Уединённое

Вера Рей: литературный дневник

Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня.(в дверях, возвращаясь домой).


*


Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только "сделать из себя писателя". Но он не писатель...


*



Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию.


*


Да просто я не имею формы (causa formalis Аристотеля). Какой-то "комок" или "мочалка". Но это оттого, что я весь - дух, и весь - субъект: субъективное действительно развито во мне бесконечно, как я не знаю ни у кого, не предполагал ни у кого. "И отлично"... Я "наименее рожденный человек", как бы "еще лежу (комком) в утробе матери" (ее бесконечно люблю, т. е. покойную мамашу) и "слушаю райские напевы" (вечно как бы слышу музыку, - моя особенность). И "отлично! совсем отлично!" На кой черт мне "интересная физиономия" или еще "новое платье", когда я сам (в себе, "комке") бесконечно интересен, а по душе - бесконечно стар, опытен, точно мне 1000 лет, и вместе - юн, как совершенный ребенок... Хорошо! Совсем хорошо...



;;;;;;;;;;;;;;


"ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ"


* * *


Сущность молитвы заключается в признании глубокого своего бессилия, глубокой ограниченности. Молитва - где "я не могу"; где "я могу" - нет молитвы.


*


Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют.


*


"Прибавляет" только теснейшая и редкая симпатия, "душа в душу" и "один ум". Таковых находишь одну-две за всю жизнь. В них душа расцветает.


И ищи ее. А толпы бегай или осторожно обходи ее.


(за утрен. чаем).


*


Все бессмертно. Вечно и живо. До дырочки на сапоге, которая и не расширяется, и не "заплатывается", с тех пор как была. Это лучше "бессмертия души", которое сухо и отвлеченно.


Я хочу "на тот свет" прийти с носовым платком. Ни чуточки меньше.


*
Как бы Б. хотел сотворить акт: но не исполнил движение свое, а дал его начало в мужчине и начало в женщине. И уже они оканчивают это первоначальное движение. Отсюда его сладость и неодолимость.



В "s" же (utriusque sexus homines) все уже кончено: вот отчего с "s" связано столько таланта.


*


Одни молоды, и им нужно веселье, другие стары, и им нужен покой, девушкам - замужество, замужним - "вторая молодость"... И все толкаются, и вечный шум.


*


Жизнь происходит от "неустойчивых равновесий". Если бы равновесия везде были устойчивы, не было бы и жизни.


Но неустойчивое равновесие - тревога, "неудобно мне", опасность. Мир вечно тревожен, и тем живет.


*


Рассеянный человек и есть сосредоточенный. Но не на ожидаемом или желаемом, а на другом и своем.


*


Имей всегда сосредоточенное устремление, не глядя по сторонам. Это не значит: - будь слеп. Глазами, пожалуй, гляди везде: но душой никогда не смотри на многое, а на одно.


*


Любовь есть боль. Кто не болит (о другом), тот и не любит (другого).



*



Это было поистине чудесно, и чудо сделал "обыкновенный путь". Женщина, сколько-нибудь с умом, выравнивает кривизны мужа, незаметно ведет его в супружестве к идеалу, к лучшему. Ведет его в могущественных г;ворах и ласках ночью. "Ну! ну!" - и все "помаленьку!" к лучшему, к норме.


Пол есть гора светов: гора высокая-высокая, откуда исходят светы, лучи его, и распространяются на всю землю, всю ее обливая новым благороднейшим смыслом.



(В.В.Розанов, 1911–1912)






Другие статьи в литературном дневнике: