***

Вемарол: литературный дневник

Внутренняя рифма определяется СХЕМОЙ РИФМОВКИ стихотворения.
Если схема смежная ААВВ, то и рифма предполагается в смежных строчках,
а если, например, перекрестная АВАВ, то и внутренняя рифма располагается
в перекрестных строчках. Равно как и в случаях любой другой схемы рифмовки,
которая определяется по концевым рифмам.
При этом говорить нужно не столько о рифме слов, как о рифме СТОП стихотворения,
а именно ударного, предударного и заударного слогов. В соответственно
симметрии, например в четырёхстопном размере:
.
первая стопа с первой - начальная рифма
вторая стопа со второй - внутренняя рифма
третья стопа с третьей - расширенная рифма
.
И наконец строка в которой зарифмованы ВСЕ стопы - панторифма.
.
У Тима Скоренко внутренняя рифма определена, как сквозная, хотя в других источниках
это нечто иное, но смысл применения аналогичен, вот выдержка из его "Учебника стихосложения"



Самый последний подраздел главы о рифмах. Надо отметить, что сквозные рифмы — это раздел, имеющий отношение скорее к слогу и построению стихотворения, как, впрочем, и раздел о словообразовании и иностранных словах. Сквозная рифма подразумевает, что рифмуются не только окончания строк, но и их середины.


И будет сон устал, и будет верен Фрейд,
И глупый твой телефон забудет все номера,
Забьёт тупой металл дыханье слабых флейт,
И ты забудешь сон, что приходил вчера. (О. Медведев)


Несложно заметить, что кроме рифм «Фрейд — флейт» (вот пример прекрасного использования имени собственного для получения хорошей рифмы к трудному слову) и «номера — вчера», здесь присутствуют также рифмы посередине: «устал — металл» и «телефон — сон». Сквозные рифмы могут быть и неточными. Они, кроме того, могут присутствовать в части стихотворения и отсутствовать в другой го части. Ещё пример:


Император устал. Ведь дорога от леса до города —
Это локтем поддых и ещё на колене ушиб,
Чьи-то лица в кустах, санитары, плюющие в бороду,
И другие плоды разложения русской души. (В. Пелевин)


Тут видно, что сквозная рифма делит стихотворение не посередине, а ближе к началу строки. Дело в том, что такая рифма должна располагаться там, где в стихотворении находится цезура. Цезура — это внутристиховая пауза, разделяющая строку на две или несколько равных или неравных части. Теоретически, на месте цезуры можно просто брать каждый раз новую строку. Цезура, делящая строку на два равных полустишия, называется медианой. Кстати, отмечу, что в приведенном стихотворении Пелевина сквозные рифмы есть всего в нескольких катренах, а не во всём стихотворении, и это совершенно нормально.



Отдельный разговор о КАЧЕСТВЕ самой рифмы. В этом учебнике достаточно доступно
определены все общепризнанные приоритеты. Вообще, настоятельно рекомендую всем.
http://www.timskorenko.ru/uchebnik1.html
.
Пару слов о моей "Пряхе" (Русская Книга мёртвых, как никак), не для того, чтобы
"похвалится", но чтобы на наглядном примере показать, чем этот текст может выгодно отличаться.
Опять же, качество рифмы. Обратите внимание на то, что почти ВСЯ рифма разнородна,
а ключевое слово "веретено" зарифмовано ТРИЖДЫ и все три раза разной составной, разнословной рифмой:
.
ВЕРЕТЕНО: ВЕРы ТЕмНО -- ВЕРиТь Ей вНОвь -- дВЕРь со сТЕНОй
.
Единственная однородно-глагольная рифма: понравится / не справился
Однако достаточно точная фонетически, к тому же в разных временах.
К дополнительным приёмам можно отнести:
АНАФОРУ - каждая нечётная строфа начинается со слово ДОЛГО
и
ЛЕКСИЧЕСКУЮ ЭПИФОРУ - каждая чётная строфа заканчивается одним и тем же предложением.
.
Это объективные "показатели", однако никто не отменял главных, субъективных.
А это - целесообразность, оправданность применения этих приёмов в данном контексте,
сюжетность (или отсутствие её), гармоничное сочетание заданных слов, само
семантическое построение фраз... и многое, многое, другое.
Как я уже и говорил "песенность" текста - это "бонус" (для тех, кто слышит)
Печатный текст должен звучать "без инструмента в наших головах"
А это уже целая отдельная наука, раздел стихосложения, с особенностью метра, ритма и пр.
.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.03.2016. ***