянной, заложили двух-престольную каменную церковь во имя св. апп. Петра и Павла. В 1812 г. первым в ней построили и освятили правый Введенский придел, затем Центральный (св. апп. Петра и Павла) и третий придел (св. блг.кн. Александра Невского). В 1936 году церковь закрыли, разграбили и отдали под зерносклад. После открытия храм восстанавливали всем миром. Схимонахиня Таисия и монахиня Доминика сделали прекрасные настенные росписи. Приход составил около 12 тысяч человек. Но в 1962 году хрущевская власть закрыла церковь и разместила там детский сад. Через два месяца все церковное имущество было вывезено в г. Алапаевск, фрески выжгли, кресты сняли, а в боговых алтарях кощунственно устроили туалеты. Люди в форме оцепили храмовый дворик и на берегу реки до вечера оскверняли и жгли иконы.
На Рождество Христово, 6 января 2005г. совершил иерей Олег свое первое богослужение в полуразрушенном храме св. апп. Петра и Павла в поселке Нейво-Шайтанский. Ветер свистел в разбитых окнах Главного придела, холод пробирал до костей, но немногочисленные прихожане просветленно улыбались и плакали: «Господь с нами!» И не знали они тогда, что два года спустя в этот же день, 6 января 2007 года будут плакать по безвинно замученному и зверски убиенному настоятелю Сусанского прихода иерею Олегу Ступичкину.
Иконы, дети, книги, Вера и слово Господне – вот все, что привезли батюшка Олег с матушкой Мариной в Сусанский приход. «Вера без дела – мертва» - говорил иерей Олег прихожанам - «Если человек верующий, он должен жить по вере. Жить и трудиться во славу Божию. Главное, чтобы Бог был на первом месте в жизни. От него вся благодать. А во-вторых мы должны друг друга любить. Любить Бога и ближнего как самого себя. Тогда будет для всех счастье здесь, всегда и вечно. Аминь». Надежда на возрождение России живет в каждом сердце. В любую погоду, часто пешком, иногда на велосипеде батюшка Олег нес Слово Господне на предприятия, в школу, помогал, утешал, просвещал жителей поселка. Отец Олег верил, что постепенно благодать Креста Христова сделает свое дело, приведет людей к себе и многие придут к Богу. Один из прихожан - владелец лесопилки пожертвовал храму доски и настоятель храма иерей Олег своими руками сделал три креста. Первый крест он вынес из церкви сам. Местные жители предложили помочь, и каково же было их удивление, когда трое молодых мужчин с трудом приподняли гигантский крест. Крест установили у кладбища воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны. Отец Олег отслужил молебен, а на следующий день в храм пришла помощь с Небес. Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца, учреждённый в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II предложил помощь в проведении ремонтных работ по восстановлению храма и передал в дар храму икону Святителя Николая Чудотворца в окладе.
Второй крест был воздвигнут на Преображение Господне при въезде в поселок на холме. «Пусть воссияет над поселком Свет Христов» - светло улыбался батюшка - «Пусть крест убережет от всякой нечисти».
А несколько месяцев спустя смоляным факелом запылал лес. С каждым часом жар становился нестерпимее, ветер раздувал пожар и огненная стихия кровавыми волнами плескалась у подножия холма. Благодать Креста Христова спасла поселок и его жителей. Как будто невидимая стена преградила путь безумной стихии. Пламя плясало вокруг холма, но ни одна травинка не опалилась и не обуглилась.
Третий крест иерей Олег хотел воздвигнуть в память о священниках, захороненных у храма в ограде. Уже и место было выбрано и расчищено между двух стройных белоснежных берез, но по воле Господа установка креста откладывалась. По указу Владыки Викентия отец Олег окормлял поселок Асбестовский, вблизи которого был открыт и освящен родник сказочной чистоты и красоты «Березовый звон». Здесь и был воздвигнут третий крест, сделанный руками отца Олега. В этот день по православной традиции настоятель церкви Петра и Павла иерей Олег освятил «Березовый звон», чтобы, вода в источнике, освященная Божьим благословением стала животворящей.
Много лет назад над разоренным храмом, на месте свергнутого креста, проросла тонкая березка. Как Божий Знак стояла она под палящими лучами солнца, питаясь дождями и замерзая на уральском ветру. И вот 10 августа 2006 года произошло освящение и воздвижение креста над храмом во имя св. апп. Петра и Павла. Для жителей поселка Нейво-Шайтанский это был долгожданный праздник. Впервые за много лет сотни нарядных прихожан с детьми на руках вдохновенно пели «Многие лета» и осеняли себя Крестным Знаменем. «То, что сегодня произошло, это начало» - говорил матушке Марине отец Олег – «но начало переломное. Надо вернуться к истокам. Наша словесная сила материализуется. В этом месте России, а подобного я не встречал нигде, люди вынуждены очень часто произносить слово «шайтан», что с азиатского переводится, как «бес» и это накладывает отпечаток на судьбу людей, на их жизнь. Люди живут под гнетом этого слова и по сути, сами проклинают свою жизнь. Я уверен, что жители начнут молиться и сами спросят: а почему мы так называем? Давайте называть поселок «Сусанна» - «олененок» - образ чистоты. Бог даст, поживем и увидим, что будет еще через год».
Каждое воскресенье местные ребятишки приходили в Воскресную школу. Вместе с отцом Олегом они поучались Закону Божию, совершали Крестный ход вокруг церкви, а потом матушка Марина угощала всех чаем, пирожками, печеньем. Поначалу в Воскресной школе было всего три-четыре ученика. Через год уже пятнадцать, а еще через год перед Рождеством Христовым пришло двадцать восемь учеников! Матушка хлопотала у самовара, а отец Олег рассказывал детям о том, как в великом смирении Своем Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом, и родился Он не в богатом дворце, не в жилище сильных мира сего, но в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, но простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11).
Накануне праздника Рождества настоятель храма иерей Олег Ступичкин совершил Всенощное бдение. Матушка Марина с дочерью Ксюшей и сыном Иоанном ожидали отца Олега. Настоятель церкви, как капитан корабля, покидал храм последний. Несмотря на то, что он устал после службы, отец Олег согласился поговорить с двумя оставшимися прихожанами: «Матушка, ты иди с детьми домой, а мне с людьми поговорить надо». Не ведал иерей Олег, что не люди это, а душегубы, аспиды в человечьем обличье. Забилось сердце матушки Марины часто-часто и проговорила, глядя батюшке прямо в глаза: «Мы тебя с детьми тут подождем, на улице». Не согласился отец Олег: «Нет, ты иди домой, а я через часок вернусь». И пошла матушка с детьми домой, то и дело оборачиваясь. Батюшка часто в храме после службы оставался в вечернее время беседовать с людьми. А матушку с детьми отсылал, чтобы не мешали, потому что человеку надо раскрыть свою душу священнику: свидетели здесь не нужны. Сергею Довлятшину (32-х лет) и Роману Сухачеву (33-х лет) - неоднократно судимым и проживающим в г. Алапаевске свидетели действительно были не нужны. Убедившись, что матушка и прихожане ушли, а сторожа еще не пришли, они стали срывать со стен иконы. Вставшего на защиту святынь отца Олега убийцы ударили железным прутом по голове. Настоятель храма упал, но пытался подняться и защитить церковь от поругания. Когда изверги подняли тяжелый подсвечник и стали убивать верного служителя Церкви Христовой, икона Святителя Николая Чудотворца, переданная в дар храму Благотворительным Фондом Святителя Николая, сокрылась от глаз грабителей. Чтобы до конца совершить задуманное злодеяние, они обмотали голову батюшки пеленой и облили лампадным маслом. Оставшееся масло вылили на перевернутые скамейки, половики и подожгли. Костер не хотел разгораться. Тонкие языки пламени лишь закоптили стены и подпалили верхушку елки. Душегубы похитили из церкви 22 иконы. Только икона Святителя Николая Чудотворца, висевшая на самом видном месте, так и осталась сокрытой от них Господом. А на дне купели, стоявшей рядом с принявшим мученическую смерть отцом Олегом, оказалась чистая и прозрачная, как ангельские слезы, вода.
После задержания душегубов все похищенные иконы были возвращены.
Вдова священника, матушка Марина плакала, прижимала к груди фамильный крест и хотела уйти с детьми в монастырь. Но в Рождество Христово явился ей безвинно убиенный батюшка Олег и благословил остаться в поселке. И место указал, где должен быть похоронен: за алтарем, в ограде храма между двух берез.
Пополудни расступились тучи, проглянуло солнце и встали над поселком семицветные врата. С просветленными лицами смотрели прихожане и матушка на радугу: «Это знак. Благословление батюшки с нами». На второй день так же пополудни зажглась на небе радуга. На третий день в центре радуги воссиял белый крест. Телекомпания «Ермак» показывала это чудесное явление в своем репортаже 9 января 2007 года.
Иерей Олег Ступичкин, принявший мученическую смерть, был похоронен 10 января 2007 г. у алтаря Петро-Павловского храма в поселке Нейво-Шайтанский Алапаевского района. Богослужение возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. После Божественной литургии было совершено отпевание безвинно убиенного иерея Олега по особому священническому чину, согласно Уставу Русской Православной Церкви.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.01.2009. Безвинно убиенный на царской голгофе