О чем Путин говорил с писателями? Владимир Пастухо

Раиса Мельникова: литературный дневник

О чем Путин говорил с писателями?
Владимир Пастухов( проза. ру)
* * * * *



О чем Путин говорил с писателями? И нужны ли для новой
литературы писатели иной формации?




«Ложные понятия и вредные настроения можно узнать по тому
блеску и торжественности, которыми они окружаются. Истина
не нуждается во внешней обстановке». (Л. Н. Толстой)


«Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь
её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
(Ф.М. Достоевский )
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва
ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
особенно … когда она написана без тщеславного желания
возбудить участие или удивление». (М. Ю. Лермонтов)


«Ложь развращает того, кто ею пользуется, гораздо раньше, чем
губит того, против кого она направлена» (Ромен Роллан)


«Ложь перед самим собою —это наиболее распространенная и самая
низкая форма порабощения человека жизнью» ( Леонид Андреев)




Недавно Председатель Правительства РФ В.В. Путин встречался с популярными российскими писателями. Встреча проходила 28. 09. 2011 г. в филиале Российской государственной библиотеки, в доме Пашкова. За столом рядом с Путиным сидели, в основном, представители (среди них Михаил Веллер, Сергей Лукьяненко, Татьяна Устинова, Захар Прилепин, Александра Маринина, Андрей Усачев, Вадим Панов и др..) т.н. легких жанров – авторы детективной продукции, научной и околонаучной фантастики, те, кого трудно отнести к «инженерам человеческих душ». Это в основном поставщики чтива для поездок в общественном транспорте.



Раньше литература в России говорила вдумчивым правителям о состоянии общества гораздо больше, чем любые секретные донесения, аналитические доклады, ведь писатели были социально-нравственными диагностами общества.


Но все это уже в прошлом?




Давайте попробуем порассуждать об этом событии, и не только.


Насколько же сегодня власть беспокоит творчество писателей?




Думаю, ровно настолько, чтобы они смогли оторвать читателей от окружающей реальности, проблем страны, общества, заморочить им головы. Ведь на встрече не было ни Дмитрия Быкова, ни Людмилы Улицкой, не было и ни одного писателя из круга журнала «Наш современник». За то там были: издатели, и книготорговцы, и писатели, интересы и задачи у которых часто противоположные, о чем свидетельствует полная стенограмма (http://usa.kp.ru/daily/25761/2746700/) состоявшейся встречи. Приведу из нее наиболее яркие диалоги.



Беседу с премьером начал писатель Михаил Веллер, человек, который имеет на радио России еженедельную (по воскресеньям) аудиторию в 70 млн. человек. Да, слушать его интересно, но опыт и анализ его передач показывает, что он выполняет функцию - «сброса пара у населения»: потрещали, выплеснули гнев, заболтали тему, и так дальше по кругу, и это происходит уже не один год.



И видимо он исправно выполняет эту задачу, коли именно
он начал встречу с таким большим руководителем страны?




Так, его высказывание настолько нелепо, что дальше можно было бы потерять интерес к этой встрече вообще: «…современная русская литература находится сегодня

на самом высоком уровне со времен классики, со времени 1917-го.»




Тогда куда же нам отнести:


Горького, Шолохова, Твардовского, Каверина, Катаева, Ефремова, Шукшина,
Аксенова, Пикуля, Распутина, А. Ахматову, К. Антарову и мн. др.?



Да, что там классики Советской России, вот что потом выдала Д. Донцова:
«…Кто читал нас, тот знает про классику».


Однозначно!!


Не менее дивная реплика, стоившая всего разговора, прозвучала от писательницы Т. Устиновой:
«…Владимир Владимирович, МОЖНО я скажу о свободе?»


Моно, моно…


И, и, Путин разрешил поговорить о свободе, об этом подробнее читайте в стенограмме…


А вот писатель Р. Злотников все же задал вопрос, по поводу главного информационного события страны: «Владимир Владимирович, вопрос. Скажите, а эта встреча не под выборы сделана?»


«Мне не нужны такие предвыборные встречи» - парировал Путин.


И наверное, Путин не лукавил. Он и так будет президентом, и мы знаем это с той секунды, когда это было сказано на съезде Единой России. Ему не нужно ничего, у него все под контролем. И он позволяет себе даже не стесняться, сказать, что мне даже не нужны ваши голоса, ну в переводе с дипломатического языка.


А еще Путин рассказал писателям, как правильно критиковать власть.


И как же спросите вы?
=================


Премьер призвал писателей «критиковать власть талантливо и без самолюбования». Наверное, он подразумевал роман Максима Горького «Мать», имея ввиду, что роман «Отец» то, еще не написан…?


А вот что говорил отец, правда ген. директора изд. «Просвещение» А.М. Кондакова:
«… Я вспоминаю, мой отец 30 лет назад задал председателю Союза художников СССР вопрос: что вы кормите десятки тысяч дармоедов, ни одного Рембрандта не появилось?! Ответ был предельно простой: вы знаете, для того чтобы получить одного Рембрандта, надо 500 лет кормить десятки тысяч дармоедов. На сегодняшний день мы, к сожалению, лишились реально действующих союзов писателей. Я уж не знаю, сколько их в Книжном союзе. Сергей Вадимович (Степашин), сколько мы принимали?


Удивительным был ответа С.В.Степашина:
А зачем они нужны? Чтобы дачи получать?



И правда, зачем..?



Но, пожалуй, действительно насущный вопрос задал С.С.Минаев: «Владимир Владимирович, последний момент, насчёт героев нашего времени. Знаете, у нас везде есть честные люди, – это несомненно, и этот пессимизм о том, что у нас все воры и жулики, это надо исключить, потому что действительно честные люди есть. Вопрос в том, что они тонут на фоне пены, которая восседает практически везде. Я полагаю, что вопрос решён со следующим годом, с президентскими выборами. Там всё понятно: можно говорить, какие у нас выборы, какие у нас проценты, что люди выдали определённый мандат доверия. В следующие годы нужно попытаться сделать так, чтобы молодые люди прекратили отвечать на вопрос: «Кем ты хочешь стать в жизни?» – «Я хочу стать чиновником», потому что можно наворовать. Если следующие годы превратятся в аппарат репрессий, я сейчас совершенно чётко говорю, то…



Тут Т.В.Устинова оборвала его своей репликой: «Или бандиты, Серёжа…»


«Бандиты столько не зарабатывают. Таня, прекрати, бандиты по сравнению с чиновниками среднего звена – никто.
Если в следующие годы государство отреагирует на то, что вы знаете, мы видим ошибки…Людей нужно жёстко карать, потому что писатели проживут, а вот то, что мы для них будем писать, мы не можем придумать. Мы должны писать то, что мы видим. И в этом случае эта реакция государства важна, мне так кажется. А патриотизм мы потом напишем.» - продолжил С.С. Минаев


Путин ответил расплывчато: «Что касается патриотизма, то Сергей Сергеевич снял с меня обязанность произнести вслух то, что он уже сказал. Поддерживать какие-то направления работы – это, конечно, можно, но это очень сложная задача, потому что, действительно, к этому процессу сразу могут примазаться многочисленные люди из различного уровня аппаратов, которые всегда обоснуют, что нужно дать денег Иванову, Петрову, а не Сидорову. И это очень сложный процесс. Хотя можно было бы подумать на тему о том, чтобы организовать какой-то процесс поддержки через профессиональное творческое сообщество – так же, как по линии кинематографии мы сделали.»



На что оригинальный вывод сделал Р.В.Злотников: «Не надо! Такая будет банка с пауками. Ни в коем случае.»



- Реплика из зала: «Банка с писателями хуже, чем с пауками.»



В.В.Путин: «Такая проблема существует.»


Р.В.Злотников: «Сами заработаем, не волнуйтесь.»


В.В.Путин: «Я и не волнуюсь, я просто отвечаю на то, что здесь прозвучало.»



Еще Михаил Веллер, пожаловался Путину на то, что национальной идеей в последние 20 лет стало личное обогащение. Но в своем ответе Путин, кажется, забыл про этот важный вопрос, и больше этот вопрос уже никто не поднимал.


Вот в таком духе и проходила встреча.


В окончании встречи В.В.Путин сказал: «К сожалению, мне нужно двигаться уже, я поэтому в завершение вот что хочу сказать. Здесь упоминали про телевидение, про известный фильм о школе: «за государственные деньги такую гадость сделали!». Не за государственные, это акционерное общество, оно делало за свои деньги, привлекало какие-то ресурсы, я даже не знаю какие. Конечно, много задач у нас и в школе, и научить читать, и правильно издавать. Но я в завершение, что бы хотел сказать? Татьяна Витальевна очень красиво завершила, она сказала, что «я за свободу с чистой совестью». Пускай у нас у всех будет максимальная свобода, но давайте при этом никогда не забывать про совесть. Спасибо.»


На что Т. Устинова ответила: «Так мы и есть совесть, мы же писатели».


Гениально!!


Вот так поговорили «кто в лес, кто по дрова» - и разошлись.



Что же хотел приобрести от этой встречи Путин?




Неужели не понимал, что за люди собрались? Наверное, завтра он захочет встретиться с «деятелями культуры» К. Собчак, К.Бородиной или с кем-то ещё из «властителей наших дум»?



В советское время мы были одной из самых читающих стран в мире. Сегодня у нас лавинообразно растёт число людей, которые вообще не читают книг – ни бумажных, ни электронных, никаких книг, а 40 % взрослого населения страны в прошлом году не осилили ни одной книжки, 80 % всей издательской продукции оседает в Москве и Питере, не доходя до регионов страны. Тенденции, которые проявляются в современной литературе, справедливо вызывают тревогу. Но все это внешние проблемы литературы.


Каковы же внутренние?
===============


Думаю это проблема качества литературы. Самым большим достижением в художественном произведении традиционно считался Герой. Нет смысла создавать произведение ни большой, ни малой формы, если художник не придумал яркого, живого героя, Личность, которая совершенствуется, живет собственной, неповторимой жизнью.
Как правило, сегодня этот «герой», становится то небритым мачо, целующим блондинку и стреляющим из револьвера во врага, то криминальным авторитетом, то гомосексуалистом… Главное - привлечь внимание читателя яркой оберткой с пустым содержанием. Часто поступки этого "героя" определяются низменными эмоциями. Современный «герой», просто не способен любить.


Где высокие чувства, где глубина, где же подлинно человеческие качества, чем он отличается от животного, которое живет лишь инстинктами? Каков он герой нашего времени, и если те, кто может красиво рассказать о героях?




Хотя сегодня, так называемый продукт массовой, многотиражной литературы зачастую "собирается" не одним человеком, а множеством "литературных станочников на конвеере". А «открытие» одного автора часто тиражируется множеством клонов-плагиаторов. Литературное творчество служит для коммерческих целей, получению прибыли.



Где же благоговейное отношение к Книге?!



Обманывают СМИ, фильмы, книги. Возможно, эта цитата погубит 99 % интереса к этой статье, но не привести ее не могу, ибо она дана нам с Выше. Вот что о лжи в книгах говорится в Живой Этике: «…ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя — по числу отпечатков книги. Занимать ложью место народных книгохранилищ тяжкое преступление. Нужно почуять истинное намерение писателя, чтоб оценить качество его ошибок. <…> На полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Можно бы сказать — переспите на плохой постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу…» (Кн. Ж.Э. ,О., 94) И еще: «Пусть люди приучаются изгонять из жизни множество мелкой лжи и научатся применять к жизни правду. Ничто так не разрушительно, как сознательное, вредоносное извращение действительности; оно нарушает ритм космоса. (Кн. Ж.Э., И., 332)Примечание:фото из Интернета и репродукция с картина Н.К. Рериха "Голубиная книга".


Вспомним и слова Л. Н. Толстого: «Вредна ложь во всех житейских делах: продать старое за свежее, порченое за целое, обещать отдать долг и знать, что не отдашь и т. п., но всякая такая ложь – ничто перед ложью в делах духовных: выдавать за бога то, что не есть Бог, уверять в спасительности для души того, что не даёт блага душе, выдавать за грех и худое то, что праведно и добро и т. п. В таких делах – главное зло неправды».


Поэтому восхождение к новой литературе, это прежде всего освобождение от лжи в творчестве и в самой жизни.


Сегодня интерес человека, вооруженного знаниями, историческим опытом, совершенной техникой, - должен простираться далеко за пределы ограниченного мира наших далеких предков, в Мир Тонкий, в иные миры: туманности и галактики, да и сам человек это микрокосм, поэтому и экономика, должна служить, прежде всего, - Че ло ве ку, а не наоборот. Человек должен познать самого себя. И кто как не человек владеющий словом, должен прийти на помощь. Литература должна служит возвышению человека, а не его похотей.


«Дни наши наполнены радостью. Книга «Беспредельность» – сколько духовного подъема дает она нам! Всем духом вливаюсь в эту красоту космического огненного творчества Беспредельности, в этот несущийся огненный призыв к Бытию, к созиданию, к вечному беспредельному исканию! Все пространство, каждый атом становится звучащим, и как чувствую эти несметные раздирающие и ликующие призывы. Хотелось бы выразить эти призывы в грандиозной симфонии объединенных оркестров и назвать ее «Зовы Пространства». Но нужен для нее новый и еще более мощный Скрябин.» - писала Е.И.Рерих 05.08.1929 г.


Да, звучит Пространство, заря новой Эпохи уже брезжит, перспектива открывается поистине беспредельная. Только вот сумеем ли подняться на новый Виток Спирали, или свалимся в пропасть?


Решать это предстоит и вам тоже, - уважаемый Авторы Прозы, благо этот процесс уже идет, подобно фестивалям бардовской песни, помимо шоу-бизнеса, вне финансовой цензуры крупных издательств – набирает обороты становления и здесь на Прозе, иной, новой литературы.



Какие же приоритеты на этом пути
становления новой литературы?




Владение словом, национальным языком, думаю не главное. Вот часто даже здесь на Прозе, читаешь грамотного, образованного автора, а душа не вибрирует, и наоборот, наблюдаешь неточные смысловые переходы, некорректные фразы, а читать интересно. Правильному писанию можно научиться, только вот кто помнит произведения популярных современников Пушкина…



Духовность, реализм в высшем смысле, бескорыстность мотивов творчества,


честность – должны стать приоритетами новой литературы. Литературное творчество


не должно быть развлечением, это поиск истины, забвение себя и жажда сострадания,


это средство постичь свою душу, сделать её лучше и помочь своим творчеством другим.









============



© Copyright: Владимир Пастухов, 2011
Свидетельство о публикации №21105160700
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил
Рецензии
Написать рецензию
Сейчас появились буквально неограниченные возможности и формы издания написанного.
Во времена "брежнеевщины" писательско-поэтический труд был отдан "на откуп" Союзу писателей, который неплохо финансировался. Люди (не принадлежавшие Союзу) буквально умирали с надеждой, но так и не увидев своих строк, возможно, оплаченных жизнью.
За именами сверхталантливых (Ч.Айтматова,Солженицына и некоторых других)стояли очень непростые жизненные ситуации и истории. И все же Всевышний дал им должное место в мировом культурном пространстве.
Поэтому, я не была удивлена, что на этой встрече назывались прежде всего имена наших великих классиков. Это хороший знак.
Что же касается вопроса: нужны ли писатели и чтиво в век компьютерного мышления?! Считаю, что нужны. Они уже есть, а время многих впереди!
Поэтому пишите талантливо, дорогие авторы, и уверяю Вас, народ увидит и оценит Вас!


Благодарю за внимание


Елена Грислис 08.10.2011 13:02 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания



Другие статьи в литературном дневнике: