О стихах удачных и не очень

Сумрачник: литературный дневник

Рассуждения дилетанта.
Наверняка на эту тему есть какие-то научные труды (чем-то же Литературный институт занимается). Но мне не встретились - ибо, как дилетант, не знаю, что именно искать. Так что попытался "открыть Америку" самостоятельно.
Из чего состоит стихотворение (и проза, вообще-то, тоже)? 1) Мысль, которую хочет донести до читателя автор (идея). 2) Образ, в который он эту мысль облекает (тема) . 3) Форма - ритм, метр, размер. 4) Лексика - набор использумых слов (стиль) и композиция.
Я попытался пойти по стопам не только Колумба, но и киношного графа Калиостро и вывести некую "формулу стиха". Признаюсь сразу - ни к чему не пришёл. Кроме понимания одного - для того, чтобы возник хороший стих, нужно гармоничное сочетание всех составляющих (гениальное открытие, конечно, особенно ценное возможностью алгоритмизации :( ).

Вошедший в историю спор между Тредиаковским и Ломоносовым о том, каким метром приличествует писать оды, на мой взгляд, не совсем лишён смысла. В том смысле, что двусложный метр представляется более "быстрым", динамичным, эмоционально насыщенным: "швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет",
"любовь ещё, быть может, в моей душе угасла не совсем, но пусть она вас больше не тревожит" и, для сравнения: "я поручить хочу деву невинную тёплой заступнице мира холодного", "я спросил сегодня у менялы, что даёт за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное "люблю"". Это, разумеется, не догма и не аксиома - просто наблюдение, хотя мне попалась статья, в которой автор говорит о ямбе как о своеобразном современном штампе, который, безусловно, хорош для решения локальных задач, но которого уже следует, по возможности, избегать. Тоже точка зрения.
С сочетаемостью мысли и образа дело обстоит довольно хитро. Потому что есть такое направление, как "символизм". Есть такое сложное явление, как японская поэзия, насквозь пропитанная символами, малопонятными уже и современным японцам (пришлось даже специальные "толковые словари" издавать). Кроме того, поэзия глубоко эмоциональна и обращена, в первую очередь, к чувствам, а только потом - к рассудку, и потому во многом психоделична. То есть символ, как образ или часть образа, присутствует практически везде. Но если поэт пишет стихотворение, перенасыщенное необщепонятными символами, вызывающими глубокие взаимосвязанные ассоциации только у самого автора - его мысль рискует остаться читателем непонятой.
Важность образа хорошо показывает известный черновик Пушкина к "Зимнему утру": снег лежит "как саван белый" или "искрясь на солнце". Попробуйте прочитать четверостишие, начав с "савана". Утро застыло - похоронено под непролазным снегом, заморожено, сковано инеем, обездвижено льдом. А поскольку поэт собирался представить рождение утра, а не его успение, то и остановился на празднике света.
Который плавно приводит нас к лексике. Я, когда в первый раз услышал то, что называется "русский шансон", был крайне озадачен: как "это" можно не только петь (дома, да при желании, петь и телефонную книгу можно), но ещё и записывать и по радио исполнять. Тем не менее, это стиль - соответствующие настроение, образы и слова, которыми они создаются. А вот единственным (на мой взгляд) поэтом, который ухитрялся совершенно свободно, и без ущерба для стихотворения, смешивать в нём лексику каких угодно стилей, был В.В.Маяковский. У него могут соседствовать золоторождённая комета, рваные простыни, Коперник и муж Марь Иванны - и передавать мысль через настроение, понятное и доступное читателю - современнику поэта. Бунтарь-агитатор, он писал для таких же бунтарей - и был понятен своей аудитории.
Но это, пожалуй, то исключение, которое подтверждает правило. И если поэту удалось в стихотворении создать нечто адекватное режиссуре "Театра на Таганке" - он, скорее всего, гений. А во всех остальный случаях полезно помнить, что романтическая баллада, например, предполагает один набор слов, а "блатняк" - другой. И, пожалуй, не стоит смешивать их в одной кастрюле.



Другие статьи в литературном дневнике: