***

Андрей Владимирович Мужиков: литературный дневник

Вольфрам фон Эшенбах "Парцифаль".


"Мой друг - не арфа и не скрипка,
Чтобы могли играть на нем"
Шекспир украл и сценку придумал для Гамлета.


Из этих романов пошло литературоведение, критика. Это сказка; не помню, однако, чтобы ученые мужи столь же кропотливо изучали Колобка, Бабу Ягу, сказку о репке. Отсюда же символизм, модернизм, все, сделанное для коротания долгих вечеров. Время создания Парцифаля и рыцарских романов то же, что и время записи исландских саг. Фантастика в сагах есть: ведьмы, мертвецы в курганах, чудесное оружие и клады. Но в сагах нет акцента на изумление, не подчеркивается необычность, напротив, все обыденно и обьяснимо, потому что основа - язычество, а не христианство, причем раннее, когда святые черт-те что творили. Саги реалистичны, привязаны к определенным людям, событиям, местам. В этом их прелесть, как в старых фото. Рыцарские романы - апология службы, феодальная, узкая литература в отличие от общемировой, к которой следует отнести саги.



Другие статьи в литературном дневнике: